Познавательное развитие "Мои друзья"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Кондратьева Ирина Владимировна

Цель: - закрепить  понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

- развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;

- помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами;

- развивать умения аргументировать свою точку зрения;

- формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_mero.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка

по познавательному развитию

в старшей группе "Мои друзья"

Цель: - закрепить  понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

- развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;

- помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами;

- развивать умения аргументировать свою точку зрения;

- формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

- воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное   отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

- содействовать формированию дружного коллектива.

Ход НОД.

Дети сидят в кругу. Взявшись за руки.

Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. 

Ребята, давайте произнесем нашу  речевку:

     Детский сад -  наш добрый дом,

     Хорошо нам будет в нем.

     Вместе будем мы играть.

     Веселиться, рисовать.

   Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая их одна на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного».

-Ребята, сегодня мы будем говорить о дружбе. Давайте все вместе споем знакомую, хорошую песню, которая называется «Песня о дружбе».

Дружба  крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит-

Вот что значит настоящий, верный друг.

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить  водой»,- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь-

Вот что значит настоящий лучший друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту-

Вот что значит настоящий, верный друг.

-Дети, о чем говорится в этой песне? (ответы детей).

-Что  такое  дружба? ? (ответы детей).

(Когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверять тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту.)

-А у нас в группе дети умеют дружить? (ответы детей).

-Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он.  (Рассказы детей о друзьях по желанию.)

-Дети, а бывает такое, что друзья ссорятся? (ответы детей).

-Кому нравится ссорится с друзьями? (ответы детей).

-Что надо делать, чтобы не ссориться? (ответы детей).

(Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)

А теперь  рассмотрим картинки с иллюстрациями следующих ситуаций.

Ситуации.

1. Мальчики играют в мяч, а девочки стоят рядом и плачут.

Вывод: (ответы детей).

2. Мальчик  играют с красивой игрушкой девочка сидит рядом.

Вывод: (ответы детей).

3. Девочки читают одну книжку.

Вывод: (ответы детей).

4. Мальчики качаются на качели.

Вывод: (ответы детей).

5. Дети построили из песка высокую башню.

Вывод: (ответы детей).

6. Девочки разделили яблоко пополам, едят вместе.

Вывод: (ответы детей).

-Дети, догадались, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.)

-А если у кого нет друга, можно его найти? (Можно.)

-Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.

Нет друга - так ищи, а нашел-  береги!

Настоящий друг познается в беде.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 
Один за всех и все за одного. 
Дружба – самое дорогое сокровище. 
Дружба- дороже денег. 
Без друга в жизни туго. 

Физкультминутка

 «Жук».

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке

Жу –жу-жу-,жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

-Ребята, послушайте рассказ  К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

-Кто догадался, отчего стало скучно детям? (Оттого, что они поссорились, не хотели делиться игрушками, не уступили друг другу, не организовали  общую игру, стали играть по одному.  А играть одному скучно, неинтересно.)

-Правильно! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом.

-А сейчас давайте представим себе вот такие ситуации.

1. Два друга, Миша и Витя шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете,  как поступит Миша? Что он сказал Вите?  (Ответы детей).

2. Две подружки, Марина и Аня, пришли в школу. Стали готовиться к урокам, и вдруг выяснилось, что Аня забыла учебник дома. Начался урок, учительница дала задание списать с учебника задачу.

Марина сидела и выполняла задание, а Аня рядом плачет, потому что Марина сказала, что каждый должен списывать со своего учебника, и не дала ей книгу. Как вы думаете, можно назвать Аню и Марину подругами? Почему? Как бы поступили вы? (Ответы детей).

-Ребята, вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду.  А всех ли можно назвать друзьям? (Нет).

-Знакомых очень много, а друзей мало. А кто знает, отличаются знакомые от друга? (Ответы детей).

-Какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружбы, взаимопонимание,  миролюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, доверие, любовь…)

-Молодцы, ребята! Очень много есть книг о дружбе и друзьях. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

 Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце. 
-Значит, друзьями могут быть не только сверстники.

-Приведите примеры  из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей.

(Кошка Муренка  «Серебряное копытце», кот Матроскин и пес Шарик «Трое из  Простоквашино». Конек-Горбунок ,Серый Волк «Иван- Царевич и Серый Волк»  Золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке», Щука « По щучьему велению» , Собаки «Пожарные собаки»…)

-Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья животные? (Ответы детей.)

-Можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать для того, чтобы цветы стали нашими друзьями?  (Ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять). А как вы думаете: что нужно делать, чтобы весь лес стал твоим другом? (Оберегать его,  охранять, не ссорить, не рубать деревья, не ломать ветки не рвать цветы, не пугать зверей.)

-Дети, а с книгой дружить можно? (Ответы детей). Как нужно дружить с книгой? (Читать книги, беречь их, чинить, если порвались).

-Получается, что дружить можно со всеми,  лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.

Правила:

Уступать. 

Не бояться просить прощения, если обидел друга. 
Не грубить. 
Не злиться. 
Не жадничать. 
Помогать друг другу.
Быть честным.

Быть вежливым, внимательным.
Итог. Сюрпризный момент. 
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей.

- А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе. 
Релаксационная музыкальная пауза. - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Давайте  протянем  своим друзьям  руки, обнимите их и улыбнитесь И постарайтесь никогда не ссориться.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Друзья"

Цель. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева. Продолжать развивать логическое мышление. Продолжать учить разрешать противоречия. Активизировать словарь ( г...

Познавательный проект "Друзья наши меньшие"

Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста по познавательно-речевому развитию с использованием электронно-познавательных технологий на тему "Домик для друзей".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по познавательно-речевому развитию с использованием электронно-познавательных технологий на тему "Домик для друзей"....