Главные вкладки

    Формирование речи дошкольников среднего вазраста
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

    Даниленко Алла Васильевна

    как формировать речь среднего дошкольника конспекты

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                             

    Тема: «Формирование речи дошкольников среднего возраста».

    В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цель. Но так как цели развития взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, то каждое занятие нацелено на решение комплекса задач.

    Занятие 1.

    Обогащение словаря ребенка: - активизировать и обогащать словарь детей;

    Развитие связной  речь: -  учить составлять описательный рассказ по картине; развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

    Развитие звуковой культуры речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

    Занятие 2.

    Формирование грамматического строя речи: : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под .Активизировать употребление в речи сложных предлогов.

    Развитие звуковой культуры речи:  Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Обогащение словаря ребенка: Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

    Занятие 3.

    Развитие связной речи: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек

    Обогащение словаря ребенка : Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

    Формирование грамматического строй речи :  тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

    Развитие звуковой культуры речи: закреплять правильное произношение звука  с (с'), з (з' ), произносить  четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах.

    Занятие 4.

    Развитие звуковой культуры речи: - учить детей звуковому анализу слов;

    закреплять навыки дифференциации звуков [З]-[С];  учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз .

    Формирование грамматического  строя речи :  учить детей образовывать форму множественного числа существительных ,обозначающих детёнышей животных;

    Обогащение словаря ребенка: пополнять и активизировать словарь детей прилагательными; продолжать совершенствовать монологическую речь; учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.

    Развитие связной речи : развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.

    Занятие 5.

    Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

    Формирование грамматического строя речи

    Развитие звуковой культуры речиЧетко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.

    Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов.

       1. Конспект НОД  Тема:  «Осеннее настроение»

    Приоритетная задача: Обогащение словаря ребенка  среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Обогащение словаря ребенка: - активизировать и обогащать словарь детей;

    Развитие связной  речь: -  учить составлять описательный рассказ по картине;

    развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

    Развитие звуковой культуры речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

    Ход

    Ребята, отгадайте загадку:

    Ночи темнее, дни холоднее,

    Листья пожелтели, птицы улетели,

    Дождь поливает, когда это бывает?

    Правильно, ребятки, осенью.  Наступила осень – славная пора. Посмотрите, ребята, на картину Исаака Левитана «Золотая осень». Картина, на которой изображается природа, называется  пейзаж. Что вы видите на картине? Какие деревья? Что можно сказать о листьях?  (Активизация и обогащение словаря: осенний пейзаж, клен, береза, листья, листопад) Обратите внимание, что листья клёна и берёзы жёлтые, они словно светятся, листья устлали всю землю.

    Осень – это веселое время года или грустное? Когда опадают листья, идет дождь, кругом лужи?  А вот когда собирают урожай яблок, груш, грибов  - какое? (дети мимикой показывают: грустное, веселое). У меня есть корзинка с овощами и фруктами. Ой, посмотрите, кто это у нас здесь спрятался! Ежик, а почему ты плачешь? Ежик забыл, что относится к фруктам, а что к овощам, поможем ему? (Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты»)

    Физкультминутка

    Тучи в небе кружатся (плавно покачиваться с ноги на ногу)

    Что ни шаг, то лужица (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)

    День осенний хмурится (Руки на поясе – повороты)

    Листопад на улице (Кружиться на месте)

    По дороге стелется (Легко бежать по кругу)

    Желтая метелица.

    Посмотрите, ребята на наше дерево, чего не хватает? (Ответы детей) Правильно, листиков. Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Ответы детей). Этот листик с дуба, значит, он дубовый. А этот с клена, (рябины, березы, тополя), значит он …(рябиновый, березовый, тополиный) (Вызывать детей по одному для вывешивания листочков, направляя их словами вправо, влево, вверх, вниз)

    Игра «Скажи наоборот»: Осенью день короткий, а ночь…(длинная), летом небо высоко, а осенью…(низко), луна видна ночью, а солнце…(днем), если день не холодный, то какой? (теплый).

    Давайте вылепим  из пластилина нашему другу яблочки. Какие цвета мы будем с вами использовать? Какой формы бывают яблочки? Какие приемы лепки нужно использовать?

    Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались трудными? Нашему Ежику пора отправляться в лес, давайте его проводим и подарим ему наши яблочки.

       2. Конспект образовательной деятельности

    Тема: «Дикие животные».

    Приоритетная задача: Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Формирование грамматического строй речи: : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под .Активизировать употребление в речи сложных предлогов.

    Развитие звуковой культуры речи:  Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Обогащение словаря ребенка: Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

    Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

    Буратино: Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

    «Отгадай загадку»

    Его обижают и звери и птицы,

    Он каждого кустика в поле боится

    Зимою под елкой он так замерзает

    Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

    Какие у зайца уши? (Длинные уши)

    Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

    У зайца мягкая теплая шкурка.

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в рыжей шубке летом. (Белка)

    Какие у белки уши? (Короткие уши)

    Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

    Шкурка у белки теплая, мягкая.

    Хозяин лесной

    Просыпается весной

    А зимой под волчий вой,

    Спит в избушке снеговой (Медведь)

    Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

    Какой хвост? (Короткий хвост)

    Я, сознаюсь виновата:

    Я хитра и плутовата

    Я в курятник вечерком

    Часто бегаю тайком. (Лиса)

    Какие уши у лисы? (Острые уши)

    Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

    Кто зимой холодной

    В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

    Какие уши у волка? (Острые уши)

    Какой хвост? (Длинный хвост)

    Вос- ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

    Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

    Задание  «Кто где спрятался?»

    Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает детям сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна, кто, где спрятался(в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

    Физминутка«Буратино»

    Задание . «Назови детенышей»

    Дети находят детенышей по опорным картинкам:

    Лиса - лисята

    Волк – волчата

    Белка - бельчата

    Заяц – зайчата

    Медведь – медвежата

    Задание  «Поделись с другом»

    На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

    . Игра – имитация «Кто как двигается?»

    Заяц – прыгает

    Медведь – идет вразвалочку

    Лиса – крадётся

    Белка – прыгает

    Волк – рыщет.

    Игра «Зайка» (с движениями)

    Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

    Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

    Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

    Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

    Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

    Зайка путает следы, убегает от беды.

    Прыгнул в бок он, повернулся,

    И под кустиком свернулся.

    Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

    Рефлексия.

    Спасибо всем ребятам, за хорошее настроение.

       3.КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Тема: « Лунтик в гостях ».

    Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Развитие связной речи: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек

    Обогащение словаря ребенка : Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

    Формирование грамматического строй речи :  тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

    Развитие звуковой культуры речи: закреплять правильное произношение звука  с (с'), з (з' ), произносить  четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах

    Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

    - Это сказочный зверек лилового цвета.

    - Он упал с Луны.

    - Этот зверек очень любознательный.

    - у него много друзей.

    Дети: Лунтик.

    Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.

    Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).

    Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.

    Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче .

    Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.

    Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко.

    На ширме появляется Лунтик.

    Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

    Воспитатель:  Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках.  Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка

    Составление описательных рассказов.

    Рассказывание об игрушке проводится по вопросам воспитателя. Описывая с воспитателем игрушки зайца, лисы, медведя, которые угадывает Лунтик, дети отвечают на вопрос какой? Затем воспитатель обращает внимание детей не только на внешний вид зверей, но и на черты характера.

    Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

    Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.

    Примеры: Кукла. вукла ,  тукла, машина, ташина, кубик, мубик и т. д.

    Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с'), з (з'), л л(л').

    4.Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи   звуков [З] - [С]».

    Приоритетная задача: развитие звуковой культуры  речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Развитие звуковой культуры речи: - учить детей звуковому анализу слов;

    закреплять навыки дифференциации звуков [З]-[С];  учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз .

    Формирование грамматического  строя речи :  учить детей образовывать форму множественного числа существительных ,обозначающих детёнышей животных;

    Обогащение словаря ребенка: пополнять и активизировать словарь детей прилагательными; продолжать совершенствовать монологическую речь. учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.

    Развитие связной речи : развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.

    Ребята я слышу, где-то шумит насос. Давайте произнесём как шумит насос (с-с-с).

    А теперь где-то летает комар. Как пищит комар, произнесите (з-з-з).

    Молодцы!

