Мастер-класс "Развивитие творческого мышления. Работаем по сказке"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В нашем детском саду приоритетным направлением работы является познавательно- речевое развитие детей. Именно познавательно - речевое развитие детей является очень объемным, так как в этом направлении находит свое место такие образовательные области как познание (ФЭМП, ФЦКМ), коммуникация, чтение художественной литературы.
Подробнее хочется остановиться на показателях детского развития в данных образовательных областях:
Образовательная область «Познание» |
Продуктивная деятельность |
Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением |
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта |
Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции |
ФЕМП |
Умеет самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак. Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями |
Умеет считать до 10 и больше |
Называет числа в прямом порядке до 10, начиная с любого натурального числа |
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками |
Различает величины: длину, объем, массу и способы их измерения |
Понимает зависимость между величиной меры и числом |
Умеет делить предметы на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть |
Различает, называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольники, шар, куб. Проводит их сравнение |
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями |
Умеет определять время по часам, временное отношение |
знает состав чисел первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из последующего за ним в ряду |
Знает монеты достоинством 1,5,10 копеек и 1,2,5 рублей |
Знает название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года |
Формирование целостной картины мира |
Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира |
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей |
Знает герб, флаг, гимн России |
Называет главный город страны |
Имеет представление о родном крае, его достопримечательностях |
имеет представления о библиотеке, школе |
Знает некоторых представителей животного мира |
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений |
Знает правила поведения в природе и соблюдает их |
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями |
Образовательная область «Коммуникация» |
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине |
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов |
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове |
Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
Отличает жанры литературных произведений |
Называет любимые сказки и произведения, рассказывает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки |
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстрированных книг |
Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа |
Также можно выделить несколько составляющих аспектов, способствующих развитию мышления ребенка:
- Взрослый будет слышать детские творческие ответы, поддерживать и развивать их;
- Понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.
Мышление ребенка не будет развиваться, если:
- Взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;
- Критиковать детские версии, не приводя аргументов;
- Одинаково поддерживать любые детские ответы, не подсказывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.
Задача перед взрослым стоит непростая – ведь искать новое человек станет только в том случае, если он не боится ошибаться и при этом понимает, что все же надо искать безошибочное решение.
Основные шаги работы со сказкой:
- Чтение и первое обсуждение сказки.
- Решение диалектической задачи.
- Символическое проживание сказки.
Рассмотрим подробнее каждый шаг.
- Чтение и первое обсуждение сказки:
Прочитав сказку, мы задаем вопросы, чтобы восстановить последовательность событий; установить причинно- следственные связи.
Опорой для выделения основных событий станут иллюстрации к сказке.
Выбор их –первый шаг в анализе сказки.
Чтобы сменить жанр беседы с демонстрации памяти на вдумчивое чтение, взрослому надо продумать вопросы, которые станут «ловушками для мышления». Чтобы вопросы действительно помогали детям и будили их мышление, надо знать об особенностях дошкольного возраста и при составлении вопросов отталкиваться от этих особенностей.
- Взрослый и его слова очень авторитетны для дошкольника, поэтому лучше задавать не закрытые, а открытые вопросы. («закрытые» вопросы предполагают ответ «да» или «нет», а «открытые» вопросы предполагают развернутый ответ – ребенку приходится самому формировать мысль.
- Ребенку трудно восстановить последовательность событий – что за чем следовало в сказке, поэтому не стоит подсказывать, что за чем следовало. Лучше задавать открытые вопросы обо всех ключевых моментах сказки.
- Детям трудно уловить причинно- следственные отношения – в тексте они чаще всего прямо не объясняются, и взрослому кажется, что ребенку они вполне понятны. Нужно заранее придумать вопросы, требующие объяснения причинно – следственных связей.
Основные правила составления вопросов по содержанию сказки:
- Задаются открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;
- Задаются вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно- следственных отношениях в сказке;
- Задаются вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.
Чтение и первое обсуждение сказки обычно занимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из ребят рассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске.
