Итоговая работа ""Формирование речи дошкольников среднего возраста"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

"Формирование речи дошкольников среднего возраста".Комплекс занятий по развитию речи, с приложением конспектов занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_chovnik_n.s.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа на тему: «Формирование речи дошкольников среднего возраста».

Номер занятия

Тема занятия

Приоритетные задачи

Занятие 1

«Описание  и сравнение игрушек»

(машинок)

Развитие связной речи: Учить детей описывать и сравнивать машины, правильно называя все части, высказываться законченными предложениями.

Формирование грамматического строя речи: активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;

Развитие звуковой культуры речи:

Обогащение словаря ребенка : активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; учить использовать слова с противоположным значением.

Занятие 2

«Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди»»

Развитие связной речи: Учить детей понимать смысл сказки, образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями.

Формирование грамматического строя речи: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

Занятие 3.

Звуковая  культура речи "Звук "Ц"

Развитие связной речи: Учить детей понимать образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями.

Формирование грамматического строя речи: Совершенствовать интонационную выразительности речи.

Развитие звуковой культуры речи: Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках).

Обогащение словаря ребенка

Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка.

Воспитывать усидчивость, внимание.

Занятие 4.

: «Описание детьми внешнего вида друг друга».

Развитие связной речи: Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду.

Формирование грамматического строя речи:  Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть , формы повелительного наклонения глаголов рисовать ,танцевать и др.

Развитие звуковой культуры речи: Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.

Обогащение словаря ребенка:

Занятие 5

Описание предметов по картинкам

Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

Формирование грамматического строя речи

Развитие звуковой культуры речи: Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.

Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов

1. Конспект занятия на тему: «Описание  и сравнение игрушек»

(машинок)

Развитие связной речи: Учить детей описывать и сравнивать машины, правильно называя все части, высказываться законченными предложениями.

Формирование грамматического строя речи: активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;

Развитие звуковой культуры речи:

Обогащение словаря ребенка : активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; учить использовать слова с противоположным значением.

Используемые материалы: большой трактор-бульдозер и маленькая легковая машинка.

Детям показывает воспитатель обе машины и предлагает описать по очереди каждую машину.

Затем  ребятам предлагается сравнить две машины: цвет, форму, размер колес, величина, количество деталей, предназначение каждого вида транспорта.

Описания-загадки — продолжение игры

После этого взрослый описывает любого животного, а дети отгадывают: «Кто-то к нам идет в гости. Шерсть у него лохматая, густая. Он косолапый, громко рычит. Кто это?» (Медведь.)

Можно предложить детям изобразить медведя, как он ходит, показать, как «умываются» кошка и котенок. Такие упражнения развивают у детей пластику и углубляют представление об образе животного. В дальнейшем это повлияет на их описания, они смогут назвать медведя косолапым, неуклюжим, неповоротливым.

Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке: лиса хитрая, заяц быстрый, медведь неуклюжий.

Затем дети становятся в круг и с ними проводится игра « Скажи слово, противоположное по смыслу»  Воспитатель произносит слово и кидает мяч ребенку, а ребенок должен назвать  противоположное по смыслу слово и бросить мя ч обратно воспитателю и так по кругу, чтобы каждый ребенок смог подержать мяч в руках и ответить на вопрос.

2.Конспект занятия на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди»»

Развитие связной речи: Учить детей понимать смысл сказки, образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями.

Формирование грамматического строя речи: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

Воспитатель беседует с детьми о сказках.( что такое сказка? Какие сказки о животных дети знают.)

Воспитатель рассказывает детям русскую народную сказку « Гуси-лебеди». После рассказывания сказки проводится беседа с использованием иллюстраций. Воспитатель задает детям вопросы, а дети стараются ответить.

Упражнение «Учимся рассуждать»

Цель: подвести детей к составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

Детям предлагаются картинки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы и т.п.

— Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Используйте слова — во-первых, во-вторых, — чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Игра «Кто заблудился?»

Цели занятия: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.)

— Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.)

— Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

Закончите предложения:

«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».

«Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».

— Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся

3.Конспект занятия Звуковая  культура речи "Звук "Ц"

Развитие связной речи: Учить детей понимать образные слова и выражения в тексте ,развивать творческое воображение, высказываться законченными предложениями.

Формирование грамматического строя речи: Совершенствовать интонационную выразительности речи.

Развитие звуковой культуры речи: Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках).

Обогащение словаря ребенка

Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка.

Воспитывать усидчивость, внимание.

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

2. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.

Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка (пальчиковая гимнастика). Петушок спрашивает: «Вы не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).

Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.
3. Тут пришла курица и снесла яйцо. Выставляются картинки.

Проговаривание чистоговорок: «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо».

Далее рассматриваем картинки, слова на которых начинаются на звук «ц» (цветок, цыпленок, цирк, цапля).

