Открытый НОД по развитию связной речи во 2 младшей группе "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Жаркова Наталья Васильевна

Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи во второй младшей группе с использованием мнемотаблиц.

Мнемокарты и мнемотаблица для НОД.

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе.

Самоанализ открытого НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Конспект открытой

непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи

На тему: «Путешествие в зимний лес»

 для второй младшей группы

                         

                        Составила: Жаркова Н.В.

воспитатель 1 квалификационной категории

с. Ермаково

2017 год

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми  образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) развитие связной речи во второй младшей группе

Тема: «Путешествие в зимний лес» 

Цель: учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.

Задачи:

 Обучающие:

 - учить составлять небольшую рассказ по схеме, соблюдая последовательность,

 - активизировать и обогащать словарь прилагательными. 

 - с помощью специальных проблемных ситуаций развивать и активизировать речь детей.

Развивающие: 

- развивать связную речь детей;

- развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль;

- активизировать в речи пространственные предлоги (перед, на, за, под) с одновременным употреблением падежных форм;

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года;

- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку;

- способствовать развитию координации движений.

Воспитательные:

- вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем;

- продолжать учить детей быть доброжелательными, воспитывать желание всегда приходить на помощь к слабым, к маленьким;

- воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности; способен  использовать простые карты-схемы для составления предложений и связного рассказа, применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке. Рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Как звери готовятся к зиме», слушание музыки, чтение стихов, загадок, поговорок и пословиц о зиме.

Оборудование и материалы: ноутбук с видеописьмом, искусственные елки, домик Мороза, сундук, мнемополоски с предложениями, сорока, лесные звери: заяц, лиса, волк, белка, лось, олененок, мешок, обезьянка, схема для рассказывания, магнитная доска, указка, снежинки, корзинка с угощениями для ребят.

Ход НОД:

I. Мотивационно - ориентировочный, организационный этап

1.Организационный момент.

/Дети играют на ковре вместе с воспитателем. Стук в дверь. Заходит почтальон с ноутбуком/

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится, давайте посмотрим кто это.

Почтальон: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Почтальон: Это детский сад?

Дети: Да.

Почтальон: А ваша группа называется «Почемучки»?

Дети: Да.

Почтальон: Тогда вам именно пришло видеописьмо.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, давайте сложим игрушки, прежде чем посмотреть это письмо.

Воспитатель: Все игрушки стоят на своих местах?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте встанем в круг. Все хорошие дела надо начинать делать с хорошего настроения. Но что может быть в письме? Может быть, кто-то хочет поделиться своей радостью, а может быть кому-то очень плохо, грустно, может у кого-то случилась беда и нужна наша помощь.

- Давайте улыбнемся друг другу и пойдем, посмотрим, что же это за видеописьмо.

- Подходим все сюда.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель: Давайте встанем, чтобы всем было видно. Как наши плечики дружат?

/ Дети подходят к почтальону с ноутбуком. На ноутбуке звучит видеописьмо от Феи зимнего леса/

Фея зимнего леса: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я, Фея зимнего леса. В нашем лесу случилась беда, пропали лесные жители, которые пошли к Морозу в гости и не вернулись. Я знаю, вы очень хорошие и добрые дети, поэтому обратилась именно к вам, помогите мне, пожалуйста, найти лесных зверей».

Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь Феи леса?

Дети: Да.

Воспитатель: Сможем, конечно.

- Ну, тогда нам надо отправляться в путешествие в лес. На чем мы можем отправиться?

Дети: На самолете, на машине, на велосипеде, на автобусе, на поезде, на мотоцикле, на самокате.

3. Песня-игра «Веселый паровоз»

Воспитатель: Посмотрите как много видов транспорта, на чем мы можем отправиться.

- А я вам предлагаю отправиться на поезде. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Ну–ка цепляйтесь скорее к паровозу, каждый вагончик цепляется друг за друга. Приготовились. А чтобы нам было ехать веселее, давайте споем песенку про паровоз. 

/Дети строятся друг, за другом. Дети держатся за пояс друг друга. Дети повторяют движения за воспитателем. Все дети идут в ногу/

Воспитатель: Заводим паровоз Ту-ту-ту! Поехали.

Паровоз, паровоз новенький блестящий,

Он вагончики повёз будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Дети: Наши ребятишки.

Все ребята едут в лес, в гости, ну вот мы и приехали. 

II Основной этап.

Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Что в глуши твоей таится,

Что с деревьями творится.

Всё открой не утаи,

Ты же видишь, это мы.

