«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Турбина Алёна Александровна

Роль теарализованной деятельности в тречевом развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx155.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребёнка - детский сад  № 233»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».

                                           

             

             

         

                                                          Автор воспитатель                                                        

                                                                       МБДОУ МО г. Краснодар

                                                                            «Центр – детский сад № 233»

                                                  Турбина А.А.

                                                     

Краснодар, 2017г.

         В настоящее время современные дошкольные организации ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

         Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

        Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка:

- дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир и прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

     Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Новизна опыта «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие», заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюдов, соответствуют единой теме - развитию речи ребенка.

Актуальность: Совместная творческая театрализованная деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста.

Цель:

  • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность;
  • Реализация новых форм общения с детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

Задачи и методы: 

  •  последовательное знакомство с разными  видами театра;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • раскрепощение ребенка;
  • работа над речью, интонациями;
  • научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять;
  • поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада (Совершенствование артистических навыков детей);
  • продолжать знакомить детей с традициями  и культурой народов Кубани;
  • раскрытие таланта каждого ребенка.

Моя работа составлена  с учетом взаимодействия всех 5 образовательных областей:

  1. «ОО Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
  2. «ОО Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
  3. «ОО Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов Кубани, что служит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
  4. «ОО Музыка», где дети знакомятся  с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
  5. «ОО Социализация», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция, речь.

Методологическая основа.

 В нашем детском саду совместно с музыкальными руководителями и другими педагогами ДОО, ведется планомерная работа по развитию театрализации:

- на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника;

- на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми;

- на успешную социализацию в современном мире.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам:

- с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии,

-  учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

- Дети становятся более раскрепощенными, общительными;

- они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично,

- тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

В работе с детьми использую следующие формы и методы:

  • Чтение и совместный анализ сказок.
  • Проигрывание отрывка из сказок.
  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием  мультимедийного оборудования (презентации).
  •  Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Работа по театрализованной деятельности в первой младшей ведется следующим образом:

  • Театрализованные представления (ведущая роль взрослого).
  • Инсценирование песен.  

      В младшем возрасте дети последовательно знакомятся с различными видами театра, основами актерского мастерства.

     Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут.

Я обучаю детей некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, используем потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, я  раздаю детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу.

В средней группе:

    - разыгрываем несложные представления по знакомым литературным    сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);  

- используем в театрализованных играх образные игрушки и би-ба-бо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер – сюрпризов.

       Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.  В работе я использую обучающие упражнения  типа «Представь себя маленьким котенком и расскажи о себе».

В старшей группе,  использую разные видов театров:

  1. теневой
  2. пальчиковый
  3. настольный
  4. кукольный театр
  • Постановка спектаклей;
  • Инсценирование сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.
  •  Театрализованные игры:

        Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, я в свою очередь учу их  самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.

       Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

В подготовительной к школе группе дети развивают творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку.

     Имитационным  движениям обучаем на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастике, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.

      У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

        Для лучшего понимания литературного произведения, я использую прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы.

         При рассматривании иллюстраций в книге уделяем внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаю этюды на разыгрывание сюжетов: «Лето» «Гроза», «Щенок».

          Дети выполняют различные творческие задания, например:

 - покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

 - покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

 - произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

       Я использую Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

       Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

      Использую Метод обратной связи, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.  

           Для достижения поставленной цели, особо актуальным является создание насыщенной развивающей среды в группе. В связи с этим, мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:

  • ТСО, наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).
  • Различные виды театров:

-  Пальчиковый театр представлен куклами – головками. А также у нас имеется большая картотека пальчиковых игр, методического материала и аудио записей пальчиковых игр с музыкальным сопровождением.

- Театр би-ба-бо. Куклы этого театра нам помогли создать наши родители (мамы связали из шерстяных ниток нам персонажей).

- Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).

- Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывали из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.

- Театр на фланелеграфе.

- Театр из ложек. Герои сказок сделаны из  ложек.

- Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажи и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.

- Театр из магнитиков.

- Театр из прищепок.

- Настольный театр.

        Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Работа с родителями.

