статья на тему: использование русской народной сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Аницева Кристина Алексеевна

В статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.

Ключевые слова: речь, образная речь, русские народные сказки, педагогическая поддержка.

В период дошкольного возраста происходит активное развитие образной речи ребенка, и задача взрослого - педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. [11, с.348]

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. [9, с.11]

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. [6, с.31]

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. [1, с.20]

Образная речь - это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь - богата метафорами, сравнениями, эпитетами, антонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, пословицами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь учителя делает его более привлекательным для детей, более интересным собеседником в общении. [10, с.59]

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. [5, с.47]

Важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения. [4, с.400]

В связи с этим, можно обозначить проблему исследования - какие методы и приемы в использовании русской народной сказки, способствуют развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста?

Исследуя образную речь детей старшего дошкольного возраста, мы определяем, как влияет русская народная сказка на развитие образной речи старших дошкольников? Которая, определяет теоретическое обоснование образной речи детей старшего дошкольного возраста. Используя в основе русские народные сказки, мы разрабатываем и апробируем конспекты НОД в развитии образной речи.

Отсюда следует, что первоначально нужно проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста; выявить первоначальный уровень образной речи детей старшего дошкольного возраста; разработать и апробировать конспект НОД в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок; выявить эффективность русских народных сказок в развитии образной речи старших дошкольников.

Нашей работой могут воспользоваться воспитатели ДОУ и родители детей старшего дошкольного возраста в развитии образной речи с использованием русских народных сказок

Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников.

Для выявления первоначального уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, мы использовали три диагностические методики (М 15  Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 96 с.): [7, с.96]

  1. Методика №1Выявление умений использования образных средств языка в повседневном общении.
  2. Методика №2 Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы.
  3. Методика № 3 Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы.

          Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, был разработан план экспериментальной работы, состоящий из трех этапов:

  • 1 этап – направлен на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью различных приемов;
  • 2 этап – чтение русских народных сказок;
  • 3 этап – сценарий русских народных сказок.

Каждый последующий этап формирующего эксперимента является логическим продолжением предыдущего. В первую очередь, проводилась работа по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста, которые предполагали использование специальных упражнений, подготавливающих детей к чтению русских народных сказок. На данном этапе взрослый выступает в качестве организатора.

На втором этапе производилось непосредственное использование русских народных сказок для развития образной речи. В этом случае взрослый выступает в качестве координатора.

На третьем этапе дети участники, взрослый сценарист. Дети описывали роли сказочных героев русских народных сказок и принимали активное участие в инсценировке русских народных сказок.

Содержание каждого из этапов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание каждого их этапов формирующего этапа эксперимента

Содержание

1 этап

2 этап

3 этап

Цель этапа

Развитие образной речи посредством чтения литературы

Развитие образной речи с использованием русских народных сказок

Создание положительных эмоций в инсценировке русских народных сказок

Задачи развития

Освоение приемов образной речи, формирование навыков совместной деятельности

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с русскими народными сказками.

Проигрывание сценария

Используемые материалы

Наглядныепособия, картинки, иллюстрации

Русские народные сказки

Сценарии, костюмы, образы

Участие педагога

Организатор

Координатора

Сценарист

Участие ребенка

Активный участник заданий

Активный участникигр

Актер

Педагогическое сопровождение понимают, как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. [3, с.4]

Необходимо выявить отличие педагогического сопровождения от другого распространенного метода оказания помощи субъектам развития – педагогической поддержки, который, как и педагогическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью образовательного процесса.

Педагогическая поддержка определяется как деятельность педагога, направленная на оказание оперативной помощи учащимся в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении (О.С. Газман и др.).

Вначале эксперимента дети были заинтересованы и увлечены выполнением заданий по методикам.

На втором этапе эксперимента использовались русские народные сказки. Слушали дети очень хорошо, внимательно, не перебивали и не препятствовали чтению. После прочтения русских народных сказок был анализ и беседа по прочитанному, где детям удалось высказать свое мнение и поделиться им со всеми, что не исключило спор между детьми.

На третьем этапе эксперимента, дети сами стали участниками и героями в инсценировке русских народных сказок. У детей все прекрасно получалось, они вжились в роль и прекрасно справлялись каждый со своей задачей по проигрывании той или иной роли.

Контрольный эксперимент показал положительную динамику развития образной речи старших дошкольников.

Таким образом, можно утверждать, что развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок может быть успешным, только посредством оказания педагогической поддержки, правильного подбора русских народных сказок и постоянного их применения в процессе обучения и в повседневной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв.
    приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы
  3. ЧЕТЫРЕ ТАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ ПОДДЕРЖКИ Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С.
  4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.
  5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2009.
  6. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2011. - №5.
  7. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
  8. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 2009. –11с.
  9. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -2008.-№1.-С.59-66.
  10. . Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2013. –348с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей....

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...