Воспитатель: Посмотрите, лес нам открыл свои владения. Мы можем зайти. Проходите.
Воспитатель: Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха. 
4. Дыхательная гимнастика «Пожимаем плечами».

Исходное положение «стоя». Руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимаем плечи, на выдохе – опускаем.
Воспитатель: Ребята, как красиво в лесу. Как много снега.
Тихо, тихо снег идет,
Падают снежинки
Белые, мохнатые, легкие пушинки… 
Воспитатель: Прислушайтесь, как тихо, кажется – в лесу никого нет.

5. Дидактическая игра «Составь предложение» 

Воспитатель: Посмотрите, что под елочкой таится? 

- Тут чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам,

Посмотреть ну что же там.

Воспитатель: А в сундучке, волшебные карточки. По этим карточкам, мы можем составить предложения.

Давайте сундучок поставим сюда, и будем составлять предложения.

Кто знает, руку поднимает.

«Зимой медведь спит в берлоге»

«Зимой белочка одевает теплую шубку»

 «Зимой на деревьях нет листьев»

«Зимой вода превращается в лед»

«Зимой дети катаются на санках»

«Зимой дети лепят снеговиков»

 «Зимой люди одевают теплую одежду»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы оставим карточки в сундучке. Придут другие дети, им ведь тоже захочется поиграть.

- А мы отправляемся дальше.

/Проходят дальше. На елке сидит сорока. Сорока каркает/

Воспитатель: Посмотрите, кто сидит на дереве?

Дети: Сорока.

Воспитатель: А где она сидит?

Дети: На елке.

Воспитатель: Ребята, сорока здоровается с нами.

- Давайте поздороваемся с сорокой.

Дети: Здравствуй, сорока.

6. Дидактическая игра «Соберем слова»

Воспитатель: Ребята, сегодня все необычное. И я научилась понимать голоса птиц и мне сорока сказала, что она очень хочет, что бы ей сказали красивые слова о зиме. Соберем красивые слова о зиме. Будем собирать слова мне в ручки.

/Воспитатель держит раскрытые ладони, а дети, говоря слова о зиме, слаживают их в руки воспитателю/

- Зима какая?

Дети: Снежная, пушистая, белая, колючая, холодная, праздничная, мягкая, морозная, красивая.

Воспитатель: Молодцы, сейчас я эти слова, оставлю в зимнем лесу, чтобы лесные жители знали, какая зима.

/Воспитатель поднимает ладошки вверх, имитируя, полет слов/

- Всё, все наши слова полетели. 

7. Дидактическая игра «Где спрятался»

Воспитатель: А сейчас, давайте поиграем с сорокой.

Дети: Да.

Воспитатель: Сорока будет прятаться от нас. Будет играть с нами в прятки.

/ Сорока прячется на дереве: на елке, за елкой, перед елкой, под елкой/

Где сидит сорока?

А сейчас?

А сейчас?

Дети: На елке, за елкой, перед елкой, под елкой.

Воспитатель: Ой, сорока, как нам понравилось с тобой играть. Спасибо. Но нам нужно отправляться дальше.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте отдохнем немножко. А отдыхать мы будем, смотрите с кем.

- Кто это у меня?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Зайчик мягкий, пушистый. Хотите с ним поиграть и превратиться в зайчиков. 

8. Физкультминутка «Скок, поскок»

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек  (прыжки на двух ногах на месте)
В барабан он громко бьет (ходьба на месте)
В чехарду играть зовет. (хлопки руками)
Зайцу холодно сидеть (присед, руки на пояс)
Надо лапочки погреть. (хлопки руками)
Лапки вверх, лапки вниз (руки вверх, вниз)
На носочках подтянись. (руки вверх, подтянуться на носках)
Ставим лапки на бочок, (руки на пояс)
На носочках скок-поскок. (прыжки на носках)
А теперь в присядку, (приседания, руки на поясе)
Чтоб не мерзли лапки. (топать ногами)

Воспитатель: Ну что, будем отправляться дальше.

Зайку оставим в лесу.

Воспитатель: Проходите, присаживайтесь на пенечки.

- Никак мы не можем зверят найти.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это за мешок. Давайте посмотрим. Смотрите, здесь спряталась обезьянка. Она испугалась чего-то.

Вот послушайте загадку. И отгадайте, чего же она испугалась.

Белый, пушистый.

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится! (Снег)

Воспитатель: Правильно снега, замерзла и залезла в мешок. Обезьянки животные жарких стран. Там всегда тепло и нет зимы, нет снега. Она пришла посмотреть на зиму.

Воспитатель: Не бойся, обезьянка. Иди к нам. Мы тебе поможем.

- Поможем, ребята? Какое сейчас время года? 