        Успешность моей работы во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогают театральные встречи, где родители становятся активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях. Ежегодно в нашем детском саду проводится мероприятие «Панорама добрых дел»,  которое  подводит итог о проделанной работе.

Основные формы работы с родителями:

  • совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования;
  • Родители помогают украшать группы и залы, где живут и воспитываются  наши дети;
  • Шьют костюмы и изготавливают атрибуты для спектаклей и игр.

        Проведённый мониторинг позволил убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей дошкольного возраста. Если на начало года уровень развития детей был:

высокий

средний

низкий

Начало года

3 человека

21 человек

5 человек

Конец года

8 человек

20 человек

1 человек

       В настоящее время более 85 % детей и родителей принимают активное участие в моей работе.

Ожидаемые результаты реализации опыта.

С  уверенностью можно сказать, что проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание, они умеют:

  •  Запоминать и описывать героев;
  •  Сочинять этюды по сказкам;
  •  Строить простейший диалог;
  •  Распределять между собой обязанности и роли;
  •  Использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения);
  •  Имеют представление об разных видах театра;
  •  Умеют придумывать разные сказки, рассказы;
  •   Имеют представления о традициях, культуре народов Кубани;
  •  У них развита речь: чёткая дикция, применяют чистоговорки, скороговорки.

Сроки и этапы реализации опыта работы

В течение  5 лет  с 2012 - 2017г.г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

2012 – 2013г.г.

1.

Изучение литературы и методических пособий по музыкотерапии.

в течение года

2.

Анализ развивающей среды в группе.

сентябрь

3.

Анкетирование родителей воспитанников, с целью выявления заинтересованности по данной проблеме.

октябрь

4.

Разработка алгоритма использования методов и приемов музыкотерапии.

ноябрь

5.

Приобретение методических пособий и материалов по музыкотерапии.

в течение года

6.

Разучивание разных потешек, игр с детьми, показ для детей театрализованных представлений.

в течение года

2013-2014г.г.

1.

Оформление картотеки дидактических игр и упражнений.

апрель

2.

Оформление уголка в группе «Театр в жизни ребёнка»

Изготовление разных видов театра.

май

3.

Сбор фото и видеоматериалов

в течение года

4.

Совместное с родителями и педагогами изготовление атрибутов к праздникам и развлечениям.

в течение года

5.

Подготовка и проведение консультаций для педагогов и родителей «Театрализованная деятельность - как средство развития речи».

Май

6.

Подготовка презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

в течение года

7.

Постановка сказок для детей.

в течение года

2014 – 2015г.г.

1.

«Мастер-класс» для педагогов ДОУ «Формы и методы театрализованной деятельности. Знакомство с разными видами театра».

сентябрь

2.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

в течение года

3.

Изготовление разных видов театра.

в течение года

4.

Опубликование материала из опыта работы: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие» в СМИ.

в течение года

5.

Участие в разных конкурсах ДОО.

в течение года

6.

Постановка несложных представлений по знакомым литературным    сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);  

в течение года

7.

Изготовление пальчикового театра, би-ба-бо, и др.

февраль

2015 – 2016г.г.

1.

Оформление картотеки сюжетно-ролевых игр.

в течение года

2.

Сбор материла для опыта.

3.

Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей.

в течение года

4.

Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

в течение года

5.

Разыгрывание и инсценировка этических сказок и басен.

в течение года

Обобщающий этап. 2016 – 2017 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Показ непосредственно-образовательной деятельности для педагогов и родителей с использованием театрализованной деятельности.

в течение года

2.

Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей.

в течение года

3.

Участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях.

в течение года

4.

Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

в течение года

5.

Анализ работы по теме: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие»

май

6.

Опубликование материала из опыта работы: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие».

в течение года

7.

Оформление опыта: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие».

июнь

        Дети – будущее нашей страны, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.  Надеюсь,  наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация театрализованной деятельности в детском саду,как одно из напрвлений формирования творческих и речевых способностей детей»

Сроки: с ______________  по _____________ 20____г..Исполнители: старший воспитатель  Фролова Е.В.ЗадачиИзучить условия, созданные в группах для развития творческих способностей детей в театр...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...