- Решение диалектической задачи
Диалектическая задача – смысловой центр развивающего занятия.
Цель развивающих занятий - помочь ребенку обнаружить в содержании сказки диалектические отношения, т.е. единство взаимоисключающих сторон, противоположностей.
Диалектическая задача заключается в том, что привычные правила не позволяют понять суть сказки, и читателю приходится искать иной тип отношений, при котором единство противоположностей возможно. Другими словами- совершать диалектическое умственное действие.
Роль взрослого состоит в том, чтобы:
- Помочь ребенку восстановить целостную картину ситуации, выделив в ней противоположные характеристики;
- Показать ребенку, что формально- логические отношения (когда противоположности исключают друг друга) не позволяют понять сказку.
При решении диалектической задачи взрослому следует:
- Создать проблемно- противоречивую ситуацию;
- Помочь ребенку увидеть правомерность каждого из противоположных суждений;
- Вернуться к проблемно- противоречивой ситуации и предложить решить ее при помощи схемы;
- Задать провокационный вопрос, чтобы получить обратную связь: понять, насколько детям понятно совершенное преобразование.
- Постановка проблемного вопроса
Проблемный вопрос вытекает из содержания сказки и помогает выявить отношения взаимоисключения. Именно проблемный вопрос позволяет выделить «несущие» противоположности и сформулировать главный вопрос. В некоторых случаях этот шаг не является обязательным, а сразу следует проблемно- противоречивая ситуация.
- Создание проблемно- противоречивой ситуации
Проблемно- противоречивая ситуация задается вопросом особой конструкции: на него, исходя из содержания сказки, с равными основаниями (и обоснованиями) можно дать противоположные ответы.
Диалектический вопрос- это вопрос, для ответа на который необходимо удержать противоположности, т.е. совершить диалектическое действие.
Задача создается для того, чтобы ребенок смог (или пытался) совершить диалектическое умственное действие, удерживающее единство противоположностей.
На проблемно- противоречивой ситуации держится все занятие, обычно она озвучивается на занятии несколько раз: в начале занятия и ближе к концу, после того как будут приведены и опровергнуты доводы в пользу каждого из противоположных ответов.
- Обоснование противоположных суждений
Наиболее часто встречающая «формально- логическая ловушка» - это согласие только с одним из противоположных суждений, в то время, когда оба справедливы, - такое бывает, когда центральным в сказке является диалектическое действие объединения. В этом случае главное- не просто услышать противоположные версии, а именно услышать их обоснования, детские доказательства.
Здесь важно сделать два шага:
- Помочь ребятам обосновать каждый из противоположных ответов;
- Только когда одна из противоположностей обоснована, сделать противоположный шаг – найти противоположные аргументы.
Главная задача этого этапа – помочь детям понять, т.е. аргументировать по очереди каждую из точек зрения.
- Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы (или наглядной модели)
У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Такой опорой может стать диалектическая схема или наглядная модель.
Диалектическая схема позволяет удержать проблемно- противоречивую ситуацию, зафиксировать задачу. Черный и белый квадраты вводятся для обозначения противоречивых версий ответов. Решая, какой же из противоположных ответов правилен, участники дискуссии обращаются то к одному квадрату, то к другому.
Универсальность схемы. Диалектическая схема – это отражение универсальных отношений: отношений противоположностей и их взаимодействия, которые встречаются в разных сказках.
Решение диалектической задачи позволяет обнаружить, что в ситуации существуют не формально- логические, а диалектические отношения противоположностей.
Решение диалектической задачи состоит в поиске отношений развития, движения.
Схема вводится после того, как задается ключевой вопрос, и взрослый объясняет роль схемы как помощника в решении задач. Схема ни в коем случае не должна вводиться кК самоцель: она должна и детьми пониматься как помощник в решении задач. Взрослый должен показывать детям способ действия со схемой - активно «читать» ее, показывая связь между значками схемы и содержанием сказки.