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. Расскажем ей про зиму, пусть она не боится?

9. Рассказ про зиму по схеме.

Посмотрите, ребята, я нарисовала картинки, чтобы нам легче было рассказать нашей гостье про зиму.

На первой изображена снежинка она будет обозначать зиму.

Потом нарисовано солнышко. Оно светит, но не греет.

 Потом что нарисовано? (Дерево. Оно без листьев). И еще здесь снег нарисован.

Дальше нарисованы животные. Медведь, еж, лиса, белочка. Птицы. Как они готовятся к зиме?

Потом что изображено? (Зимняя одежда).

И дальше? (Снеговик, санки и лыжи).

Рассказ воспитателя.

Послушайте, я составлю рассказ. А потом вы расскажете обезьянке про зиму.

Наступила морозная зима.

Солнце светит, но не греет.

Деревья стоят голые без листьев.

Все засыпало снегом.

Птицы улетели в теплые края.

Медведь спит в берлоге.

Ежик спит в норке.

Лисичка и белочка одели тоже теплые шубки.

Люди одели теплую одежду.

Дети лепят снеговиков.

Катаются на санках и на лыжах. 

/Дети по - желанию выходят и с указкой рассказывают по схеме про зиму/

Воспитатель: Молодцы, замечательные рассказы у нас получились. Теперь обезьянка, будет знать, что такое зима. Но мы ее здесь никогда не оставим, мы ее возьмем  в детский сад, где всегда сухо и тепло.

 /Дети подходят к домику Мороза. Воспитатель достает лесных жителей/

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, это домик Мороза. Ой, а кто это тут сидит.

Воспитатель: Это кто?

Дети: Белка.

Воспитатель: А это?

Дети: Волк.

Воспитатель: А тут кто?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Это все лесные звери. Они, видите, пришли к домику Мороза, гуляют и забыли, что им надо возвращаться, а Фея леса их ищет. Давайте вернем их в лес.

/Дети возвращают зверей в лес/

Воспитатель: Можно одним ходить куда-то далеко.

Дети: Нет.

Воспитатель: Понравилось вам в зимнем лесу? Лес нас принял хорошо. Давайте и мы украсим лес, возьмем снежинки и украсим лес, чтобы он был красивым и нарядным. Оставим память о себе. Берем снежинки и вешаем их на все елочки.

/Дети вешают снежинки на елки/

- Посмотрите, какой лес замечательный. Нравится вам.

/Дети любуются красотой леса/

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, нам нужно возвращаться в детский сад. Становитесь паровозиком. 

III. Рефлексивно- оценочный этап

10. Итог.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были.

Дети: В лесу.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы с вами молодцы, мы помогли Фее леса вернуть лесных зверей. Давайте скажем друг другу спасибо. Обнимем друг друга.

/Волшебная музыка. На столе корзинка с угощениями/ 

Воспитатель:  Посмотрите, Фея леса нас поблагодарила за помощь. И передала нам угощения.





Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД по развитию связной речи

во второй младшей группе «Почемучки»

Тема: «Путешествие в зимний лес» 

Цель: учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.

Задачи:

 Обучающие:

 - учить составлять небольшую рассказ по схеме, соблюдая последовательность;

 - активизировать и обогащать словарь прилагательными; 

 - с помощью специальных проблемных ситуаций развивать и активизировать речь детей.

Развивающие: 

- развивать связную речь детей;

- развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль;

- активизировать в речи пространственные предлоги (перед, на, за, под) с одновременным употреблением падежных форм;

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года;

- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку;

- способствовать развитию координации движений.

Воспитательные:

- вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем;

- продолжать учить детей быть доброжелательными, воспитывать желание всегда приходить на помощь к слабым, к маленьким;

- воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности; способен  использовать простые карты-схемы для составления предложений и связного рассказа, применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тематическое занятие на тему «Путешествие в зимний лес» я провела во 2 младшей группе. На занятии присутствовало 8 детей. Возраст детей 3 - 3,5 года.

Организационная деятельность, подготовка к занятию
      Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

         Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает несколько приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа – стоя, физкультминутка, игры, перемещение по комнате, сидя на стульчиках.

Дидактическая деятельность воспитателя:
    Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
  На занятии использовала следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ образца, способа действий), словесные (объяснение, рассказ). Они встречались на каждом этапе занятия. Использование здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей. Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

      Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

     Структура занятия соблюдена, итог подведен. Материал усвоен детьми. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организации НОД во 2 младшей группе 

«Путешествие в зимний лес».

Дата проведения: 27.01.2017г.