    А сейчас мы с вами пойдём в гости. А к кому вы узнаете сами.

    Отгадайте загадку:

    Комочки пуха, длинное ухо.

    Прыгает ловко, любит морковку.

    Кто это?  (заяц- зайчик).

    Произнесите это слово так, чтобы был слышен звук [З].

    А каким зайчик бывает  зимой?  ( белый).

    Белый как что? (Как снег, пух, вата).

    А на ощупь зайчик какой? ( пушистый , тёплый, мягкий).

    Мягкий как что? (Как вата, шарф, пух).

    Молодцы!

    Дети подходят к доске, на ней висят две картинки( грузовик и автобус).

    Воспитатель:

    В гости к зайчику мы поедем , а на чём  назовите сами. В названии этого транспорта есть звук [С].

    Дети:

    На автобусе.

    Дети подходят к автобусу  сделанному  из модулей.

    Воспитатель:

    Проходите, садитесь .Всем удобно? Поехали. Ехать нам долг, сейчас мы поиграем.

    Мы едем в гости к зайцу, а как зовут малыша зайца? (зайчонок).

    А малыша лисы? (лисёнок).

    Волка-волчонок, белки-бельчонок, ежа-ежонок, медведя-медвежонок .

    У нашего зайчика много друзей. Один лисёнок - а много лисята.

    Дальше дети отвечают по аналогии.

    Воспитатель:

    Приехали. Выходите из автобуса. Вот и зайчик.

    А почему он такой грустный (подносит игрушку к уху).

    К нему приходили в гости его друзья бельчата. Поиграли и убежали домой, а игрушки не убрали. Правильно они сделали?

    (нет)

    Почему?

    (ответы детей)

    Воспитатель:

    Давайте поможем зайчику убрать игрушки на место. Игрушки в названии  которых есть звук [С] ставим на этот поднос , а звук  [З] на другой.

    На подносе лежат игрушки самолёт , санки,  ваза, собачка, зонт, коза, сумка, мозаика.

    Дети раскладывают  игрушки по звукам.

    Воспитатель:

    А теперь зайчик предлагает нам поиграть в игру « Хлоп-топ ».

    Мы с зайчиком будем называть слова, если в слове звук [С] вы будете хлопать , если [З] будете топать.

    Воспитатель:

    Ребята, а теперь давайте расскажем о зайчике.

    (дети составляют коллективный рассказ  про зайчика)

       5.Конспект  образовательной деятельности на тему: Описание предметов по картинкам.

    Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

    Формирование грамматического строя речи

    Развитие звуковой культуры речиЧетко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.

    Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов.

    Воспитатель: Ребята к нам пришла зайчиха с фотографиями своих детенышей. Они потерялись, поможем найти их.

    Выбираем одного ребенка и вместе с воспитателем делает объявление по радио: « Внимание! Потерялся …(зайчонок). Он …(в красной рубашке и синих штанишках).В лапах у него …(морковка). Кто его нашел, приведите маме».

    Другой ребенок, у которого точно такая же картинка, приносит ее и рассказывает: «Я нашел зайчика в красной рубашке, синих штанах, с морковкой в лапах». Третий описывает свое изображение зайца, его внешний вид и действия (грызет морковку, играет на балалайке, играет с мячом) и т. д.

    Воспитатель показывает детям следующую картинку, на которой изображено, как два зайца пилят бревно, слышится : щ-щ-щ.

    Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем :щ-щ-щ (показывает как произносится этот звук). Мы тоже с вами как эти зайцы будем пилить доски.

    Дети берут за руки друг друга и «пилят» доски, произносится звук щ-щ-щ.

    Зайцы чистят зубы…(зубной щеткой), а обувь…(обувной щеткой), одежду…(одежной щеткой).

    Показать детям разные щетки, сравнить их отличия и сходства.

    Этой щеткой чищу…(зубы).

    Этой щеткой – башмаки.

    Этой щеткой чищу брюки.

    Все три щетки мне нужны.

    Дети повторяют строчки, затем первую говорят тихо, вторую вполголоса, а третью громко.

       Анализ проведенных занятий.

