Закономерности сенсомоторного и психического развития детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Уткина Вера Викторовна

В раннем возрасте очень важно воспитание сенсомоторной культуры детей. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития восприятия различных свойств предметов, развития тонкой моторики рук - это важный показатель физического и нервно - психического развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья воспитателя ГКУЗ ПНДР6

Уткиной Веры Викторовны

Закономерности сенсомоторного и психического развития детей раннего возраста.

Важным для психического развития ребёнка является накопление им сенсомоторного опыта. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсомоторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В раннем детстве очень важно воспитание сенсомоторной культуры детей. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития  восприятия различных свойств предметов, развития тонкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Ребёнок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Именно сенсорное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего возраста, так как это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие на первом году жизни служит основой для формирования всех линий развития ребёнка.

Своевременный приток новых ярких впечатлений является необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для общего нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

С 2,5-3 до 5-6 месяцев происходит интенсивное накопление и развитие сенсорных впечатлений на основе осязания. Развитие движений руки позволяет ребёнку сочетать их со зрительным восприятием. Вначале ребёнок только ощупывает предметы, не видя их. А потом учится направлять руки в сторону интересующего его предмета, схватывать и удерживать его.  

Сенсорное развитие ребёнка от 5-6 до 9-10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящимся на разном расстоянии от него. Это объясняется новыми возможностями в овладении пространством, так как в этом возрасте ребёнок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать.

Уже к первому году жизни у малыша складываются целостные впечатления о предметах, наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.

Упорядочению сенсорного опыта в значительной мере способствует развитие понимания речи. Ребёнок по просьбе взрослого находит среди игрушек большой и маленький мяч, разные машины, куклы и т.д, узнаёт и показывает близких, домашних животных.

На втором-третьем году жизни начинается постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Доминирующем в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватание и удерживанием предметов, манипулирование ими, передвижением в пространстве.  Все эти действия  помогают ребёнку всё более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия. К двум годам восприятие становится всё более точным и осмысленным в связи с овладением функциями сравнения и сопоставления. Первоначальное сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправления достигает результата. На втором году жизни интенсивно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Особое значение имеет развитие фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Формирование сенсорики большое значение имеет и для психического развития в раннем детстве. Уже в детстве начинают складываться собственно-человеческая психика (ребёнок имеет также, как и животные, внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер).

Предметная деятельность является ведущей деятельностью раннего детства, её деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.

Можно выделить следующие этапы развития предметной деятельности. На первом этапе (1-1,5 года) ребёнок не знает функций предметов, на втором (2-2,5 года) осуществляется жёсткое закрепление функций за предметом, на третьем этапе (после 2,5 лет)  происходит отделение действия от предмета, ребёнок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребёнок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребёнка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.  Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. В раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок.

Развитие эмоционально - потребностной сферы ребёнка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трём годам, появляется местоимение «я». Таким образом, к  концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.

В раннем возрасте самоконтроль формируется взрослым, который регулирует поведение ребенка словом «нельзя». Затем ребенок сам себе говорит «нет», дает себе установку в виде самоконтроля. Дети начинают усваивать ценности, которые предлагаются взрослыми. Однако ребенок проходит этот путь не просто, что проявляется кризисом трех лет, описанным Л.С. Выготским, который характеризуется такими чертами: Первая из них - негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. Вторая черта кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.  Третья черта кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Трёхлетний ребёнок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Четвёртая - строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков). Пятой чертой является своеволие, т.е. ребенок хочет делать все сам. Шестая - протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями, ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Седьмая - деспотизм - диктует своё поведение, проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам своей деятельности и делится своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых, одобрение его действий рождают чувство собственного достоинства.

Подводя итог по рассмотренному выше, можно определить основные закономерности сенсорного и психического развития детей раннего возраста. Для сенсорного развития детей характерно: создание нового типа внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по признакам; возникают представления о свойствах предметов; освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности; развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

  Для психического развития характерно: формирование предметной деятельности, развитие общения со взрослыми, зарождение общения со сверстниками, возникновение предпосылок игровой и продуктивной деятельности; формирование предметного восприятия как центральной познавательной функции, освоение  наглядных форм мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникновение воображения и знаково-символической функции сознания, ребёнок переходит к активной речи, возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности.

Использованные источники: Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. –М., 1982 – 1984,  Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1998, Туревская Е.И. Возрастная психология. – Тула, 2002., Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы  и величины у детей от рождения  и до трех лет. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо...

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Проект на тему: «Закономерности психического развития детей раннего возраста»

 С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее псих...

Презентация "Использование авторских дидактических игр и пособий для сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста"

laquo;Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и ре...