Конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ "Волшебные ключи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Бабурина Елена Владимировна

использование проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного  возраста по реализации образовательной области речевое развитие с использованием технологии проблемного обучения

«ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ»

Программное содержание:

1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

Материал: Картинки  с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Технологии:

Технологии проблемного обучения

Здоровьесберегающие

Ход мероприятия с детьми.

Звучит песня о дружбе.

Воспитатель: Ребята, о чем песня? /Ответы детей/

- Как вы думаете, что значит дружить?

- Ребята, а с кем можно дружить? А кто может быть другом?

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как?

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

"Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история."

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Сережей?

- А что ответил Саша?

- Почему же друзья разошлись?

- Какая проблема возникла у мальчиков?

- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

- Сможем ли мы помочь мальчикам?

- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Ответы детей)

- Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

- Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

- А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/ Затем вместе с воспитателем  на Smart –доске рассматривают иллюстрации с ключами/.

- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Значит, Сережа мог потерять …ключ.

- Вспомните, что сказал о своем ключе Саша?  

- Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

- Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /

- Посмотрим в словаре.

- Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. 

Физкультминутка

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

На носочки нужно встать.

Воспитатель: 

- Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

- Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)

Рассматривание иллюстрации ключа - родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

- Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать?

Вода в реке  чистая, а в ключе - роднике еще чище;  вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее;  вода  в реке прозрачная, а в роднике еще прозрачнее; вода в речке холодная, а роднике еще холоднее; вода прохладная, а в роднике еще прохладнее;  вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.

Скажи "родник" - и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

- Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

- Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : .

- Сколько значений у слова "ключ"?

 - Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./

- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

-А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :)

-Ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

- Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

- Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?

C:\Users\о\Desktop\пушкин\_DSC0370.JPG       C:\Users\о\Desktop\пушкин\_DSC0374.JPG

C:\Users\о\Desktop\пушкин\_DSC0379.JPG  C:\Users\о\Desktop\пушкин\_DSC0375.JPGC:\Users\о\Desktop\пушкин\_DSC0380.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему "Дымковский конь"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Дымковский конь». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Профессия ПОЧТАЛЬОН».

1. Расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. 2. Учить составлять описательный рассказ о почте по схеме. 3. Развивать общую моторику подражател...