Приемы активизации детской деятельности в социально-коммуникативном развитии воспитанников средней группы
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Акбашева Лилия Мубараковна

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогики -  активизация деятельности детей. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать воспитанников, какие приемы необходимо применять, чтобы повысить их активность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_aktivizatsii.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 37»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

Приемы  активизации детской деятельности в социально-коммуникативном развитии воспитанников средней группы

Подготовила: воспитатель

Акбашева Л.М.

2017 год

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогики -  активизация деятельности детей. Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать воспитанников, какие приемы необходимо применять, чтобы повысить их активность?

В данный момент мы рассмотрим активизацию детской деятельности в социально-коммуникативном развитии.

Активизация детской деятельности естественно проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания активности детей, она активизирует психические процессы (внимание, память, мышление), вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Мы играем в такие дидактические игры:  «Доскажи словечко» (Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор... (АЙБОЛИТ), «Съедобное-несъедобное», «Полетели-полетели…», «Кто где живет», «Дары природы», «Чей малыш», «Времена года» и многие другие. Особо наши дети любят «Чудесный мешочек» в разных вариантах.

Для активизации детской деятельности использую интригующее начало, которое очень положительно воспринимается детьми. Например, при изучении темы «Профессии» мы с детьми «поехали» в цирк на «автобусе», предварительно «купив» билеты и побывав на нескольких незначительных остановках. Дети с удовольствием узнали много интересного о цирковых работниках. Стандартный сюрпризный момент, который детям нравится не меньше: в дверь стучится грустный зайчик (медвежонок, песик, котенок) и просит детей помочь. Также часто мною используется телефонный звонок, письмо или посылка от сказочных героев с необходимостью решения какой-то проблемы.

Развитию активности детей и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Переодевание в костюм (клоун Клепа на День смеха), использование нестандартного оборудования («Волшебные перчатки»), инсценировка, использование необычных атрибутов. Например, девочка Яна принесла сувенир: хрустальную туфельку, и чтение художественной литературы вместо обыкновенного прочтения сказки «Золушка» превратилось в прочтение с последующим рассматриванием главного атрибута. По ходу вспомнились свои запасы, и дала детям побыть настоящими золушками: перебрать фасоль от семечек.

Дети средней группы – это возраст, когда эмоции играют самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеет индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Несомненно, сложно, а подчас невозможно во время 20-минутной образовательной деятельности выделить каждого ребенка, но этим можно заняться позже, в течение дня. Пригласить ребенка, незаметно подвести к той деятельности, которая проводилась в тот день, и поработать еще раз. Например, когда мы со всеми детьми выкладывали поезд из геометрических фигур, это не получилось у Глеба. Позже, показав ему еще раз все действия, я увидела, что Глеб справляется: он разобрал поезд совместный и собрал свой один.

         Различные приёмы активизации детской деятельности я использую в своей работе. Создаю проблемные ситуации, которые помогают ребенку справиться с новым материалом. Например, после знакомства с видами посуды (чайная, столовая, кухонная), я предложила мальчикам отправиться к девочкам на чай. Девочкам предстояло накрыть правильно стол.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, желание самостоятельно находить решение во всем. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Это всеми любимый и очень действенный прием. Мы принесли с прогулки снег и положили в миску. Пока раздевались, мыли руки и рассаживались полукругом, снег растаял, оставив в миске не только грязь, частички мусора, но и жирные следы по краю миски. Рома громко сказал: «Не буду есть снег, он грязный» Ну и конечно в ходе беседы мы выяснили: снег тает, превращается в воду.

Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств. «Чем отличается ложка и вилка?»

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. «Чем похожи ложка и вилка?»

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Лишь в своем единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Эффект удивления – использование волшебной палочки, шкатулки, необычного предмета, который дети ни разу не видели в групповой комнате. Вот такой эффект прочитала у коллеги:  «Данный эффект удивления используется мною на занятиях по развитию речи дошкольников в школе раннего развития. При обучении детей составлению описательных рассказов о предметах (игрушках, овощах, фруктах, животных) потребуются предметные картинки и «Волшебная шкатулка», которая изготавливается из обычной коробки, обклеивается и украшается паетками и стразами. Суть волшебства такова: шкатулка может превращать картинки с нарисованными на них предметами в сами предметы, стоит лишь ребенку наиболее полно рассказать об изображенном на картинке предмете, затем положить картинку в шкатулочку, произнести «волшебные» слова: «Крибле – Крабле - Бумс!», и в шкатулке вместо рисунка появится настоящий предмет. Конечно, чтобы «Чудо» произошло, ребенок должен хорошо описать предмет на полученной карточке, а педагог заранее (втайне от детей!) подобрать для каждой тематической картинки предмет, в который она превратится. Это могут быть муляжи овощей или фруктов (или настоящие овощи), небольшие игрушки, школьные принадлежности и др. Для усиления эффекта шкатулка может иметь двойное дно»

Театрализованная деятельность – бесконечный кладезь различных приемов активизации детской деятельности.   Это и чтение сказки с акцентированием внимания детей на конкретных чертах характера. И анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога. И выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды, по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик. Это выполнение детьми заданий по описанию обстановки и ситуаций, в которых развиваются события. Это выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.). Также к таким приемам относится проигрывание различных отрывков; разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Таким образом, в своей практике  я использую различные приёмы активизации детской деятельности в социально-коммуникативном развитии. Педагогу необходимо стараться сделать жизнь ребенка в детском саду более эмоциональной и интересной. Это позволит пробудить у детей интерес к новому, желание познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельности

Развитие социально - коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе игровой деятельностиСвоё сообщение я бы хотела начать со слов  Антуан де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роско...

Игровая образовательная ситуация «Путешествие в Простаквашино» по социально-коммуникативному развитию воспитанников (Средняя группа)

ТЕМЫ: : «Мой город. Транспорт. Книжкина неделя»Приоритетные задачи социально-коммуникативного развития:•         Формировать элементарные основы безопасного пов...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников средней группы МАДОУ – детского сада № 366 2020-2021 у.г.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников средней группы МАДОУ – детского сада № 366 2020-2021 у.г....

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников средней группы МАДОУ – детского сада № 366 За первое полугодие 2023-2024 у.г.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников средней группы МАДОУ – детского сада № 366 За первое полугодие 2023-2024 у.г....