4.Конспект занятия на тему: «Описание детьми внешнего вида друг друга».

Развитие связной речи: Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду.

Формирование грамматического строя речи:  Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть , формы повелительного наклонения глаголов рисовать ,танцевать и др.

Развитие звуковой культуры речи: Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.

Обогащение словаря ребенка:

Проводится игра. Дети рассказывают о своих друзьях, но не называя имени. А ведущий должен угадать о ком идет речь. Нужно сказать кто это: мальчик или девочка, какие у нее или у него волосы, какая одежда. Спросить 3-4 желающих и помочь, подсказывая начало предложения.

Когда спрашивает воспитатель, о том кто хочет рассказать о своем друге или подруге, обращает внимание на интересное слово хочет.

Один человек говорит : я хочу, он хочет, а когда говорят несколько человек, то произносят: мы хотим, они хотят.

Игра: «Разложи картинки»

Цель:выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Воспитатель показывает детям две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и.т.п. Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны определены начало и конец действия.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке и составлению рассказа по картине основной является задача обучения рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

5.Конспект занятия на тему: Описание предметов по картинкам.

Развитие связной речи: Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.

Формирование грамматического строя речи

Развитие звуковой культуры речи: Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.

Обогащение словаря ребенка: Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов.

Используемые материалы: картинки с изображением разных зайчат; три щетки: зубная, обувная, одежная.

Воспитатель: Ребята к нам пришла зайчиха с фотографиями своих детенышей. Они потерялись, поможем найти их.

Выбираем одного ребенка и вместе с воспитателем делает объявление по радио: « Внимание! Потерялся …(зайчонок). Он …(в красной рубашке и синих штанишках).В лапах у него …(морковка). Кто его нашел, приведите маме».

Другой ребенок, у которого точно такая же картинка, приносит ее и рассказывает: «Я нашел зайчика в красной рубашке, синих штанах, с морковкой в лапах». Третий описывает свое изображение зайца, его внешний вид и действия (грызет морковку, играет на балалайке, играет с мячом) и т. д.

Воспитатель показывает детям следующую картинку, на которой изображено, как два зайца пилят бревно, слышится : щ-щ-щ.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем :щ-щ-щ (показывает как произносится этот звук). Мы тоже с вами как эти зайцы будем пилить доски.

Дети берут за руки друг друга и «пилят» доски, произносится звук щ-щ-щ.

Зайцы чистят зубы…(зубной щеткой), а обувь…(обувной щеткой), одежду…(одежной щеткой).

Показать детям разные щетки, сравнить их отличия и сходства.

Этой щеткой чищу…(зубы).

Этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

Дети повторяют строчки, затем первую говорят тихо, вторую вполголоса, а третью громко.

Анализ проведенных занятий.

Дети с удовольствием выполняли задания, все проявляли желание участвовать и быть ведущими. В процессе занятия сложности возникали у некоторых детей. В моей группе 22 ребенка, а 5 из них будут переводить в логопедическую группу, так как у них идет задержка речевого развития. Им сложно выполнять задания, они на все вопросы отвечают односложно. А есть и такие дети, которые стесняются своего произношения и предпочитают помолчать, поэтому с такими детьми я занимаюсь дополнительно индивидуально.

На занятии №4  некоторые ребята при описании друзей смотрели на того кого описывали или называли имя, им сложно было держать в тайне имя и не проболтаться.

Задачи, которые получилось решить:

  • Учить детей описывать и сравнивать машины, правильно называя все части;
  • активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;
  • развивать творческое воображение;
  • Учить описывать внешний вид окружающих и их одежду;
  • Дать детям представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности;
  • Учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки.
  • Четко и правильно произносить звук щ, слышать этот звук в словах , выделять его.
  • Тренировать детей в подборе слов, обозначающих действия предметов

Обучающиеся задачи, нуждающиеся в дальнейшей проработке:

  • высказываться законченными предложениями;
  •  учить использовать слова с противоположным значением.
  • учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание.
  • Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть , формы повелительного наклонения глаголов рисовать ,танцевать и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи дошкольников по возрастам. Консультация для воспитателей и родителей.

В консультации раскрыты основные этапы становления речи дошкольников, представлены характерные искажения звуковой стороны речи, коротко описано, чем должны овладеть в речевом развитии дети того или ин...

Формирование речи дошкольников среднего вазраста

как формировать речь среднего дошкольника конспекты...

Формирование речи дошкольников среднего возраста.

Формирование речи дошкольников среднего возраста.В данной работе я разработала план серии занятий и конспекты по развитию речи дошкольников. В каждом конспекте первой строкой выделена приоритетная цел...

«Формирование речи дошкольников младшего возраста»

Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать гла...

«Формирование речи дошкольников младшего возраста»

Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования де...

ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме

Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также  деятельность с родителями...