МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи на тему

 

 Основные задачи речевого развития детей – это:

 развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

 развитие умения выражать свои мысли, чувства, впечатления.

 Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

 Факторы, влияющие на развитие речи детей:

 1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

 2. Общение ребенка с другими детьми.

 3. Речь взрослого – образец для подражания.

 4. Paзвитие мелкой моторики рук.

 5. Чтение детской художественной литературы.

 6. Игры с ребенком взрослых и друзей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность

“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.”

 Л.Н. Толстой

Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привыкли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

 Основные задачи речевого развития детей – это:

 развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

 развитие умения выражать свои мысли, чувства, впечатления.

 Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

 Факторы, влияющие на развитие речи детей:

 1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

 2. Общение ребенка с другими детьми.

 3. Речь взрослого – образец для подражания.

 4. Paзвитие мелкой моторики рук.

 5. Чтение детской художественной литературы.

 6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

КОМПЛЕКС ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Тема: «Фрукты». «Овощи»

1.        Рассматривание    натуральных   овощей    или    фруктов    (можно    муляжи).

Закрепление названий, внешних признаков, вкусовых качеств, где растут (в саду, в огороде). Дать детям потрогать, понюхать, погладить, если есть возможность -попробовать на вкус.

Словарь: плод, корнеплод, урожай, фруктовые деревья, фруктохранилище, овощехранилище.

Работа над понятиями: фруктовница - ваза для фруктов, овощехранилище - склад, где хранят овощи.

2.        Составление рассказов и загадок с помощью моделирования.

Отметить цвет, форму, величину, вкус, поверхность ( гладкая, шершавая, волосистый, пупырчатый. Где растет (в саду, в огороде). Какие блюда можно приготовить, (жарить, ,варить, запекать, тушить, выжимать сок, парить).

3.        Игра «Один - много»

Развивать лексику по теме «Овощи, фрукты».

Учить употреблять имена существительные единственного и множественного числа, согласовывая окончания. Учить отвечать полным предложением.

Оборудование: плоскостные изображения двух деревьев, картинки овощей и фруктов.

Ход:

Дети сидят полукругом. На мольберте изображения двух деревьев.

Педагог: Это волшебные деревья. На них растут разные фрукты, овощи. На этом дереве выросло яблоко (выкладывает 1 яблоко).

Что это? (это яблоко).

А на этом дереве выросло несколько яблок (выкладывает несколько яблок).

Что это? (это яблоки).

Сколько их сейчас? А сейчас? (количество яблок меняется несколько раз) .

Яблоко, какое по цвету? (яблоко красное).

Яблоки, какие по цвету? (яблоки красные).

Педагог предлагает ребенку выложить яблоки (количество по желанию) и ответить
полным      предложением,        согласовывая      окончания      существительных      с

прилагательными.

Сколько яблок выросло на дереве? (на дереве выросло 3 яблока, 5 яблок). За правильные ответы дети получают фишки. Педагог убирает яблоки и ставит овощи (аналогично проводится работа с другими овощами и фруктами).

4. Игра "Все умеем мы считать"

Цель: формирование        грамматической        категории        множественного        числа

существительных.

Ход:

Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:

"Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Принесли из магазина мы огромную корзину.

В ней много разных овощей, посчитать их   ты сумей".

В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: " Два огурца" (счет ведется до десяти).

5.        Игра: "Назови правильно"

Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.

Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).

Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.

6.        Игра: " В гостях у зайца"

Цель: учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными   суффиксами,   2.   относительные   имена   прилагательные   от   имен существительных. Ход:

На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка - зайчик.

Педагог: «Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок.»

Дети отдают подарок со словами: "Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку." (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик).

Педагог говорит от имени зайчика: "Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля.

Суп какой? (картофельный)

Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный).

Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).

Выжму сок из апельсина. Сок какой? (апельсиновый).

Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый)."

Педагог: "Ребята, чем вас угощал зайчик? " (дети повторяют блюда и благодарят зайчика).

7.        Игра: "Спорщики"

Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова -

определения.

Ход:

Выкладываем картинки овощей и фруктов.

Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона:" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.

Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,

Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,

Я морковь овальная, а я помидор круглый.

Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».

8.        Игра: "Собираем урожай"

Цель: расширение  глагольного  словаря:   усвоение  формы   глаголов  единственного числа настоящего, прошедшего и будущего времени, закреплять знания об овощах и фруктах. Ход:

На панно выставляем картинки овощей и фруктов. Дети выбирают игрушку (зайчик, белочка, медвежонок, кукла).

Педагог предлагает угостить своего друга, четко отвечая на вопрос, озвучивая и имитируя свои действия.

  • Что ты делаешь? (я дергаю морковку для зайчика).
  • Что ты делал вчера? (я дергал морковку для зайчика).

- Что ты будешь делать завтра? (я буду дергать морковку).

Задаются аналогичные вопросы к ответам детей. ( Я копаю картофель, я срезаю капусту, я срываю горох, я собираю помидоры). Для кого? В конце игры дети получают фишки.

9.        Игра: "Веселая пчелка"

Цель: учить различать слова с общей корневой частью,  правильно проговаривать

окончания, развивать связную речь.

Ход:

На столе разложено много овощей и фруктов. Педагог показывает детям игрушку -пчелку и предлагает поиграть с ней в прятки.

- Скажите, куда спряталась пчелка? (Переставляет пчелку так, чтобы можно было сказать:" Пчелка на яблоке, над огурцом, за помидором, между сливой и луком».)

10.        Игра на внимание: "Художник ошибся"

Цель: закреплять знания о местах произростания (сад, огород, дерево, грядка, куст, в

почве).

Ход:

Предлагаем детям таблички-путаницы и просим рассказать, чего не бывает в природе (на дереве растет морковь, груша - на грядке. А как правильно? Помогите художнику.

11.        Упражнение: "Дорисуй картинку"

Цель: правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное

восприятие.

Ход:

Дети по желанию выбирают карточку с частичным изображением овощей и фруктов (половина груши, половину перца). По окончании рисования организуем выставку работ.

12.        Разрезные картинки по темам: " Фрукты, овощи"

Цель: развивать мыслительные процессы - анализ и синтез, озвучивать свои действия. Ход:

Дети составляют разрезные картинки в целое, называют полученное и рассказывают о нем, используя моделирование.

4. Комплекс игр по формированию грамматического строя речи.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. «Давай познакомимся».

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование : игрушка, изображающая домашнего животного, в мешке (кошка, собака, корова, лошадь.)

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

2. "Кто как кричит?"

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав- гав» (собака), "Му-му" (корова). «Иго- го» (лошадь).

3-        «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

4-        «Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

5- «Один—много» с домашними животными и их детенышами

кошка - кошки        собака - собаки

корова - коровы        лошадь - лошади

котенок - котята       щенок - щенки

теленок - телята     жеребенок - жеребята

6. "Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом».

Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Ребенку предлагают спрятать игрушку в какое- то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, вьщеляя предлог голосом.

7- «Разрезные картинки»

Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.

Оборудование: разрезные картинки «Конура» (дна вертикальны: роил), «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).

Ход. Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне)?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...

Методическая разработка «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (семинар для воспитателей)

Методическая разработка«Формирование грамматического строя речи у дошкольников» (семинар для воспитателей)Подготовила: учителя-логопеды Граник Н.А.IГрамматика, по словам К.Д.Ушинского, - э...

Методическая разработка по формированию грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ....