Главные вкладки

    «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
    проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

    Турбина Алёна Александровна

    Роль теарализованной деятельности в тречевом развитии дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3.docx155.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования город Краснодар

    «Центр развития ребёнка - детский сад  № 233»

    «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».

                                               

                 

                 

             

                                                              Автор воспитатель                                                        

                                                                           МБДОУ МО г. Краснодар

                                                                                «Центр – детский сад № 233»

                                                      Турбина А.А.

                                                         

    Краснодар, 2017г.

             В настоящее время современные дошкольные организации ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

             Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

            Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка:

    - дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир и прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

         Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

    Новизна опыта «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста через речевое развитие», заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюдов, соответствуют единой теме - развитию речи ребенка.

    Актуальность: Совместная творческая театрализованная деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста.

    Цель:

    • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность;
    • Реализация новых форм общения с детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

    Задачи и методы: 

    •  последовательное знакомство с разными  видами театра;
    • совершенствование артистических навыков детей;
    • раскрепощение ребенка;
    • работа над речью, интонациями;
    • научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять;
    • поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада (Совершенствование артистических навыков детей);
    • продолжать знакомить детей с традициями  и культурой народов Кубани;
    • раскрытие таланта каждого ребенка.

    Моя работа составлена  с учетом взаимодействия всех 5 образовательных областей:

    1. «ОО Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
    2. «ОО Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
    3. «ОО Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов Кубани, что служит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
    4. «ОО Музыка», где дети знакомятся  с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
    5. «ОО Социализация», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция, речь.

    Методологическая основа.

     В нашем детском саду совместно с музыкальными руководителями и другими педагогами ДОО, ведется планомерная работа по развитию театрализации:

    - на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника;

    - на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми;

    - на успешную социализацию в современном мире.

    Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам:

    - с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии,

    -  учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

    - Дети становятся более раскрепощенными, общительными;

    - они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично,

    - тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    В работе с детьми использую следующие формы и методы:

    • Чтение и совместный анализ сказок.
    • Проигрывание отрывка из сказок.
    • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием  мультимедийного оборудования (презентации).
    •  Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
    • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Работа по театрализованной деятельности в первой младшей ведется следующим образом:

    • Театрализованные представления (ведущая роль взрослого).
    • Инсценирование песен.  

          В младшем возрасте дети последовательно знакомятся с различными видами театра, основами актерского мастерства.

         Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут.

    Я обучаю детей некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, используем потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, я  раздаю детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу.

    В средней группе:

        - разыгрываем несложные представления по знакомым литературным    сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);  

    - используем в театрализованных играх образные игрушки и би-ба-бо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер – сюрпризов.

           Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.  В работе я использую обучающие упражнения  типа «Представь себя маленьким котенком и расскажи о себе».

    В старшей группе,  использую разные видов театров:

    1. теневой
    2. пальчиковый
    3. настольный
    4. кукольный театр
    • Постановка спектаклей;
    • Инсценирование сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.
    •  Театрализованные игры:

            Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, я в свою очередь учу их  самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.

           Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

    В подготовительной к школе группе дети развивают творческую самостоятельность в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий под музыку.

         Имитационным  движениям обучаем на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастике, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.

          У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

            Для лучшего понимания литературного произведения, я использую прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы.

             При рассматривании иллюстраций в книге уделяем внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаю этюды на разыгрывание сюжетов: «Лето» «Гроза», «Щенок».

              Дети выполняют различные творческие задания, например:

     - покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

     - покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

     - произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

           Я использую Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

           Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

          Использую Метод обратной связи, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.  

               Для достижения поставленной цели, особо актуальным является создание насыщенной развивающей среды в группе. В связи с этим, мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:

    • ТСО, наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).
    • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
    • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).
    • Различные виды театров:

    -  Пальчиковый театр представлен куклами – головками. А также у нас имеется большая картотека пальчиковых игр, методического материала и аудио записей пальчиковых игр с музыкальным сопровождением.

    - Театр би-ба-бо. Куклы этого театра нам помогли создать наши родители (мамы связали из шерстяных ниток нам персонажей).

    - Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).

    - Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывали из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.

    - Театр на фланелеграфе.

    - Театр из ложек. Герои сказок сделаны из  ложек.

    - Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажи и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.

    - Театр из магнитиков.

    - Театр из прищепок.

    - Настольный театр.

            Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

    Работа с родителями.

            Успешность моей работы во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогают театральные встречи, где родители становятся активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях. Ежегодно в нашем детском саду проводится мероприятие «Панорама добрых дел»,  которое  подводит итог о проделанной работе.

    Основные формы работы с родителями:

    • совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования;
    • Родители помогают украшать группы и залы, где живут и воспитываются  наши дети;
    • Шьют костюмы и изготавливают атрибуты для спектаклей и игр.

