Использование русского народного фольклора в развитии коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Бурова Светлана Алексеевна

Методическая разработка раздела образовательной программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела образовательной программы «Использование русского народного фольклора в развитии коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель МДОУ детский сад

№ 402 «Золотая рыбка»

Бурова С.А.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Изменение в экономической и социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению её содержания и воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу  показатель его способностей и таланта.

Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Втотский, А.В. Запорожец, Н.С. Карнинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), фольклористы (В.А. Аникин, А.Ф. Афансьев, М.А. Булатов, М. Забылик, О.И. Кпица, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн и др.) Определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народным массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное, художественное творчество, которое возникло в процессе человеческой речи.

Коммуникативность – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворятся различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. И фольклор помогает удовлетворить все эти потребности.

Работа по ознакомлению с фольклором детей и обогащению речевой активности ведется у нас еще с ясельной группы. Дети хорошо знакомы с потешками, песенками, колыбельными, пословицами, поговорками и сказками. Но сейчас встала первая задача:

развить коммуникативную активность детей через развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия, так как уже в возрасте 5 лет развивается наиболее интенсивное общение: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы.

Вторая задача: развитие диалогической речи (в процессе общения)

Третья задача: развития понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (элементы драматизации).

Четвертая: развитие связной речи.

Мы провели диагностику коммуникативной сферы.

Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная ситуация: взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?» Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос «Чтобы ты сделал на месте обиженного мальчика (или обиженной девочки)?

Ход исследования: в исследовании приняли участие 17 человек. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение общаться ситуативно-личностно. Были заданы вопросы: кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссорится? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов.

Получены тревожные результаты. Только 30% обследуемых дошкольников могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. 50% детей проявляли полную беспомощность, они говорили «не знаю», «убегу», «заплачу» (недостаточная социальная компетентность), 20 % («побью», «стукну», «буду драться») носят явно агрессивный характер.

Пути развития.

Включать в деятельность  детей этюды на выразительность, игры драматизации, больше читать сказки (обсуждать поведение героев), пословицы и поговорки о дружбе.

Мы пришли к выводу, что огромную помощь в развитие коммуникативного общения нам окажут русско-народные сказки. Они являются блестящим примером образности русского языка, оказывают своё влияние на язык ребенка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает гармонию слов. В сказках всегда понятно, где хороший герой, где плохой, и в них всегда добро побеждает зло. Дети с ясельной группы любят слушать сказки. Мы их рассказывали от лица сказочных персонажей, использовали куклы, игрушки, иллюстрации. Дети старались сами показать сказку, манипулируя игрушками.

Работу мы начали с того, что побеседовали с детьми об их любимых сказках. Выяснили, что больше всего они любят: «Теремок», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси лебеди». Дети рассказали о персонажах сказки, об их характерах, поступках. Детям были предложены этюды на выразительность «Мышка», «Яблонька», «Сестрица Алёнушка». Дети с удовольствием изображали сказочных персонажей, рассказывали о них, общались. Составляли загадки о персонажах. Рисовали рисунки в детском саду и дома. На физкультурных занятиях вместе с физоргом Мариной Юрьевной дети тоже были сказочными персонажами (спортивное развлечение «В гостях у сказки»). На музыкальном занятии с Мариной Вячеславовной дети поют распевки, водят хороводы, учат песенки. Вся эта ранее произведенная работа позволила мне подвести детей к тому, что мы можем стать артистами и показать сказку родителям.

Мы выбрали сказку «Гуси-лебеди». Она помогла объединить в ролях всех детей. Дети живо обсуждали характеры героев, мы решали, кто какую роль будет играть. Дети, которые обычно конфликтовали в свободном общении, плохо говорили – стали дружнее, развилась их речь. Хоровод «Как в лесу лесочке» мы включили в сказку, он тоже помог объединить детей. Конечно, осуществлялся индивидуальный подход и к девочкам и к мальчикам. Мы обсуждали, какой характер главной героини «Маши» с Яной, какая должна быть «Баба Яга» у Гели. Яна являлась связующим звеном всей сказки. Геля, которая до этого очень трудно общалась с детьми – раскрылась, стала более коммуникабельна. Дима Тренин, Дима Потапов, Артем Смирнов и Кирилл, которые частенько между собой конфликтуют, с удовольствием играли вместе гусей-лебедей, помогали друг другу.

Огромную помощь нам оказали родители.

На родительском собрании мы обсудили тему «Развития коммуникативного общения детей через русский фольклор». Все родители откликнулись на наше предложение сшить костюмы для сказки детям. Они их сами придумали, дети помогали им дома. Так же родители с удовольствием посещали с детьми театры (кукольный, ТЮЗ). Это тоже помогло нам в работе. Дети видели, как играют настоящие артисты.

Показ сказки стал общим праздником. Вначале родители и дети отгадывали загадки о сказках, затем дети сыграли сказку, потом всех объединил русский танец. Совместное чаепитие с домашней выпечкой объединило всех: воспитателей, родителей, детей.

Повторная диагностика показала: диагностировано 17 человек, из них 70% детей могут находить выход из ситуации (12 человек), 18% уходят от решения проблемы (3 человека), 12% носят агрессивный характер (2 человека).

Таким образом: Детское творчество основано на подражании, которое служит фактором развития ребенка, в частности развития коммуникативного общения, развития речи. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Информация для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...

Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка», как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: 1. Развивать творческие способности детей, эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.2. Формировать умение  находить выразительные средст...

статья на тему: использование русской народной сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок....

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «мастерская»

Мастерская – это условно обозначенное пространство группы, организованное таким образом, чтобы дети и педагог могли находиться рядом и вместе решать поставленные задачи. Основная идея работы в м...

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Использование русского народного фольклора при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.1. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его ...