Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Возраст: дети 6-7 лет.
Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- формировать интерес к художественной литературе;
- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений;
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.
Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки
Предварительная работа: просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_podg.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-экскурсии для детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Возраст: дети 6-7 лет.
Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;
- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- формировать интерес к художественной литературе;
- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений;
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.
Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки
Предварительная работа: просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.
Ход занятия:
Ребята, мы находились в мастерской художника.
Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:
«И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки…
Всё нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле!»
- Посмотрите, сколько же здесь картин!
- Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.
- Как вы думаете кто автор этих картин?
- Что вы можете сказать о Е.И. Чарушине?
- Кто такой художник — «анималист»?
- Почему на его картинках изображены животные?
- Е.И. Чарушин очень любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил, сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал. Читал много книг о природе. Вся его жизнь была связана с миром природы, с миром зверей. Любил рисовать звериных малышей.
Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
Сам автор рассказов для вас рисовал.
Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
Отгадывание произведения.
1. Послушайте внимательно отрывок из произведения.
«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »
- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы.)
- Из какого произведения. (Лиса с лисятами.)
- Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.
2. В каком произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)
Давайте поиграем в игру «Найди ошибку»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
«Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. Самое главное и красивое в этой картине это коряга на дальнем плане. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»
Дети исправляют:
- Е.И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е.И. Чарушина - рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие, сочные краски.
- Молодцы вы правильно все сделали.
- А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И продолжим путь.
- А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»
Цель: учить детей подбирать прилагательные к картине, развитие эстетического восприятия, речевого восприятия и обогащение словаря.
Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».
Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящий и объяснить свой выбор.
-«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)
- Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)
- Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые, мохнатые-короткошерстные,добрые-злые, смешные-несмешные, несмышленые-смышленые, бурые-черные).
Ребята, а вы любите загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это –
- Ответ: Волк
Поиграем в игру «Я слушаю»
Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.
Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».
Описание игры: Перед вами картина, давайте «войдём» в картину и прислушаемся внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначьте их словами. Попробуем составить рассказ на тему «Я слышу».
- Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого-то).
- Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная).
- Какой взгляд у него? (испуганный).
- А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т.д.)
«К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах»
Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.
Материал: репродукция картины по рассказу «Про зайцев».
Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
«Художественный салон»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин по рассказам Чарушина.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
- Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...
Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина
Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...
Краткосрочный проект в старшей группе (2) «Творчество Евгения Ивановича Чарушина».
Проект «Творчество Евгения Ивановича Чарушина».Вид проекта: познавательно-речевойАвторы проекта: Байракова О.А.Продолжительность: краткосрочныйСроки проведения: 31.10.2016 г.-11.11.2016 г.Участники: д...
Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в конно-спортивный клуб «Кабриолет»
Занятие в игровой форме проводится перед экскурсией на конюшню....
Прорект "Творчество Евгения Ивановича Чарушина"
Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.2. Формировать интерес к подробному рассматриванию иллюстраций.3. Совершенствовать умение раскрывать тему литера...
Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина-Литературная гостиная
Вид : Литературный досуг Название : «Друг детей и зверей»Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возрастаЦель: формирование интереса детей к книгам, ...
Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»Культурная практика: чтение художественной литературы.Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ...