ООД по развитию речи. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маляренко Елена Андреевна

Цель: создать условия для обобщения первичных представлений у детей о транспорте и его истории.

Задачи:

Образовательные - уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный, о пользе и значении его в жизни человека;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

Развивающие – развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем транспорта. Развивать умение быстро реагировать на звуковой сигнал и соотносить его с определенным транспортным средством.

Воспитательные - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_karety_do_rakety.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Удивительный мир транспорта.

От кареты до ракеты»

Цель: обобщить первичные представления у детей о транспорте и его истории.

Задачи:

Образовательные - уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный, о пользе и значении его в жизни человека;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

Развивающие – развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем транспорта. Развивать умение быстро реагировать на звуковой сигнал и соотносить его с определенным транспортным средством.

Воспитательные - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

- активизировать словарный запас по теме: «Транспорт» (водный, воздушный, наземный, подземный, современный, старинный, автомобиль, карета, телега, колесо, воздушный шар, дирижабль, самолет, пароход, теплоход, катер, лодка, плот, корабль);

-развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.

«Познавательное развитие»

- формировать представления о транспорте и его истории ;

- продолжать формировать умение различать и называть виды транспорта ;

- продолжать формировать умение различать современный и старинный транспорт;

- формировать представления о пользе и значении транспорта в жизни.

«Социально-коммуникативное развитие»

- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми и уважения к профессии водителя;

- совершенствовать навыки общения со сверстниками в процессе игры.

«Художественно – эстетическое развитие» - развивать воображение, творчество в рисовании по замыслу, используя известные приемы;

- учить придумывать образ, опираясь на отдельные детали предмета (колеса у транспортных средств).

Методы и приемы:

игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа:

Беседы: «На чем люди ездят?», «Какой бывает транспорт?», беседа о водном наземном и воздушном транспорте.

Презентации - игры-путешествия в музей колеса, велосипеда, водного транспорта, воздухоплавания.

Чтение и рассматривание детских энциклопедий «Автомобили», «Транспорт», чтение художественных произведений-

Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Что я видел», М. Ильин «Машины на нашей улице», рассказы из книги К. Нефедовой «Транспорт» («Откуда взялся автомобиль», «Если очень торопиться», «Трамвай и его семья») Дидактические игры: «Какой бывает транспорт», «Продолжи цепочку», «Кто больше назовет», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 названий», «Загадки и отгадки».

Сюжетно- ролевые игры: «Станция технического обслуживания автомобилей», «Морское путешествие», «Путешествие на самолете».

Материал к занятию.

Яркая коробка, в которой лежат игрушки – машинка, карета, колесо; мяч; альбом с иллюстрациями разных видов транспорта, как современных, так и древних. Столик с компьютером; магнитная доска; нагрудные знаки - рули виды транспорта; карточки к дидактической игре «Что было – что будет».

Содержание и методика проведения НОД

Дети сидят полукругом. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку и посадку детей. Затем вносит красивую коробку.

- В этой коробке волшебной

Много загадок и тайн,

А ну догадайся, попробуй!

Что же спрятано там?

В этой коробочке разные загадочки, а ленточкой я ее крепко завязала, потому что отгадки у моих загадок быстрые, шустрые - умчат быстрее ветра, и не догонишь.

Слушайте мою первую загадку:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Для блестящих огонька. (Машина) Воспитатель достает машину

Беседа с детьми.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о транспорте.

Давайте вспомним виды транспорта.

- Ребята, как называется транспорт, который плавает по воде?

Ответы детей

- Как называется транспорт, который передвигается по земле?

Ответы детей

- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

Ответы детей

Молодцы, правильно.

Поиграем в игру: «Назови правильно».

Правила игры:

Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы, поймав мяч, отвечаете и бросаете мяч мне обратно. Будьте внимательны.

- Назовите воздушный транспорт?

- Назовите наземный транспорт?

- Назовите водный транспорт?

- Молодцы, ребята правильно назвали.

- Ребята, какие виды машин мы знаем?

Вешает на доску соответствующие картинки

Ответы детей (грузовая, легковая, специального назначения).

- Какие виды поездов мы знаем?

Ответы детей (пассажирский, грузовой)

- Какие виды самолетов мы знаем?

Ответы детей (пассажирский, военный)

- Какие виды лодок мы знаем? (моторная, весельная, парусная, подводная)

- Назовите части машин? Показывают на машине.

Ответы детей (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы, багажник, шины, мотор, сидение, педали, тормоз)

- Назовите части лодки?

Ответы детей (мачта, парус, весла)

- Назовите части самолета?

Ответы детей (крылья, мотор, хвост, салон, шасси, кабина пилота)

- Молодцы, ребята, я вижу, вы любите путешествовать и все знаете про транспорт. Мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху. А что же было в давние времена, на чем же люди ездили? Волшебная коробочка, подскажи.

- Раньше она была тыквой, а потом в ней Золушка поехала на бал.

(Достает из коробочки карету)

Вот на этой прекрасной карете мы отправимся в прошлое транспорта. Оказывается, давным-давно тоже был транспорт, и водный, и наземный и воздушный, может быть не такой удобный и быстрый, как современный, но все – таки очень красивый.

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

С давних времен человек использовал для передвижения животных (лошадей, ослов, верблюдов, коров, волов). А чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкуры животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза, но в гости или в театр в такой повозке не поедешь. Стал человек думать, чтобы изобрести легкое, быстрое. И тогда человек придумал карету. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры, высокие колеса, были фонари для освещения ночью, и местно для кучера.

Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, лошадь нужно было кормить и поить в дороге, а человек всегда торопился.

- А, что если мой конь будет железным? – подумал человек. Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи». И придумал человек коня из металла, и назвал его автомобилями. Чтобы автолюбитель мог двигаться, человек придумал мотор и бензин. В настоящее время люди придумывают новые модели автомобилей. Посмотрите, какие они красивые. Ведет машину водитель с помощью руля. У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя, фары впереди освещают дорогу ночью.

Мы путешествовали с вами в историческое прошлое какого вида транспорта? (наземного транспорта)

Познакомит нас с другими предками современного транспорта писатель Сергей Михалков.

Презентация по произведению Сергея Михалкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного группового занятия по развитию речи на тему: "Транспорт"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 17" Расширение и закрепление представлений о транспорте, развитие лексико-грамматического строя речи....

презентация по развитию речи на тему "Транспорт" во второй младшей группе

Конспект НОД по развитию речи на тему "Транспорт"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем что такое транспорт. Может кто нибудь знает? Правильно транспорт это то, на чем передвигаются люди. А ка...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Уточнение, расширение и акти­визация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо­вик, автобус, тролле...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Транспорт. Правила дорожного движения»

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движенияЗадачи:Образовательные: - закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они...

Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми среднего возраста, по развитию речи на тему «Транспорт» с использованием блоков Дьенеша Тема: «Юные автомеханики»

Расширить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «транспорт». Воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь,  способствовать  сплочению  детского...