Наименование ОУ

МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»

ФИО педагога

Жаркова Наталья Васильевна

НОД

Речевое развитие

Группа

Вторая младшая «Почемучки»

Тема занятия

«Путешествие в зимний лес»

Тип занятия

Тематическое

Цели

Учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.

Дидактическая цель: Формирование грамматического строя речи и развитие коммуникативных качеств. Развивающая цель: Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности.

Воспитательная цель: Воспитание заботливого отношения к животным, чувства переживания за них.

Задачи

Обучающие:

 - учить составлять небольшую рассказ по схеме, соблюдая последовательность,

 - активизировать и обогащать словарь прилагательными. 

 - с помощью специальных проблемных ситуаций развивать и активизировать речь детей.

Развивающие: 

- развивать связную речь детей;

- развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль;

- активизировать в речи пространственные предлоги (перед, на, за, под) с одновременным употреблением падежных форм;

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года;

- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку;

- способствовать развитию координации движений.

Воспитательные:

- вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем;

- продолжать учить детей быть доброжелательными, воспитывать желание всегда приходить на помощь к слабым, к маленьким;

- воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности; способен использовать простые карты- схемы для составления предложений и связного рассказа, применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

Ресурсы

Ноутбук с видеописьмом, искусственные елки, домик Мороза, сундук, мнемополоски с предложениями, сорока, лесные звери: заяц, лиса, волк, белка, лось, олененок, мешок, обезьянка, схема для рассказывания, магнитная доска, указка, снежинки, корзинка с угощениями для ребят.

Литература

1. О. С. Ушакова: «Занятие по развитию речи в детском саду», «Развитие речи и творчества дошкольников».

2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова: «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».

3. Т.И Гризик: «Познавательное развитие детей 2-7 лет». 4. Интернет ресурсы.

Дидактическая структура занятия

Этап занятия Время

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Интегративные качества

Мотивационно - ориентировочный, организационный3 мин.

Развитие познавательного интереса; формирование позитивного отношения друг другу.

Педагог предлагает детям встать в круг для речевой настройки

Дети с воспитателем встают в круг, улыбаются друг другу.

Заинтересованно слушают, адекватно эмоционально реагируют на попытки взрослого заинтересовать познавательно- проблемной задачей; реагируют на эмоциональное состояние взрослых и детей

Педагог предлагает детям просмотреть видео письмо.

Дети прослушивают видео письмо и воспитатель предлагает помочь Фее леса.

Педагог предлагает отправиться в путешествие в зимний лес.

Под весёлую музыку имитируют движение паровозика.

Основной

10 мин.

Накопление и обогащение словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни. Создание условий для совместной деятельности посредством здоровье сберегающих технологий.

Педагог использует художественно е слово, приглашая детей в лес.

 Проделывает с детьми дыхательную гимнастику.

Обращает внимание детей на чудесный сундучок.

Дети выполняют упражнение на дыхание.

Дети подходят к сундучку, открывают его и находят там карточки. По карточкам составляют предложения.

Воспроизводят образцы действий.

Используют грамматически - правильную речь, при составлении предложения понятного для сверстника.

Педагог предлагает продолжить путешествие. Обращает внимание на птицу, сидящую на дереве.

 Игра «Где спрятался» с сорокой.

Дети обращают внимание на птицу, называют и находят её место нахождение.

Воспроизводят образцы действий двигательных, речевых.

Педагог проигрывает физкульт-минутку «Скок, поскок».

Дети повторяют за воспитателем текст и выполняют движения.

Проявляют интерес к незнакомым движениям и действиям взрослого и пытаются их повторить.

Педагог предлагает присесть отдохнуть на полянке.

Педагог обращает внимание детей на мешок, объясняет появление обезьянки. Предлагает рассказать ей о зиме.

Дети находят в мешке обезьянку, проявляют сочувствие к нему. Составляют рассказ о зиме по графическим картинкам.

Применяют усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого. Называют животных и условия существования их в зимнее время.

Педагог напоминает детям цель путешествия.

Дети находят зверей в домике и возвращают их в лес.

Применяют усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

Педагог, используя художествен-

ное слово напоминает, что надо возвращаться. Педагог просит встать друг за другом, изображая паровозик.

Дети под весёлую музыку имитируют движение поезда.

Рефлексивно- оценочный этап

2 мин

Формировать умение отвечать на вопросы, взаимодейство-вать и общаться со взрослым и сверстниками.

Педагог подводит итог, используя вопросы.

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями

Охотно отвечают на вопросы, взаимодействуют и общаются со взрослым и сверстниками.

Педагог предлагает сказать друг другу спасибо и обняться.

Дети благодарят и обнимают друг друга.