Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
методическая разработка по развитию речи на тему

Любанова Татьяна Сергеевна

 «Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности»

 

План семинара

 

1.                     Актуальность.

2.                     Составления рассказа по опорным картинам.

3.                     Придумывание сказок с помощью карт Проппа.

4.                     Методики загадывания загадок с учётом возраста (по методике Нестеренко).

5.                     Составления рассказа по серии сюжетных картинок.

6.                     Алгоритм детской журналистики.

7.                     Рефлексия.

 

Цель:

представление игровых методов и приёмов при работе над  развитием связной речи путем игровой практики и теоретических аспектов.

Задачи:

 

 

Актуальность.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: «…сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка…».

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности.

Сегодня представляем игровые методы и приемы, которые педагоги творческой группы по речевому развитию подобрали и систематизировали. Они  помогут вам развивать речь детей в самостоятельной деятельности.

 

2. «Составление рассказа по опорным картинкам»

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не в уровне развития речи. Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Времени, которое отведено на проведение занятия всегда недостаточно для того, чтобы решить все эти задачи.  Для этого мы должны разнообразить материал в центре по развитию речи так, чтобы ребенок мог самостоятельно закрепить полученные знания.

Современные дети интересуются компьютерами и чтобы привлечь их внимание, в работе с ними следует применять что-то новое, а не традиционное.
И вот, сегодня я хотела бы рассказать об одном из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа в самостоятельной деятельности, это использование наглядных опорных схем, в виде цветных картинок и просто схем.

Диапазон тем, которые вошли в комплект опорных схем для составления описательных рассказов, довольно широкий: времена года; овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья; грибы; насекомые; птицы; рыбы; животные; одежда; посуда; игрушки.

Предложенный вниманию воспитателей комплект схем для составления описательных рассказов обеспечит:

- формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;

- развитие у детей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

- умение дошкольников оперировать родовыми понятиями

- углубление знаний об окружающей среде;

- улучшение коммуникативных навыков детей.

 

 

 

Сегодня более подробно остановимся на опорных картинках и схемах «Времена года». Опорные схемы с цветными картинками можно использовать во всех возрастных группах. Даже на раннем возрасте, когда педагог задаёт вопросы, ребёнок может наглядно увидеть, то о чём его спрашивают. Опорные картинки в виде схемы применяют для старшего возраста.

 

 

 

 

Работа педагогов в группах.

С помощью опорных схем составьте рассказы о временах года: младшему возрасту предлагаем  схемы с цветными картинками, а старшему возрасту - с опорными схемами.

Вывод: Этим материалом можно пополнить речевые центры, для того, чтобы дети могли самостоятельно пользоваться схемами, проявляли инициативу, творчество при составлении рассказов. Опорные схемы можно использовать для детей, начиная с раннего возраста.

 

3. Придумывание сказок с помощью карт Проппа.

 

Перед современным педагогом стоит нелегкая задача: подготовить ребенка к жизни в динамичном, быстро изменяющемся мире, а значит важно воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей.

Творческой называют такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое. Такой результат на доступном ребенку уровне можно получить и в речевой деятельности.

 Систематизируя опыт работы со сказкой, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее всего для этого подходит одно из игровых упражнений – опорное моделирование с  использованием  карт  Проппа.

Определённый комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (28 функций по Проппу) образует строгую схему сказки.

 

Представляем вам эту схему на примере сказки «Кот, петух и лиса».

 

 

Работа педагогов в группах.

Посмотрите на данные вам карточки внимательно и скажите, какая сказка в них спряталась (Курочка ряба, Колобок, Гуси лебеди)? Придумайте и расскажите свою сказку по карточкам (раздаются любые карточки). 

 

1                                                                                                                                     

2.            

 

3

 

 

Вывод: Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, развивают аналитическое мышление, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.  Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме.

4. Методики загадывания загадок с учётом возраста (по методике Нестеренко)

 Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Загадки:

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

В работе с детьми загадки используют с целью развития у них внимания, смекалки, сообразительности, а также творческого мышления и фантазии.

Загадки бывают разные:

·             народные;

·             авторские;

·             основанные на описании;

·             с завуалированным смыслом;

·             на смекалку;

·             рифмовки;

·             обманки;

·             речевые.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработала модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Для младшего возраста загадывание загадки проходит приёмом опорных вопросов.

Методика составления загадок по опорным таблицам.

Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

РАСЧЁСКА

 

«Чем отличается?»

Забор

Пила

Трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

 

Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

· воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

· стимуляция умственной активности;

· развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

· расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

· развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

 

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

1.                     Составление загадок коллективно для одного отгадчика. Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2.                     Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3.                     Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

Работа педагогов в группах.

Педагоги самостоятельно по подгруппам  с помощью этой методики составляют загадки по опорным таблицам со словами: яблоко, кошка, автомобиль. Загадывают составленные загадки друг другу.

