Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Транспорт. Правила дорожного движения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;

- формировать умение согласовывать речь с движениями.

Развивающие:

- развивать речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать чувство ответственности на дороге;

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Транспорт. Правила дорожного движения»

(для детей подготовительной группы)

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                  воспитатель семьи № 1

                                                                                                     Рыжкова О.В.

                                                                                                                                   

Саранск 2022

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения

Задачи: 

Образовательные:

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;

- формировать умение согласовывать речь с движениями.

Развивающие:

- развивать речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать чувство ответственности на дороге;

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:  презентация на тему «Транспорт. Правила дорожного движения», ноутбук, интерактивная доска, мяч, дидактические карточки «Дорожные знаки», макет «светофор»

Ход ООД

1. Организационный момент

Игра с мячом «На чём я еду, плыву, лечу ...»

(по дороге на машине, на тракторе, в автобусе, по морю — на корабле, яхте, катере, по воздуху — на самолете, вертолете, на воздушном шаре и т.д.)

«Отгадай загадку»

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто, в час любой

Провезу вас под землей. (Метро)

Какие красавцы

Всегда и везде

На суше родятся –

Живут на воде? (Корабль)

2. Основная часть занятия

Беседа о видах транспорта

Воспитатель: Посмотрите на экран, и скажите, какие виды транспорта вы знаете? (Слайд 1 – небо, дорога, море, подземелье)

Дети: Наземный, подземный, водный, воздушный.

Воспитатель: Почему этот транспорт мы называем наземным? (слайд 2) подземным? (слайд 3) водным? (слайд 4) воздушным? (слайд 5)

Воспитатель: Какие виды наземного транспорта вы знаете?

Дети: Грузовой, пассажирский, специальный. – (Слайд 6)

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Один - много»

Дидактическая игра «Один - много»

Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед. ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн. ч.: самолёт – много самолётов.

Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. 

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Физкультминутка «Едем, едем на машине … »

Едем, едем на машине, Имитируют движения рулём.

Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.

Скорости переключаем, «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль. Приставляют ладонь ко лбу.

Дворники счищают капли. Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.

Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки вправо, влево.

Волосы ерошит ветер. Над головой шевелят пальцами.

Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.

Воспитатель: Скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов?

Дети: Светофор.

Слайд 7

Воспитатель: Сколько сигналов у светофора?

Дети: Три.

Воспитатель: Что они обозначают?

Дети:

Стихотворение про СВЕТОФОР

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!

Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Загорелся красный свет,

«Стой! Вперёд дороги нет»!

Желтый глаз твердит без слов:

«К переходу будь готов!

На зелёный свет – вперёд!

Путь свободен пешеход».

Игра малой подвижности «Светофор»

 Дети сидят лицом к светофору.

Если свет зажёгся красный, значит двигаться … (опасно)

Свет зелёный говорит: «Проходите, путь …» (открыт)

Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья)

Воспитатель: Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

Когда воспитатель показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками. (На мольберте - плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки ... (доехали),

(Въехали, съехали) и дальше ... (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы ... (доехали),

Яму... (объехали) и дальше ... (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки ... (доехали),

Мост... (переехали) и дальше ... (поехали).

От моста... (отъехали) и дальше ... (поехали).

Ехали мы, ехали, до дома ... (доехали),

Во двор... (заехали), вот и ... (приехали).

Воспитатель: Кажется у нашего грузовика прокололась шина, какой звук издаёт шина?

Игра на развитие речевого дыхания и голоса.

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

Воспитатель: Давайте накачаем шину.

«Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука с-с-с-с.

Воспитатель: А сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

Игра «Слушай внимательно»

И проспекты, и бульвары

Всюду улицы шумны

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу - Запрещается!

Быть примерным пешеходом - Разрешается!

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем» как известно - Запрещается!

Уступать старушке место - Разрешается!

Если ты гуляешь просто

Все равно вперед гляди

Через шумный перекресток Осторожно проходи.

Переход на красном свете - Запрещается!

При зеленом - даже детям - Разрешается!

Всех расталкивать, кричать. Запрещается!

А тихонечко стоять - Разрешается!

Брать мороженое в автобус, - Запрещается!

Воспитатель: А что ещё регулирует движение автомобилей и пешеходов на улицах кроме светофора?

Дети: Дорожные знаки.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим знаки, которые помогают пешеходам. Но для это нам нужно собрать эти знаки. (В конвертах разрезные знаки. Дети делятся на команды и собирают картинки).

3. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: О чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О транспорте.

Воспитатель: Какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, подземный, воздушный, водный.

Воспитатель: Назовите виды наземного транспорта?

Дети: Грузовой, пассажирский, специальный.

Воспитатель: Нужно ли соблюдать ПДД?

Дети: Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...