Проект «Изображая сочиняем»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карасева Татьяна Владимировна

 

Направлен на  формирование у дошкольников способности к речевому творчеству через изодеятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 49

г. Апатиты

Проект

«Изображая, сочиняем»

Направлен на  формирование у дошкольников способности к речевому творчеству через изодеятельность.

           

Автор проекта – Карасева Татьяна Владимировна,

                              воспитатель подготовительной  группы с ТНР

                              МБДОУ детский сад комбинированного вида  г. Апатиты

Продолжительность проекта – долгосрочный

Тип проекта – Творческий

Участники проекта – воспитатель, дети подготовительной группы, родители.  

Внешние связи: сотрудники   детской библиотеки, художественного салона «Салма»,  

                            школы искусств  г. Апатиты

Возраст детей – 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа)

                                       

Актуальность. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с ОВЗ.     У детей снижена активность мышления, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.  

      Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Невозможность выразить свои переживания, например, в описании окружающего, составлении рассказов, изображении сюжетов, приводит к возрастанию эмоционального напряжения. Появляется  неуверенность, чувство страха и как следствие нежелание заниматься интересными вещами.

     Поэтому, проблема развития формирования творческой активности дошкольника с ОВЗ становится всё более актуальной. В дошкольном возрасте идёт процесс становления речевой творческой деятельности. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных функциях, ребенок реализует себя в мире в целом. Через речь приходит к самовыражению, так как речевое событие пробуждает в нём авторское начало.

     Таким образом, дошкольное детство является наиболее оптимальным для формирования основ духовного и творческого развития личности. А так же обеспечивает постоянное продвижение детей вперёд на каждом из последовательных временных этапах обучения, реализует идеи преемственности развивающего образования, совершенствует организацию и содержание образовательного процесса. Тем самым создаёт необходимые условия для развития творческих возможностей детей на всех ступенях образования и воспитания.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект – Отсутствие у детей творческого воображения, неумение передать образ, эмоции, описать окружающие предметы, низкая речевая активность.

Игровая мотивация: Расколдовывание заколдованных листов.

Цель проекта – Повышение эффективности работы по приобщению старших дошкольников к словотворчеству через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; развитие речевой активности и познавательно-творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи проекта:

для детей:

  • Развивать поисково-познавательную деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций.
  • Воспитание ценностного отношения к книге как к произведению искусства.
  • Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса.
  • Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к словотворчеству.
  • Развитие элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению иллюстраций, к созданию книг – самоделок; к выражению своих впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
  • Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

для педагогов:

  • Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы с книгами и литературными произведениями.
  • Разработка методических материалов «Работа в книжном уголке» (картотека игр, методы и приемы работы с литературными произведениями, конспекты занятий, досугов и других мероприятий).
  • Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.

для родителей:

  • Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение разнообразных методов работы с детьми в практику семейного воспитания.
  • Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к словотворчеству дома и в детском саду.
  • Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к изодеятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта – Презентация работ детского

         творчества.

Продукты проекта: Альбомы, рукописные книги. 

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

  • Могут сочинять сказки, выразительно читать собственные стихотворения.
  • Самостоятельно придумывают сюжет, описывают детали.
  • Используют различные техники и материалы в изображении сюжета.
  • Используют творческое воображение на занятиях изодеятельностью, развитии речи.
  • Эмоционально устойчивые.

для педагогов:

  • Подведение итогов проектной деятельности в форме презентации «Рисуя, сочиняем».
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы материалами с художественного  творчества.

для родителей

  • Создание групповой мини-библиотеки рукописных книг для детей и родителей.
  • Выявление мнения родителей о прошедших мероприятиях «Ваше мнение».
  • Подготовка и помощь в проведении экскурсий.
  • Оформление творческих выставок – продукта деятельности детей.