    В ходе наблюдения за речевым поведением детей в быту и в игровой деятельности было замечено, что многие дети неправильно понимают слова, неправильно их употребляют. У многих детей словарный запас беден. Дети допускают ошибки, связанных с использованием глаголов. Таким образом, приоритетной задачей стояло провести с ним работу по обогащению и активизации словаря.

    Проведенные занятия помогли расширить словарный запас детей. Они с

    некоторым успехом научились согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе. Особенно им понравились игры с мячом, упражнения «Подбери слово», «Подскажи словечко». В свободной деятельности было замечено, что дети пытаются загадывать друг другу незамысловатые загадки.

    Дети с удовольствием выполняли задания,  проявляли желание участвовать и быть ведущими. В процессе занятия сложности возникали у некоторых детей .Они неправильно произносили некоторые звуки (з,р)   . Им сложно выполнять задания, они на все вопросы отвечают односложно. А есть и такие дети, которые стесняются своего произношения и предпочитают помолчать, поэтому с такими детьми я занимаюсь дополнительно индивидуально.

    .

    Задачи, которые получилось решить:

    Активизировать и обогащать словарь детей.

    Учить составлять описательный рассказ по картине.

    Развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы

    и отвечать на них.

    Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

    Учить детей образовывать форму множественного числа существительных ,обозначающих детёнышей животных, активизировать употребление имен прилагательных в речи детей, развивать творческое воображение.

    Дать детям представление о том, что звуки в словах идут другом   в

    определенной последовательности.

    Обучающиеся задачи, нуждающиеся в дальнейшей проработке:

    Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

    Четко и правильно произносить звуки  ш.  З, слышать эти  звуки  в словах , выделять  их.

    Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов

    учить использовать слова с противоположным значением.

    Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

    Учить согласовывать имена существительные, прилагательные и

    местоимения в роде.



    Предварительный просмотр:

                             

    Тема: «Формирование речи дошкольников среднего возраста».

    В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цель. Но так как цели развития взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, то каждое занятие нацелено на решение комплекса задач.

    Занятие 1.

    Обогащение словаря ребенка: - активизировать и обогащать словарь детей;

    Развитие связной  речь: -  учить составлять описательный рассказ по картине; развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

    Развитие звуковой культуры речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

    Занятие 2.

    Формирование грамматического строя речи: : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под .Активизировать употребление в речи сложных предлогов.

    Развитие звуковой культуры речи:  Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Обогащение словаря ребенка: Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

    Занятие 3.

    Развитие связной речи: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек

    Обогащение словаря ребенка : Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

    Формирование грамматического строй речи :  тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

    Развитие звуковой культуры речи: закреплять правильное произношение звука  с (с'), з (з' ), произносить  четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах.

    Занятие 4.

    Развитие звуковой культуры речи: - учить детей звуковому анализу слов;

    закреплять навыки дифференциации звуков [З]-[С];  учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз .

    Формирование грамматического  строя речи :  учить детей образовывать форму множественного числа существительных ,обозначающих детёнышей животных;

    Обогащение словаря ребенка: пополнять и активизировать словарь детей прилагательными; продолжать совершенствовать монологическую речь; учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.

    Развитие связной речи : развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.

    Занятие 5.

    Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

    Формирование грамматического строя речи

    Развитие звуковой культуры речиЧетко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.

    Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов.

       1. Конспект НОД  Тема:  «Осеннее настроение»

    Приоритетная задача: Обогащение словаря ребенка  среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Обогащение словаря ребенка: - активизировать и обогащать словарь детей;

    Развитие связной  речь: -  учить составлять описательный рассказ по картине;

    развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

    Развитие звуковой культуры речи: учить различать и активно использовать в речи интонации удивления, радости, вопроса. Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

    Ход

    Ребята, отгадайте загадку:

    Ночи темнее, дни холоднее,

    Листья пожелтели, птицы улетели,

    Дождь поливает, когда это бывает?

    Правильно, ребятки, осенью.  Наступила осень – славная пора. Посмотрите, ребята, на картину Исаака Левитана «Золотая осень». Картина, на которой изображается природа, называется  пейзаж. Что вы видите на картине? Какие деревья? Что можно сказать о листьях?  (Активизация и обогащение словаря: осенний пейзаж, клен, береза, листья, листопад) Обратите внимание, что листья клёна и берёзы жёлтые, они словно светятся, листья устлали всю землю.

