Материал к лексической теме Транспорт
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Жалина Наталья Викторовна

Дидактические игры, динамические паузы, загадки, игровые упражнения, кроссворды, лексико-грамматические упражнения, стихотворения, упражнения по ЗКР для воспитателей и логопедов к лексической теме: Транспорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_leksicheskoy_teme_transport.rar431.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Транспорт»

  • Дидактическая игра «Сборка автомобиля»

Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.

- Какие детали есть у автомобиля?

Дети:

  • Мотор, кабина, кузов, колёса, сиденья, руль, номер, бампер, бензобак, фары, подфарники.

- Какая красивая получилась машина. Только с ней неудобно играть. Почему?

Дети: она плоская.

Предлагается волшебный прибор – «смехотрон»(ящик с двойным дном)

- Может быть, он нам поможет? Давайте проверим.

Прибор «смехотрон» работает только от звонкого ребячьего смеха.

Кладём в «смехотрон» наш грузовичок, дети громко смеются.

- Вот это да! Действует! Достаём из «волшебного» прибора вместо картонного изображения игрушечный автомобиль.

Рассматриваем этот красивый грузовичок, описываем его используя схему из геометрических фигур (квадрат, треугольник – кабина, прямоугольник – кузов, трапеция – груз, круги – колёса).

Как можно играть с маленьким игрушечным грузовичком? Что перевозят шофёры на больших грузовиках?

Ответы детей.

  • Игра «Хорошо – плохо»

Игра проводится с мячом.

- Чем хорош автомобиль?

  • Можно перевозить разные грузы, людей;
  • Можно быстро доехать;
  • Можно наблюдать из окна за красивым изменяющимся пейзажем;

- Чем плох автомобиль?

  • Требует много денег на ремонт и бензин;
  • Долго приходится чинить, если он старый;
  • От него много шума – тарахтит;
  • Портит воздух газами.

  • Дидактическая  игра «Один – много»

Выставляется табличка «Автомагазин», рассматриваем витрину.

  1. На витрине один грузовик, а в магазине…  (…грузовики)
  2. На витрине один микроавтобус, а в магазине…  (…микроавтобусы)
  3. На витрине один легковой автомобиль, а в магазине…  (…легковые автомобили)
  4. На витрине один спортивный самолёт, а в магазине…  (…спортивные самолёты)
  5. На витрине одна морская яхта, а в магазине…  (…морские яхты)
  6. На витрине один велосипед, а в магазине…  (…велосипеды)
  7. На витрине один мотоцикл, а в магазине…  (…мотоциклы)

  • Дидактическая игра «Как купить автомобиль?»

Для того чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права (показ «бланков удостоверений»).

- Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо её описать (можно использовать схему).

Один из детей – покупатель, он сдаёт экзамен (рассказывает о том транспортном средстве, которое хочет купить),

Остальные дети - члены комиссии, решают, хорошо ли знает водитель выбранную им машину.

(Рассказ должен быть связным, точным, чётким, без больших пауз.)

Те из детей, которые не успели заработать права на занятии, составляют описательные рассказы позже и тоже получают права.  

  • Игра «Чудесные вещи»    

- Как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах?

- А какой транспорт используют инопланетяне?

Ответы детей.

Хотелось бы вам создать такую машину, на которой можно бы было передвигаться  даже через много лет, и она не ломалась?

Представьте себе, что вы прилетели в гости на одну из планет и привезли инопланетянам в подарок такую замечательную машину.

Какой она будет? Попробуем выложить её модель.

  • Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина.

Перед ребёнком раскладываются карточки с разными материалами, он выбирает.

Выбрал карточку Например: пластмассовая.

  • А теперь определи, как она будет двигаться. 

Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением способов передвижения.

Ребёнок выбрал карточку с нарисованным на ней мячом.

Значит, машина умеет катиться и скакать.

  • А какие же звуки она издаёт?

Перед ребёнком раскладываются карточки из серии «звуки».

Ребёнок вытаскивает, пустую карточку, это означает, что он сам должен придумать звук;

 - Она рычит, как медведь.

  • А как она будет пахнуть?

Перед ребёнком раскладываются карточки из серии «запах».

Ребёнок показывает карточку с нарисованным флакончиком духов.

Значит, она будет приятно пахнуть, духами.

      Выставляем все выбранные карточки…

      - Какая машина у нас получилась?

Дети: Пластмассовая, она умеет прыгать и скакать, рычит, как медведь, и пахнет духами.

- Чем хороша такая машина?

  • Пластмасса лёгкая, значит, машиной будет легко управлять, а ездить она сможет, где захочет, перепрыгивая через реки, горы, другие машины, как мячик.
  • В ней приятно пахнет духами.
  • Её никто не украдёт – она зарычит, как медведь, и все будут думать, что в ней кто-то прячется…

- Чем плоха такая машина?

  • После прыжка машина может расколоться, т. к. она пластмассовая;
  • Если она начнёт прыгать через другие машины, на дороге начнётся беспорядок и может случиться авария.
  • Запах духов может надоесть…

- Как нам её изменить – превратить её плохие качества в хорошие?

Ответы детей

- Молодцы! Попробуйте теперь нарисовать такую машину, на которой вы поедите в будущее, и рассказать о ней.

Дети рисуют, затем рассматривают полученные рисунки и рассказывают о своих машинах.

  • Игра «Путаница»

Разбор транспорта по видам. На доске чёрный, голубой и синий флажки. Детям предлагается отобрать картинки с воздушным видом транспорта и поставить их к голубому флажку, картинки с водным транспортом – к синему, а с наземным транспортом - к чёрному.

  • Дидактическая игра «Назови профессию»

Выставляются картинки с изображением видов транспорта и задаются по ним вопросы.

  • Кто водит автобус, автомобиль? (Внимательный шофёр)
  • Кто летает на самолёте? (Смелый лётчик)
  • Кто управляет поездом? (Зоркий машинист)
  • Кто летает на ракете? (Умелый космонавт)
  • Кто водит трамвай? (Старательный вагоновожатый)
  • Кто управляет кораблём? (Добросовестный капитан)
  • Кто ездит на мотоцикле? Велосипеде? (Храбрый мотоциклист,           дисциплинированный велосипедист)
  • Кто летает на вертолёте? (Ответственный лётчик)

- Назовите одним словом, что это?

- Это транспорт.

- Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный.)

- Для чего транспорт нужен людям? (Перевозить людей, грузы, убирать улицы…)

Включается аудиозапись звуков, издаваемых транспортом.

  - Какие звуки вы услышали?

  • Гудение самолёта.
  • Стук колёс поезда.
  • Гудок парохода
  • Скрип колёс машины, когда она тормозит.
  • Сигнал автомобиля.

Дети определяют, к какому транспорту, какой звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта"....

ООД по развитию речи. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»

Цель: создать условия для обобщения первичных представлений у детей о транспорте и его истории.Задачи:Образовательные - уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, по...

Лексическая тема "Транспорт. Виды транспорта"

С 11 по 15 января изучали с детьми лексическую тему "Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте". Здесь, уважаемые родители вы можете найти материал по закреплению с детьми дома зна...

Дидактический материал по лексической теме "Транспорт"

Данный материал подходит для работы с детьми по развитию познавательных знаний в области транспорта, знакомит с различными видами транспорта. Материал содержит  словарную часть по развитию речи, ...