Главные вкладки

    мастер-класс для педагога "Приемы работы со сказкой"
    презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему

    Сердюкова Татьяна Михайловна

    Приемы работы со сказкой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Приемы работы со сказкой19.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для воспитателей «Приемы работы со сказкой»


    Мастер-класс для воспитателей «Приемы работы со сказкой»

    Цель мастер-класса:

    Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

    Задачи:

    1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

    2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.

    3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать.

    Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.

    Используемое оборудование:

    Компьютер и проектор

    Эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»(слова из китайской пословицы)

    План проведения:

    1 Представление собственной системы работы и отдельных её элементов (теоретическая часть)

    2 Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов (презентационная часть)

    3 Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта (практическая часть)

    Ход проведения

    Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о некоторых приемах работы со сказкой.

    Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

    Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем.  

    Для того, чтобы ребенок сказку лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

    Приемы, которые я использую в своей работе:

    1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, поведение героев.

    Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев больше всего понравился и почему?", "Почему герой совершил те или иные поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?".

    2. Рассказывание сказокПрием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенкурассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих всказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".

    3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.

    4. Постановка сказок с помощью куколРаботая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

    5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

    6. Игра– драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели.

    Сейчас я продемонстрирую вам некоторые задания  работы со сказкой, один из них это:

    1. Викторина «Знаете ли вы сказки»

    «Узнай сказку по её отрывку»: Сейчас я прочитаю отрывок, а вы отгадаете название сказки.

    1. Летела стрела и попала в болото,

    А в этом болоте поймал её кто-то.

    Кто, простившись с зелёной кожей,

    Сделался мигом красивой, пригожей?

    2. Красна девица грустна –

    Приближается весна.

    Ей на солнце тяжко –

    Слёзы льёт бедняжка.

    А теперь еще один прием:

    Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:

    1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»

    Следующий прием это:

    «Дополни имя» У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

    Кощей-, Мальчик - …., Елена -…., Василиса-…., Братец - …., Иван-…., Сестрица - …., Крошечка - ….

    Еще один прием:

    Следующее задание «Сочини новое окончание сказки».

    Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

    1. К сказке «Лиса и журавль»

    2. К сказке «Три медведя»

    Задание «Отгадай настроение сказочных героев»

    Вам предлагаются схематические изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх) Вам нужно назвать героя сказки по музыкальному сопровождению и затем отгадать настроение этого героя.

    1.Красная шапочка-радость

    2.Буратино-радость

    3.Водяной-обида

    4.Кот Базилио-злость

    5.Золушка-грусть

    6.Волк-страх.

    Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?

    Релаксационная игра «Возьмемся за руки»

    Уважаемые коллеги! Сказка учит нас добру и любви к ближнему.

    Давайте закроем глаза,возьмемся за руки и почувствуем тепло наших сердец, а теперь Откройте глаза.и Пошлите друг другу добрые мысли.

    • Всего вам доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей «Самодельные музыкальные инструменты «Сказки – шумелки»

    Мастер-класс направлен на развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей....

    «Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

    Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

    Мастер-класс по тестопластилинографии для родителей " Здравствуй сказка"

    Художественно – творческая деятельность совместно с родителями и с детьмипо ТЕСТОПЛАСТИКЕв старшей группе"Здравствуй, сказка"...

    Мастер класс с родителями по работе с математическими планшетами по сказке "Три медведя"

    Мастер класс по работе с математическими планшетами. Развитие математических представлений....

    Из опыта работы. Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями

    Распространение инновационного педагогического опыта...