    Осень – это веселое время года или грустное? Когда опадают листья, идет дождь, кругом лужи?  А вот когда собирают урожай яблок, груш, грибов  - какое? (дети мимикой показывают: грустное, веселое). У меня есть корзинка с овощами и фруктами. Ой, посмотрите, кто это у нас здесь спрятался! Ежик, а почему ты плачешь? Ежик забыл, что относится к фруктам, а что к овощам, поможем ему? (Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты»)

    Физкультминутка

    Тучи в небе кружатся (плавно покачиваться с ноги на ногу)

    Что ни шаг, то лужица (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)

    День осенний хмурится (Руки на поясе – повороты)

    Листопад на улице (Кружиться на месте)

    По дороге стелется (Легко бежать по кругу)

    Желтая метелица.

    Посмотрите, ребята на наше дерево, чего не хватает? (Ответы детей) Правильно, листиков. Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Ответы детей). Этот листик с дуба, значит, он дубовый. А этот с клена, (рябины, березы, тополя), значит он …(рябиновый, березовый, тополиный) (Вызывать детей по одному для вывешивания листочков, направляя их словами вправо, влево, вверх, вниз)

    Игра «Скажи наоборот»: Осенью день короткий, а ночь…(длинная), летом небо высоко, а осенью…(низко), луна видна ночью, а солнце…(днем), если день не холодный, то какой? (теплый).

    Давайте вылепим  из пластилина нашему другу яблочки. Какие цвета мы будем с вами использовать? Какой формы бывают яблочки? Какие приемы лепки нужно использовать?

    Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались трудными? Нашему Ежику пора отправляться в лес, давайте его проводим и подарим ему наши яблочки.

       2. Конспект образовательной деятельности

    Тема: «Дикие животные».

    Приоритетная задача: Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Формирование грамматического строй речи: : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под .Активизировать употребление в речи сложных предлогов.

    Развитие звуковой культуры речи:  Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Обогащение словаря ребенка: Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

    Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

    Буратино: Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

    «Отгадай загадку»

    Его обижают и звери и птицы,

    Он каждого кустика в поле боится

    Зимою под елкой он так замерзает

    Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

    Какие у зайца уши? (Длинные уши)

    Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

    У зайца мягкая теплая шкурка.

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в рыжей шубке летом. (Белка)

    Какие у белки уши? (Короткие уши)

    Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

    Шкурка у белки теплая, мягкая.

    Хозяин лесной

    Просыпается весной

    А зимой под волчий вой,

    Спит в избушке снеговой (Медведь)

    Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

    Какой хвост? (Короткий хвост)

    Я, сознаюсь виновата:

    Я хитра и плутовата

    Я в курятник вечерком

    Часто бегаю тайком. (Лиса)

    Какие уши у лисы? (Острые уши)

    Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

    Кто зимой холодной

    В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

    Какие уши у волка? (Острые уши)

    Какой хвост? (Длинный хвост)

    Вос- ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

    Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

    Задание  «Кто где спрятался?»

    Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает детям сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна, кто, где спрятался(в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

    Физминутка«Буратино»

    Задание . «Назови детенышей»

    Дети находят детенышей по опорным картинкам:

    Лиса - лисята

    Волк – волчата

    Белка - бельчата

    Заяц – зайчата

    Медведь – медвежата

    Задание  «Поделись с другом»

    На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

    . Игра – имитация «Кто как двигается?»

    Заяц – прыгает

    Медведь – идет вразвалочку

    Лиса – крадётся

    Белка – прыгает

    Волк – рыщет.

    Игра «Зайка» (с движениями)

    Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

    Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

    Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

    Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

    Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

    Зайка путает следы, убегает от беды.

    Прыгнул в бок он, повернулся,

    И под кустиком свернулся.

    Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

    Рефлексия.

    Спасибо всем ребятам, за хорошее настроение.

       3.КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Тема: « Лунтик в гостях ».

    Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Развитие связной речи: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек

    Обогащение словаря ребенка : Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

    Формирование грамматического строй речи :  тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

    Развитие звуковой культуры речи: закреплять правильное произношение звука  с (с'), з (з' ), произносить  четко и ясно в словах. Учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), слышать интонационно подчеркнутый воспитателем звук и выделять его в словах

    Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

    - Это сказочный зверек лилового цвета.

