Консультация «Формируем речевую и познавательную активность детей»
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Грачева Людмила Ивановна

Игры на формирование речевой и познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРУЕМ  РЕЧЕВУЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ  ДЕТЕЙ»

Анализ литературы свидетельствует о том, что мало изучены оценочные критерии речевой и познавательной активности детей на занятиях, условия ее формирования и стимулирования. Недостаточно показана ее зависимость от форм общения ребенка со взрослым. Отсутствует система занятий, способствующих построению инициативных высказываний как одного из основных критериев речевой активности. Решить эти вопросы — значит повысить эффективность логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

В нашем детском саду воспитатели в работе с детьми с ОНР используют следующие методы и приёмы. Представленные нами занятия проводятся как в группе (например, опыты с предварительной к ним подготовкой), так и на прогулке (например, наблюдения).

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕЙСТВИЙ

Для детей 5—6 лет

Собери пирамидку

Цель: развить у детей умение анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.

Детям раздаются пирамидки.

Педагог предлагает им собрать не простые пирамидки, а такие, которые нарисованы на картинке.

Дети разбирают свои пирамидки и собирают такие, как на картинке, точно по образцу.

Рассеянный художник

Цель: развить у детей наблюдательность и счет до десяти.

На доску вывешивается таблица с цифрами от 0 до 10 с 2— 3 пропущенными цифрами.

Педагог просит детей найти ошибки художника и написать цифры, которые он пропустил.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

Дети должны исправить ошибки художника — написать пропущенные цифры.

Что плавает, что тонет?

Цель: с помощью эксперимента научить детей определять свойства предметов.

Подбираются предметы из металла и дерева (линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др.).

Педагог предлагает детям угадать, что из этих предметов утонет, а что останется на плаву.

Выслушав ответы детей, педагог предлагает бросить предметы в таз с водой. Плавающие предметы дети складывают на один поднос, тонущие — на другой.

Дети должны самостоятельно сделать вывод, что деревянные предметы не тонут, а железные — тонут.

Узнай, какого это цвета

Цель: научить детей создавать образ графическим способом, четко выполнять инструкции взрослого.

Дети выбирают из коробки нужный цвет карандаша, придумывают и рисуют то, что бывает этого цвета (фрукты, овощи, животные).

Можно использовать помощь взрослого, но ребенок должен доказать правильность своего выбора.

Начало формы

Порадуем малышей

Цель: научить детей проявлять заботу о младших, нарисовать для них игрушки, передавать образы этих игрушек.

Дети из кружочков рисуют смешные фигурки игрушек (петрушку, ослика), малышам будет интересно их рассматривать.

Детям необходимо доказать, чем их игрушка понравится малышу.

Что можно подарить другу?

Цель: воспитать у детей доброжелательное отношение к окружающим, добросовестное отношение к работе.

Педагог предлагает детям сделать подарок другу (например, красивую аппликацию), дорисовать мелкие детали карандашом.

Каждый должен постараться как можно лучше выполнить работу, чтобы она понравилась другу.

Нарисуй, что интересного было в этом месяце

Цель: научить детей отбирать из прошлого опыта самое интересное и воплощать его в рисунке.

Педагог напоминает детям, что интересного было в этом месяце, и предлагает подумать, кто что хочет нарисовать.

Детям следует использовать разный материал, после работы доказать, почему нарисовали именно это.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЛАТЬ ВЫБОР

Для детей 5—6 лет

Выбери что хочешь

Цель: научить детей определять выбор мотива: познавательный интерес или материальное вознаграждение.

Детям предлагается выбрать себе занятие (нарисовать инопланетянина и получить приз, или сделать аппликацию инопланетянина, что гораздо труднее) и получить в качестве вознаграждения интересную историю.

Выбери пару

Цель: научить детей делать выбор.

Детям предлагается убрать группу (полить цветы, протереть пыль в уголках, сложить конструктор и т.д.).

Педагог просит детей выбрать, с кем они будут работать и что будут делать. Решить надо быстро, выполнять работу за короткое время, но аккуратно.

Детям необходимо принять решение, организовать деятельность свою и товарищей.

Подарок

Цель: развить умение быстро принимать решение, сопоставить и соподчинить разные мотивы в ситуации конфликтного выбора.

Детям предлагается сделать аппликацию на тему «Овощи». Раздаются листы с нарисованной корзинкой и вырезанные шаблоны овощей.

Выполняя работу, дети должны подумать: оставить аппликацию себе или сделать подарок детям младшей группы.

Во время выполнения работы следует решить, кому будет принадлежать аппликация.

Начало формы

Для детей 6—7 лет

Невиданный зверь

Цель: научить сопоставлять разные мотивы в ситуации выбора.

