Главные вкладки

    Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Просвирова Нина Алексеевна

    Возраст: дети 6-7 лет.

    Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

    Задачи:

    - познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;

    - углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;

    - формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;

    - формировать интерес к художественной литературе;

    - способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений;

    - посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

    Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.

    Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки

    Предварительная работапросмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

    Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_podg.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия-экскурсии для детей

     старшего дошкольного возраста
    Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

     

    Возраст: дети 6-7 лет.

    Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

    Задачи:

    - познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;

    - углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;

    - формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;

    - формировать интерес к художественной литературе;

    - способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений;

    - посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

    Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.

    Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки

    Предварительная работапросмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

    Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.

     

    Ход занятия:

    Ребята, мы находились в мастерской художника.

    Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:

    «И в шесть, и в десять лет, и в пять,

    Все дети любят рисовать.

    И каждый смело нарисует,

    Всё, что его интересует:

    Цветы, животных, лес и сказки…

    Всё нарисует, были б краски,

    Да лист бумаги на столе

    И мир в семье и на Земле!»

    - Посмотрите, сколько же здесь картин!

    - Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.

    - Как вы думаете кто автор этих картин?

    - Что вы можете сказать о Е.И. Чарушине?

    - Кто такой художник — «анималист»?

    - Почему на его картинках изображены животные?

    - Е.И. Чарушин очень любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил, сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал. Читал много книг о природе. Вся его жизнь была связана с миром природы, с миром зверей. Любил рисовать звериных малышей.

    Кто не любит зверюшек?

    Зайчат, медвежат и хрюшек?

    А тот, кто Чарушина книги читал,

    О разных животных много узнал.

    Забавные киски, собачки и птички,

    В книжках живут на каждой страничке.

    Сам автор рассказов для вас рисовал.

    Вот Томка, вот Тюпа

    О них ты читал?

    Так книжки откроем мы с вами скорей,

    Найдём мы там много пушистых зверей.

    Отгадывание произведения.

    1. Послушайте внимательно отрывок из произведения.

    «Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »

    - Как вы думаете, чьи это слова (Лисы.)

    - Из какого произведения. (Лиса с лисятами.)

    - Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.

    2. В каком произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)

    Давайте поиграем в игру «Найди ошибку»

    Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.

    Материал: репродукции картины.

    Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

    «Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. Самое главное и красивое в этой картине это коряга на дальнем плане. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»

    Дети исправляют:

    - Е.И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е.И. Чарушина - рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие, сочные краски.

    - Молодцы вы правильно все сделали.

    - А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/

    Мы проверили осанку

    И свели лопатки.

    Мы походим на носках

    А потом на пятках

    Пойдем мягко, как лисята,

    И как мишка косолапый,

    И как заинька – трусишка,

    И как серый волк – волчишко,

    Посидим, как олененок,

    И продолжим путь.

    - А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»

    Цель: учить детей подбирать прилагательные к картине, развитие эстетического восприятия, речевого восприятия и обогащение словаря.

    Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».

    Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящий и объяснить свой выбор.

    -«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)

    - Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

    - Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые, мохнатые-короткошерстные,добрые-злые, смешные-несмешные, несмышленые-смышленые, бурые-черные).

    Ребята, а вы любите загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.

    Всё время по лесу он рыщет,

    Он в кустах кого-то ищет.

    Он из кустов зубами щёлк,

    Кто скажите это –

    - Ответ: Волк

    Поиграем в игру «Я слушаю»

    Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.

    Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».

    Описание игры: Перед вами картина, давайте «войдём» в картину и прислушаемся внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначьте их словами. Попробуем составить рассказ на тему «Я слышу».

    - Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого-то).

    - Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная).

    - Какой взгляд у него? (испуганный).

    - А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т.д.)

    «К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах»

    Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

    Материал: репродукция картины по рассказу «Про зайцев».

    Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

    «Художественный салон»

    Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.

    Материал: репродукции картин по рассказам Чарушина.

    Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.

    Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»

    Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

    - Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)

                 Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...

    Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

    Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...

    Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

    Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...

    Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"

    Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

    Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

    Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина

    Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...

    Краткосрочный проект в старшей группе (2) «Творчество Евгения Ивановича Чарушина».

    Проект «Творчество Евгения Ивановича Чарушина».Вид проекта: познавательно-речевойАвторы проекта: Байракова О.А.Продолжительность: краткосрочныйСроки проведения: 31.10.2016 г.-11.11.2016 г.Участники: д...