Вывод:

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

 

4.      «Составление рассказов по серии сюжетных картинок»

 

В этих конвертах лежат красивые картинки. Их разное количество: 4, 6, 8. Выберите любой конверт.

Здесь на картинках спрятан рассказ. Посмотрите на них внимательно, подумайте, с чего всё начиналось, что было, потом и на какой картинке нарисовано окончание. Разложите по порядку: как всё было, с чего начиналось и чем закончилось. Посмотрите внимательно и начинайте раскладывать.

Составьте рассказ по тем картинкам, какие вы разложили. Придумайте этому рассказу название. (2 мин.). - Спасибо, кто первый расскажет свой рассказ?

На экране вы видите, схему-алгоритм составления рассказа по сюжетным картинкам, составленную педагогами нашей ТГ и апробированный в разных возрастных группах в этом учебном году.

Сейчас Вы самостоятельно поработали по заданной схеме-алгоритму (Посмотрите внимательно; Разложите по порядку; Составьте рассказ).    

Составление рассказа с помощью серии сюжетных картинок учит детей передавать правильную временную и логическую последовательность; устанавливать причинно-следственные и причинно-временные связи; развивает связную речь.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки (ЗП+СП). Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно или несколько предложений, и вместе они соединяются в связный рассказ. Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве действующих лиц должны выступать дети, животные или любимые сказочные герои.

Как предложить эти картинки детям, чтобы их заинтересовать? Чтобы они самостоятельно начали составлять рассказы?

 

 Учим составлять рассказ по сюжетным картинкам

Часть 1. Обучение детей рассматриванию картинок. Анализ картинок.

В первой части формируются умения:

·                       рассматривать картинки,

·                       выявлять основную (ключевую картинку),

·                       устанавливать связи между картинками.

Часть 2. Планирование рассказа по сюжетным картинкам. Составление предложений, передающих основное содержание картинок. Составление рассказов.

Во второй части формируются умения:

- определять последовательность картинок,

- составлять предложения, передающие основное содержание картинок.

- составлять связный, последовательный рассказ, раскрывающий основное содержание картинок.

Работа с детьми по серии сюжетных картинок.

Цель: учить определять последовательность картинок и устанавливать связи между ними.

·                       Почему расположили картинки именно так?

·                       О чем будет рассказ?

·                       Что главное в рассказе?

·                       Как можно озаглавить текст?

·                       О чем рассказывает первая (вторая) картинка?

·                       Каким предложением можно связать первую и вторую картинку?

·                       Что произошло на третьей (четвертой) картинке?

·                       Как вы думаете, какая картинка отражает ключевое содержание рассказа? Почему?

·                       Самостоятельно составьте рассказ по сюжетным картинкам.

 

Педагогами ТГ оформлен методический материал для составления рассказов по сюжетным картинкам по  следующей схеме (12 серий картинок).

 1.Серия картинок «Воздушный шарик». Ответить на вопросы:

Кто и где потерял воздушный шарик?

Кто нашёл шарик на поле?

Какой был мышонок и как его звали?

Чем мышонок занимался на поле?

Что мышонок стал делать с шариком?

Чем закончилась игра с шариком?

Придумай продолжение этой истории.

2.Составить рассказ. Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

 

Вывод: составляя рассказы по серии сюжетных картинок, ребенок сам делает собственный выбор (Сколько картинок я возьму?); развивается воображение, творческие способности, связная речь.

 

5.     Алгоритм детской журналистики.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие –важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве всегда была игра, мы знаем много способов и форм ее организации. Практика показывает: что ребенок лучше  закрепляет полученные знания в свободной игровой деятельности.

Может ли сюжетно-ролевая игра развивать связную речь дошкольников?

В сюжетно-ролевой игре выстраивается диалог. И чтобы помочь ребенку развить сюжет игры нужно его вооружить знаниями и умениям поддерживать беседу, задавать вопросы,  вести диалог.

Детям нравятся играть в современные игры, где можно использовать не только игрушечные предметы, но и настоящие. Например, можно организовать игру «в журналистов, где оператор будет снимать фотоаппаратом, корреспондент будет брать интервью, и потом все вместе будут редактировать, и создавать презентацию или газету».

Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов, оператор снимает.

Для этого ТГ разработала алгоритм взятия интервью, с помощью которого ребенок выстраивает диалог. Составили и подобрали, схемы и вопросы интервью по темам.

 

 

 

Работа педагогов в группах.

Возьмите интервью по готовым схемам на тему: «Профессии» и «Ваш любимый питомец». Договоритесь, кто будет корреспондентом, кто его помощником, а кто собеседником у которого будите брать интервью.

 

 

 

 

 

Вывод: организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"

Семинар  «Игровые  приемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через театральную деятельность»...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

Формирование, приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.

    Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общегоразвития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл , логически и последовательно рассказывая о ...