Детям раздаются листы белой бумаги и цветные карандаши. На доску вывешиваются образцы невиданных животных (заяц с ушами слона и хвостом белки, голова крокодила с туловищем лягушки голубого цвета и др.).

Педагог просит детей нарисовать невиданного зверя по образцу или придумать свое животное. На выполнение задания — 15 минут.

Детям необходимо быстро принять решение и нарисовать что-либо.

Укрась салфетку так, как я скажу

Цели: научить оценивать свою работу в соответствии с данной словесной инструкцией; самостоятельно воспроизводить задание при анализе собственной работы.

Детям дается квадратный лист бумаги и заранее вырезанные различные цветочки, ягодки, листики. Детей просят внимательно послушать, как надо украсить салфетку.

Педагог предлагает в уголках салфетки наклеить по два зеленых листика, а между ними — по одному желтому. По середине каждой стороны салфетки по три красные ягоды. В центре — голубой цветок с желтой серединкой.

Задание повторяется дважды, после чего начинается выполнение работы. По ее окончании дети пытаются воспроизвести задание самостоятельно и одновременно проверяют правильность его выполнения. Тем, у которых нет ошибок, предлагается подарить салфетки кукле, у кого одна или две ошибки — Буратино, у кого ошибок много — Бармалею.

Дети должны закончить работу за 10—12 минут.

По этой же методике проводятся следующие упражнения.

Нарисуй, что мне приснилось

Цель: научить определять главное в содержании рассказа педагога.

Педагог. Сегодня я видела интересный сон. Я его расскажу, а вы нарисуйте. Большой зеленый двор. Посреди него стоял желтый восьмиэтажный дом, около которого бегала маленькая черная собачка. За домом гулял мальчик. На нем была синяя шапочка, а в руке — красная лопатка.

Дети, которые нарисовали всё правильно, должны отдать свои рисунки педагогу, а остальные оставить на столах.

Поможем Маше отыскать щенка

Цель: научить детей выполнять задание по словесной инструкции, нарисовать главное.

Педагог. У моей соседки Маши пропал щенок. Давайте нарисуем его и расклеим наши рисунки, чтобы его легче было найти. У щенка рыжая шерсть с завитками, на туловище два маленьких белых пятнышка. Короткий хвост, короткие ноги. Мордочка вытянута, на лбу круглое черное пятно; маленькие черные глазки, длинные висячие уши.

Животные жарких стран

Цели: научить детей определять содержание своей работы; закрепить умение лепить животных.

Дети вспоминают, каких животных жарких стран они знают. Педагог предлагает выбрать, кого из них они хотят вылепить, отмечая характерную особенность каждого животного.

Чем нам осень нравится?

Цели: развить самостоятельность детей, умение выбирать способы изображения (рисование, лепка, аппликация); передавать характерные особенности осени (деревья с красочными листьями, фрукты, овощи); самостоятельно придумывать композиции, материал.

Педагог с дифференцированным подходом к каждому ребенку предлагает детям самим придумать темы рисунка, лепки, аппликации, в которых можно показать осень. Тем, кто не справляется, даются наиболее простые задания. В конце упражнения дети выбирают понравившиеся и аргументируют свой выбор.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Для детей 5—6 лет

Времена года

Цели: закрепить у детей знания признаков различных времен года; учить доказывать свою точку зрения; развивать речь детей; воспитать познавательные отношения к окружающему.

Педагог. Дети, послушайте отрывки из различных стихотворений, которые, по моему мнению, описывают осенние явления в природе.

Улыбкой ясною природа        

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса,

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

А. Пушкин

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по старым кленам,

По лесным цветам.

С. Есенин

На ручей рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Н. Некрасов

После каждого отрывка дети доказывают правоту или ошибочность мнения педагога. Желательно, чтобы, доказывая, они опирались на собственные наблюдения в природе.

Что за клумба, что за диво, необычно ты красива!

Цели: закрепить и обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе; развить наблюдательность; закрепить умения связно оформлять свои мысли, задавать вопросы.

Педагог обращает внимание детей на смену цветущих растений. Каждое наблюдение включает в себя коллективное разрешение детьми их собственных вопросов.

Данное наблюдение также целесообразно проводить 1 раз в месяц на протяжении всего летнего периода, а также в начале осени.

Конец формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""

Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...

Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Создание условий в дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушениями слуха...

Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликации, мультфильма

Аннотация. В данной статье рассказывается об инновационном методе мультипликации в ДОУ.. Выделяются отличительные особенности применения данного метода как эффективного способа развития познавательной...

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Игра – драматизация – как средство развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для молодых специалистов «Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности детей 6–7 лет»

laquo;О чём рассказал ёжик?»«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Торопится, собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найд...

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ 

Игры с водой относятся к любимым играм детей. В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал.   Задача взрос...