Краткое содержание проекта

Виды детской деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • познавательно-исследовательская
  • изобразительная
  • музыкальная
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • двигательная

Формы и методы работы:

  • беседы
  • художественная мастерская
  • исследования
  • сюжетно-ролевая игра
  • просмотр презентаций
  • тематическая выставка
  • экскурсия

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема, планирование

Вхождение в проблему. Вживание в познавательную и игровую ситуации. Принятие задачи.

Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему, подвести детей к самостоятельному выводу: надо помочь расколдовать страницы, восстановить утраченные страницы книги.

Формирует цель, задачи, планирует воспитательно-образовательную деятельность по реализации проекта «Изображая,сочиняем»

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, подбор героев, пословиц о творчестве,

Анкетирование родителей «Как Вы рисуете», «Что вы знаете о воображении», «Учите ли сочинять своего ребенка»

знакомятся с темой, целью, задачами, участвуют в планировании работы по проекту.

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту оценка)

Выполнение детьми исследования и работа над проектом

Организация деятельности детей и родителей по проекту, оказывание им практической помощи. Организация интеграции работы специалистов, детей и родителей.

Родители принимают активное участие в реализации проекта.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – подведение итогов, оценка, самооценка, размышления над новым знанием или опытом, темой другого проекта)

Итоговое мероприятие:

Выставка работ детского творчества.

повышение педагогического уровня в данном направлении родителей

План проектной деятельности

Виды деятельности

Перечень мероприятий

Культурная практика

(Посещение художественного салона «Салма», библиотеки, школы искусств  г. Апатиты).

- «Как рождаются книги» - познавательное развитие;

- «Хорошая книга – лучший друг» - социально-коммуникативное, речевое развитие;

- «Книги и библиотеки» - социально-коммуникативное развитие;

- « Мысли художников зашифрованы на холсте»

Познавательно-исследовательская

Беседы:

- «Зачем людям книги…»;

- «Как поэты сочиняют стихи»;

-   Легко ли сочинять…»

- «Зачем люди мечтают и фантазируют;

- «Писатели фантазеры»;

Видео презентации:

- «Какие бывают книги»;

- «Зачем нужны библиотеки»;

- «Что можно сделать из наших рисунков»;

- «Что делать, если книгу уже нельзя вылечить»;

- «Кто такие иллюстраторы»;

Экспериментирование:

- Игры – эксперименты с бумагой.

- игры эксперименты с красками;

Решение специально смоделированных проблемных ситуаций:

- «Если не было бы книг….»

-  «Несчастные буквы»

- «Как спрятать рассказ в рисунок»

- «Расколдуем рисунки и вернем истории в книги»

- « Заколдованный писатель»

- «Разноцветные  истории»

Игровая

Дидактические игры:

- «Из какой я сказки»;

- «Найди ошибку художника»;

- «Оживи наши сказки»;

- «Лови-бросай – сказку называй!».

- «Допиши две строчки» 

- «Сочини стихотворение, используя 4 слова»

- «Поймай рифму»

Настольные игры:

- пазлы «По щучьему веленью»;

- лото «Репка»;

- настольно-печатная игра «Конёк - горбунок»

- кукольный театр «Морозко»

Сюжетно-ролевые игры:

- Телепередача «В гостях у сказки»;

- «Библиотека»;

- «Книжный магазин»;

- «Делаем сами – своими руками» (изготовление книг)

Квесты:

- «Найдем сюжеты  и соберем книгу»

- «Заколдованный лес»

- «Тайна  старого диска»

Художественно - эстетическая

- «Куда пропали сказки» (миниатюры) рисование

- «Чудо - ножницы» - аппликация, художественно-эстетическое развитие

Изготовление  альбома - свободное творчество, художественно-эстетическое  развитие:

- «Живое воображение» (рисование с элементами аппликации)

- «Я начну, а ты продолжи…»  (рисование с элементами   аппликации)

- «Жили – были чудеса», (рисование с элементами аппликации)

- «В осеннем парке» (коллективная работа рисование с элементами аппликации)

- « В волшебном королевстве»

- «Самый радостный день»

- «Нарисую я стишок»

- «Я рисую музыку»

Речевая

Словотворчество:

- «Сочиним сказку»,

- Литературная гостиная « Я нарисовал  историю»

- «Расскажу историю

- «Сочини и нарисуй»

- «Салат из сказок»

- «Сочиняем сказку вместе» (совместное творчество детей и их родителей)

- «Вечер поэзии» – конкурс чтецов

- «Жили - были….»

