Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
презентация по развитию речи на тему

Алдамова Светлана Викторовна

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску  методов и форм в коррекционной работе.

В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться  в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: развитие эмоциональной сферы, обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.).

Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомиться ребёнок. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка помогает ребёнку не только взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.  Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. 

Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка с нарушениями речи в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире. Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь.

Дети с нарушениями речи имеют ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Такие дети нуждаются в создании специальных условий в образовательном процессе детского сада, которые будут направлены на развитие эмоциональной сферы и активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.

Эффективными элементами сказкотерапии в работе учителя-логопеда являются:

  1. Игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы детей с

нарушениями речи с помощью сказки, которые включают в себя:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком рифмовка слов (удалец

молодец);

  • придумывание нескольких однокоренных слов;
  • придумывание нового названия сказки;
  • называние пропущенных слов в сказке.
  1. Логопедические сказки на развитие эмоциональной сферы детей с

нарушениями речи, которые включают в себя:

  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • называние сказочного героя по эпитетам;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки.

 

  1. Психогимнастические сказочные этюды на развитие эмоциональной

сферы детей с нарушениями речи, которые включают в себя:

  • обсуждение эмоционального состояния сказочного персонажа;
  • показ эмоционального состояния сказочного персонажа.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда Автор: учитель-логопед МБДОУ детский сад №8 «Рябинка» Брянкина Светлана Викторовна

Слайд 2

Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомиться ребёнок. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Слайд 4

Эмоциональные комплексы:

Слайд 7

1. Игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи. «Сказочные картинки»

Слайд 8

«Придумай название сказки»

Слайд 9

2. Логопедические сказки на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи «Сказочные герои»

Слайд 10

«Колобок»

Слайд 11

3. Психогимнастические сказочные этюды на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи Этюд «Северный полюс»

Слайд 12

Этюд «Гадкий утёнок»

Слайд 13

Вывод:

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

Использование компьютера в работе учителя-логопеда.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв...

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями

В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Обоснование использования ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения...

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....