Консультация для педагогов "Эффективные приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация содержит материалы об эффетивных приемах развития связной речи у дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 765.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей. Оно имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации (умение говорить помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах) и во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе( восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения- необходимые учебные навыки, которые напрямую зависят от развития связной речи). В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях ДОУ.
Связная речь- это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь имеет две формы: диалогическая речи и монологическая речь .
Диалогическая речь- предполагает краткие ответы, состоящие из одного- двух слов. Неполные предложения, восклицания, междометия, яркая интонация, жесты, мимика- это характерные черты диалогической речи. В диалоге важно уметь формулировать вопросы и строить ответы, подавать уместные реплики, дополнять и исправлять собеседника, рассуждать, аргументировать , спорить.
Монологическая речь- (речь одного человека) преимущественно требует развернутости, исчерпанности и логической связи между частями повествования. В работе над развитием связной речи используют следующие приемы: -беседы; -чтение рассказов и сказок; -составление описательного рассказа; -составление рассказа по серии сюжетных картинок; -составление рассказа по сюжетной картине; -пересказ; -самостоятельное составление рассказа.
Беседы Ведение диалога на различные темы(книги, фильмы, экскурсии, личный опыт) помогает развивать умение выражать свои мысли. Используется речевой образец (правильная речь взрослого), объяснения, вопросы, повторение и похвала за успехи. Также используется прием «микрофон», который позволяет каждому ребенку высказаться в групповой беседе. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы.
Чтение художественной литературы Этот прием также является важным фактором развития связной речи. Он помогает детям понимать логическую структуру текста, расширять словарный запас, развивать свою фантазию. Дети также приучаются к активному слушанию. Закреплять знание литературных произведений можно в форме викторин, просмотра роликов, где требуется узнать художественные произведения или их героев.
Составление описательного рассказа В процессе его составления ребенок усваивает признаки предметов, расширяет словарный запас. Сначала описывают единичные предметы, затем переходят к сравнительным описаниям однородных предметов, учатся сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
В работе по составлению описательного рассказа полезно использовать мнемотехнику. Мнемотаблицы - схемы помогают детям определить главные свойства и признаки предмета, построить связное повествование о нем, служат своеобразным зрительным планом для рассказа о предмете.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры («Узнай, что это?», «По кругу», «Отгадай, про кого я говорю» и т.п.) и настольно- печатные игры («Ассоциации», « Имаджинариум » и т. д.) В последнее время пользуются приемом составления синквейна . Синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое помогает научиться кратко и образно выражать свои мысли.
Схема структуры синквейна
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Начинается работа с одной картинки, далее их количество постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. Вопросы педагога должны направлять рассказ ребенка в правильной последовательности: «что произошло сначала?», «что случилось потом?»
Составление рассказа по сюжетной картине. Картина должна быть красочной, интересной для ребенка, ее сюжет должен быть понятен ребенку, на картине должно быть небольшое количество действующих лиц, она не должна быть перегружена второстепенными деталями. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Педагог заранее продумывает содержание беседы по картине и вопросы по ней. Ребенок должен научиться понимать смысл изображенного события и определять свое отношение к нему.
Пересказ. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Затем задают несколько уточняющих вопросов по содержанию, обязательно нужно объяснить значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Затем ребенку предлагается еще раз послушать текст и запомнить его, а потом пересказать близко к оригиналу.
Здесь также используют мнемотаблицы,помогающие ребенку составить стройное логическое повествование
Детей упражняют и в других видах пересказа: выборочном, кратком, творческом и пересказом без опоры на наглядность. Также эффективно использовать игры- драматизации, фланелеграф , рисование по сюжету, дидактические игры и упражнения («Подставь пропущенные выражения», «Путаница», «Говори по-разному» и т. п.)
Самостоятельное составление рассказа, творческое рассказывание. Начинают обучение самостоятельному рассказыванию с рассказов из личного опыта детей. Такой рассказ требует умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы должны быть связаны с наглядной ситуацией (рассказ о поездке в зоопарк, о прогулке в парке, о дне, проведенном в детском саду.
Обучение творческому рассказыванию нужно начинать с придумывания рассказов реалистичного характера(«как Таня потеряла варежку»), затем переходят к придумыванию сказок. Здесь также используют различные творческие задания: «Продолжи рассказ», замена главных героев, придумывание небылиц, придумывание нового начала или конца истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
Семинар «Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Семинар для педагогов доу "Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности"
«Игровые приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» План семинара 1....

Консультация для педагогов "Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация может быть полезной для учетелей-логопедов, воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, так как в ней рассматриваетются особенности развития связной речи детей....

Консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Предлагаю вам консультацию для родителей «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, учителям-логопедам, старшим воспитател...

Консультация Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации...
Формирование, приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общегоразвития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл , логически и последовательно рассказывая о ...