- «Жили - были мама с папой….»

       Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Развитие творческого воображения, образного мышления это  условия развития речевого творчества детей. Опосредованное обучение детей, которое побуждает организацию речевых творческих способностей, предполагает использование специальных творческих заданий, упражнений, создание речевых ситуаций, стимулирующих детское творчество и т.д.. Оно происходит само по себе, даже если мы непосредственно этого детей не учим, например, во время художественно-эстетического восприятия литературных произведений, их художественного анализа или в игре-фантазировании.

  Включая в процесс продуктивную деятельность, которая играет важную роль и является движущей силой психического развития ребенка, мы стимулируем творческое воображение. Что-то необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческого воображения, но и  способствуют  активизации речевой активности   у детей, положительно влияет на их умственное развитие. Использование дополнительно на занятиях по рисованию различных техник изображения, приобретает высокую коррекционную значимость. Дети узнают, что рисовать можно красками, карандашами, фломастерами и т.д.

     Используя элементы аппликации, например, изображение человека, животного или предмета,  наклеенного на белый лист бумаги  и предложенного для дорисовки сюжета,  мы непроизвольно  стимулируем мыслительные процессы  ребенка. Он старается придумать, пофантазировать, что могло приключиться с данным героем, чем он мог заниматься, какое у него настроение, что с ним произойдет дальше и т. д.

    Таким образом, мы подталкиваем ребенка к действию, что-нибудь дорисовать придумать, а затем и поделиться с окружающими своей собственной историей.

       Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи.

      Передо мной встала задача найти такие формы взаимодействия с дошкольниками и родителями, которые не только позволили бы оптимизировать данную работу и развить способность к словообразованию и словотворчеству, но и сделали бы речь детей яркой, эмоциональной и богатой. Одной из таких форм является творческий проект «Изображая, сочиняем».   В ходе реализации проекта был сформирован интерес к новым необычным, ранее не слышанным словам, желание попробовать себя в сочинительстве. Для педагогического коллектива проект ценен тем, что в результате его реализации нам удалось не только подобрать и освоить наиболее эффективные формы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, но и систематизировать их. Родители, принимавшие участие в проекте, смогли узнать о новых способах стимулирования и развития детского словесного фантазирования и оценить важность всех компонентов устной речи в развитии личности ребёнка. 

Используемая литература:

  • В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» . – М..2012
  • Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей».  - М., 1999
  • Маршак С.Я. «Собрание сочинений в 4 томах». – М., 1990
  • Сухомлинский В.А. «О воспитании». – М., 1979
  • Л.И.Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ».- М.. 2012
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2011/10/20/slovesnoe-tvorchestvo-detey-uchimsya-sochinyat-stikhi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Сочиняем сказку"

Все дети любят сказки.  Любой ребенок может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника…...

Экологический проект в подготовительной группе "Сочиняем сказку"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к экологической культуре через пректный метод...

Экологический проект в подготовительной группе "Сочиняем сказку"

Приобщение детей к экологической культуре через проектный метод....

Творческий проект "Сочиняем сказку"

Логопедические сказки используются для системной коррекционной работы с детьми. При их использовании решаются задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы: развитие диалогической и монологиче...

творческий проект "Я сам сочиняю сказку"

Конспект занятия по развитию связной речи, сказка "Дерево, родник и облако".Занятие было разработано с целью реализации заключительного этапа коррекционной работы над звуками Р-Л, автоматизации и прои...