    - Он упал с Луны.

    - Этот зверек очень любознательный.

    - у него много друзей.

    Дети: Лунтик.

    Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.

    Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).

    Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.

    Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче .

    Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.

    Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко.

    На ширме появляется Лунтик.

    Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

    Воспитатель:  Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках.  Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка

    Составление описательных рассказов.

    Рассказывание об игрушке проводится по вопросам воспитателя. Описывая с воспитателем игрушки зайца, лисы, медведя, которые угадывает Лунтик, дети отвечают на вопрос какой? Затем воспитатель обращает внимание детей не только на внешний вид зверей, но и на черты характера.

    Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

    Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.

    Примеры: Кукла. вукла ,  тукла, машина, ташина, кубик, мубик и т. д.

    Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с'), з (з'), л л(л').

    4.Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи   звуков [З] - [С]».

    Приоритетная задача: развитие звуковой культуры  речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Развитие звуковой культуры речи: - учить детей звуковому анализу слов;

    закреплять навыки дифференциации звуков [З]-[С];  учить слышать эти звуки в словах и подбирать слава с ними; стремиться к ясному и четкому произношению слов и фраз .

    Формирование грамматического  строя речи :  учить детей образовывать форму множественного числа существительных ,обозначающих детёнышей животных;

    Обогащение словаря ребенка: пополнять и активизировать словарь детей прилагательными; продолжать совершенствовать монологическую речь. учить согласовывать имена существительные, прилагательные и местоимения в роде.

    Развитие связной речи : развивать умение описывать предмет, его качества и внешний вид.

    Ребята я слышу, где-то шумит насос. Давайте произнесём как шумит насос (с-с-с).

    А теперь где-то летает комар. Как пищит комар, произнесите (з-з-з).

    Молодцы!

    А сейчас мы с вами пойдём в гости. А к кому вы узнаете сами.

    Отгадайте загадку:

    Комочки пуха, длинное ухо.

    Прыгает ловко, любит морковку.

    Кто это?  (заяц- зайчик).

    Произнесите это слово так, чтобы был слышен звук [З].

    А каким зайчик бывает  зимой?  ( белый).

    Белый как что? (Как снег, пух, вата).

    А на ощупь зайчик какой? ( пушистый , тёплый, мягкий).

    Мягкий как что? (Как вата, шарф, пух).

    Молодцы!

    Дети подходят к доске, на ней висят две картинки( грузовик и автобус).

    Воспитатель:

    В гости к зайчику мы поедем , а на чём  назовите сами. В названии этого транспорта есть звук [С].

    Дети:

    На автобусе.

    Дети подходят к автобусу  сделанному  из модулей.

    Воспитатель:

    Проходите, садитесь .Всем удобно? Поехали. Ехать нам долг, сейчас мы поиграем.

    Мы едем в гости к зайцу, а как зовут малыша зайца? (зайчонок).

    А малыша лисы? (лисёнок).

    Волка-волчонок, белки-бельчонок, ежа-ежонок, медведя-медвежонок .

    У нашего зайчика много друзей. Один лисёнок - а много лисята.

    Дальше дети отвечают по аналогии.

    Воспитатель:

    Приехали. Выходите из автобуса. Вот и зайчик.

    А почему он такой грустный (подносит игрушку к уху).

    К нему приходили в гости его друзья бельчата. Поиграли и убежали домой, а игрушки не убрали. Правильно они сделали?

    (нет)

    Почему?

    (ответы детей)

    Воспитатель:

    Давайте поможем зайчику убрать игрушки на место. Игрушки в названии  которых есть звук [С] ставим на этот поднос , а звук  [З] на другой.

    На подносе лежат игрушки самолёт , санки,  ваза, собачка, зонт, коза, сумка, мозаика.

    Дети раскладывают  игрушки по звукам.

    Воспитатель:

    А теперь зайчик предлагает нам поиграть в игру « Хлоп-топ ».

    Мы с зайчиком будем называть слова, если в слове звук [С] вы будете хлопать , если [З] будете топать.