            Проведённый мониторинг позволил убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей дошкольного возраста. Если на начало года уровень развития детей был:

    высокий

    средний

    низкий

    Начало года

    3 человека

    21 человек

    5 человек

    Конец года

    8 человек

    20 человек

    1 человек

           В настоящее время более 85 % детей и родителей принимают активное участие в моей работе.

    Ожидаемые результаты реализации опыта.

    С  уверенностью можно сказать, что проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание, они умеют:

    •  Запоминать и описывать героев;
    •  Сочинять этюды по сказкам;
    •  Строить простейший диалог;
    •  Распределять между собой обязанности и роли;
    •  Использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения);
    •  Имеют представление об разных видах театра;
    •  Умеют придумывать разные сказки, рассказы;
    •   Имеют представления о традициях, культуре народов Кубани;
    •  У них развита речь: чёткая дикция, применяют чистоговорки, скороговорки.

    Сроки и этапы реализации опыта работы

    В течение  5 лет  с 2012 - 2017г.г.

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки

    2012 – 2013г.г.

    1.

    Изучение литературы и методических пособий по музыкотерапии.

    в течение года

    2.

    Анализ развивающей среды в группе.

    сентябрь

    3.

    Анкетирование родителей воспитанников, с целью выявления заинтересованности по данной проблеме.

    октябрь

    4.

    Разработка алгоритма использования методов и приемов музыкотерапии.

    ноябрь

    5.

    Приобретение методических пособий и материалов по музыкотерапии.

    в течение года

    6.

    Разучивание разных потешек, игр с детьми, показ для детей театрализованных представлений.

    в течение года

    2013-2014г.г.

    1.

    Оформление картотеки дидактических игр и упражнений.

    апрель

    2.

    Оформление уголка в группе «Театр в жизни ребёнка»

    Изготовление разных видов театра.

    май

    3.

    Сбор фото и видеоматериалов

    в течение года

    4.

    Совместное с родителями и педагогами изготовление атрибутов к праздникам и развлечениям.

    в течение года

    5.

    Подготовка и проведение консультаций для педагогов и родителей «Театрализованная деятельность - как средство развития речи».

    Май

    6.

    Подготовка презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

    в течение года

    7.

    Постановка сказок для детей.

    в течение года

    2014 – 2015г.г.

    1.

    «Мастер-класс» для педагогов ДОУ «Формы и методы театрализованной деятельности. Знакомство с разными видами театра».

    сентябрь

    2.

    Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

    в течение года

    3.

    Изготовление разных видов театра.

    в течение года

    4.

    Опубликование материала из опыта работы: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие» в СМИ.

    в течение года

    5.

    Участие в разных конкурсах ДОО.

    в течение года

    6.

    Постановка несложных представлений по знакомым литературным    сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);  

    в течение года

    7.

    Изготовление пальчикового театра, би-ба-бо, и др.

    февраль

    2015 – 2016г.г.

    1.

    Оформление картотеки сюжетно-ролевых игр.

    в течение года

    2.

    Сбор материла для опыта.

    3.

    Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей.

    в течение года

    4.

    Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

    в течение года

    5.

    Разыгрывание и инсценировка этических сказок и басен.

    в течение года

    Обобщающий этап. 2016 – 2017 учебный год.

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки

    1.

    Показ непосредственно-образовательной деятельности для педагогов и родителей с использованием театрализованной деятельности.

    в течение года

    2.

    Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей.

    в течение года

    3.

    Участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях.

    в течение года

    4.

    Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

    в течение года

    5.

    Анализ работы по теме: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие»

    май

    6.

    Опубликование материала из опыта работы: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие».

    в течение года

    7.

    Оформление опыта: «Организация театрализованной деятельности в детском саду с детьми дошкольного возраста  через речевое развитие».

    июнь

            Дети – будущее нашей страны, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.  Надеюсь,  наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организация театрализованной деятельности в детском саду".

    В статье говорится о том, как при помощи театрализованной деятельности в детском саду раскрыть творческий потенциал ребенка....

    Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

    Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

    «Взаимодействие с родителями в рамках организации театрализованной деятельности в детском саду»

    В материале представлен опыт работы с родителями средней группы детского сада по развитию диалогической речи через театральную деятельность и организацию соответствующей среды....

    Доклад "Организация театрализованной деятельности в детском саду"

    В докладе отражена работа  по театрализованной деятельности с детьми младших и старших дошкольников....

    Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

           Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

    ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация театрализованной деятельности в детском саду,как одно из напрвлений формирования творческих и речевых способностей детей»

    Сроки: с ______________  по _____________ 20____г..Исполнители: старший воспитатель  Фролова Е.В.ЗадачиИзучить условия, созданные в группах для развития творческих способностей детей в театр...