    Воспитатель:

    Ребята, а теперь давайте расскажем о зайчике.

    (дети составляют коллективный рассказ  про зайчика)

       5.Конспект  образовательной деятельности на тему: Описание предметов по картинкам.

    Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

    Формирование грамматического строя речи

    Развитие звуковой культуры речиЧетко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.

    Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов.

    Воспитатель: Ребята к нам пришла зайчиха с фотографиями своих детенышей. Они потерялись, поможем найти их.

    Выбираем одного ребенка и вместе с воспитателем делает объявление по радио: « Внимание! Потерялся …(зайчонок). Он …(в красной рубашке и синих штанишках).В лапах у него …(морковка). Кто его нашел, приведите маме».

    Другой ребенок, у которого точно такая же картинка, приносит ее и рассказывает: «Я нашел зайчика в красной рубашке, синих штанах, с морковкой в лапах». Третий описывает свое изображение зайца, его внешний вид и действия (грызет морковку, играет на балалайке, играет с мячом) и т. д.

    Воспитатель показывает детям следующую картинку, на которой изображено, как два зайца пилят бревно, слышится : щ-щ-щ.

    Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем :щ-щ-щ (показывает как произносится этот звук). Мы тоже с вами как эти зайцы будем пилить доски.

    Дети берут за руки друг друга и «пилят» доски, произносится звук щ-щ-щ.

    Зайцы чистят зубы…(зубной щеткой), а обувь…(обувной щеткой), одежду…(одежной щеткой).

    Показать детям разные щетки, сравнить их отличия и сходства.

    Этой щеткой чищу…(зубы).

    Этой щеткой – башмаки.

    Этой щеткой чищу брюки.

    Все три щетки мне нужны.

    Дети повторяют строчки, затем первую говорят тихо, вторую вполголоса, а третью громко.

       Анализ проведенных занятий.

    В ходе наблюдения за речевым поведением детей в быту и в игровой деятельности было замечено, что многие дети неправильно понимают слова, неправильно их употребляют. У многих детей словарный запас беден. Дети допускают ошибки, связанных с использованием глаголов. Таким образом, приоритетной задачей стояло провести с ним работу по обогащению и активизации словаря.

    Проведенные занятия помогли расширить словарный запас детей. Они с

    некоторым успехом научились согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе. Особенно им понравились игры с мячом, упражнения «Подбери слово», «Подскажи словечко». В свободной деятельности было замечено, что дети пытаются загадывать друг другу незамысловатые загадки.

    Дети с удовольствием выполняли задания,  проявляли желание участвовать и быть ведущими. В процессе занятия сложности возникали у некоторых детей .Они неправильно произносили некоторые звуки (з,р)   . Им сложно выполнять задания, они на все вопросы отвечают односложно. А есть и такие дети, которые стесняются своего произношения и предпочитают помолчать, поэтому с такими детьми я занимаюсь дополнительно индивидуально.

    .

    Задачи, которые получилось решить:

    Активизировать и обогащать словарь детей.

    Учить составлять описательный рассказ по картине.

    Развивать диалогическую речь, учить самостоятельно задавать вопросы

    и отвечать на них.

    Вслушиваться в звучание слов, выделять в них заданный звук.

    Учить детей образовывать форму множественного числа существительных ,обозначающих детёнышей животных, активизировать употребление имен прилагательных в речи детей, развивать творческое воображение.

    Дать детям представление о том, что звуки в словах идут другом   в

    определенной последовательности.

    Обучающиеся задачи, нуждающиеся в дальнейшей проработке:

    Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

    Четко и правильно произносить звуки  ш.  З, слышать эти  звуки  в словах , выделять  их.

    Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов

    учить использовать слова с противоположным значением.

    Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

    Учить согласовывать имена существительные, прилагательные и

    местоимения в роде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего) возраста»

    Конспекты занятий по лексической теме "Лето", для детей второй младшей, средней, старшей логопедической группы....

    Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"

    "Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий....

    «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников».

    Консультация для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – важное условие для формирования речи дошкольников». Актуальность проблемы.Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем г...

    Формирование речи дошкольников среднего возраста.

    Формирование речи дошкольников среднего возраста.В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цел...

    Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"

    Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...

    Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

    Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....