Для анализа сказок, в которых ключевым моментом является действие смены альтернативы, больше подходит наглядная модель; также отразить увеличение размеров героев поможет наглядная модель: квадраты разного размера, появление же нового качества – смену альтернативы – можно отразить, выстроив вторую серию квадратов, соответствующую тем же героям.
Обоснование противоположных суждений может вестись как до введения схемы, так и уже на ее материале.
- Решение задачи – диалектическое преобразование
Решение задачи посредством схемы заключается в том, что или создается специальный знак – серый квадрат, или обнаруживается, что для обозначения героя нужны два квадрата и пр. задача не в том, чтобы предложить детям схему, а в том, чтобы они ее «сами» изобрели в ходе решения задачи. Именно открытие нужного схематического обозначения становится кульминацией решения задачи.
- Провокационный вопрос – обратная связь
Всегда остается опасение, что не все дети поняли решение противоречивой ситуации. После того как было найдено решение, можно предложить ребятам вернуться к одному из неверных решений, отвергнутых ранее. Только в том случае, если дети действительно поняли, в чем стоит творческий ход, они не согласятся с обычно таким авторитарным мнением взрослого. Хорошим знаком будет и появление большего, чем в начале занятия, разброса детских мнений.
- Символическое переживание сказки
Этот этап очень важен:
- Ребенок получает возможность выразить через рисунок или актерское действие свое отношение к героям сказки.
- Взрослый получает важную обратную связь о том, насколько впечатлили ребенка именно диалектические моменты сказки: отражаются ли в рисунках и комментариях детей диалектические действия, обнаруженные в тексте в ходе обсуждения.
Символическое задание может быть построено по – разному.
- Можно предложить детям нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки.
- Можно предложить детям разыграть сказку, сделав маленький спектакль.
- Можно предложить детям сочинить собственную сказку, используя схему только что прочитанной сказки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сказка «Колобок»
- Читаем сказку, отвечаем на вопросы
Цель. Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Книга с иллюстрациями, картинки с изображением основных персонажей сказки (колобка, зайца, волка, медведя, лисы).
Методика проведения
Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации из книжки по ходу чтения. Затем задает детям вопросы, и по мере ответов, выставляет на доску изображения героев.
Примерные вопросы:
Как появился колобок?
Что случилось после того, как старуха испекла колобок?
Кого встретил колобок в лесу первым? Что произошло при встрече? Что сказал герой? Что ответил колобок?
Кого после зайца встретил колобок? Что произошло при встрече с волком?
И так далее.
Отвечая на вопросы, дети должны попытаться вспомнить, чем отличались диалоги с разными героями в сказке.
Проблемная ситуация для детей состоит в том, чтобы воспроизвести не только прямую речь героев, но и рассказ автора об их действиях. Если дети пропускают эти моменты, стоит задавать вопрос (не подсказывая):
-А лиса так просто взяла и съела колобка?
В конце концов на доске оказывается вся серия персонажей, причем картинки с изображениями зверей стоят в том порядке, в котором герои появились в сказке.
- Создаем наглядную модель сказки
Цель. Обозначение героев сказки с помощью наглядной модели. Наглядная модель отражает размер персонажей.
Материалы. Картинки с изображением персонажей (8*8, 11*11, 14*14, 17*17, 21*21 см- по два квадрата каждого размера).
Методические рекомендации
На данном этапе важным является выделение общего свойства героев- их рост – и подобрать каждому герою заместитель (квадратик соответствующего размера).
Первый этап работы – замена героев квадратами, обозначающими размер персонажей. Задача детей- отвлечься от других характеристик персонажей и удерживать только одно основание для сравнения.
Второй этап работы- выстраивание героев, а затем и квадратов- моделей «по росту» (строим серию). Тут появляется вторая проблемная ситуация – чтобы выстроить такую серию, детям уже придется преодолеть уже привычный для них порядок появления героев в сказке (в сказке лиса появляется последней, а в ряду «по росту» она окажется следующей после зайца). Решение этой задачи позволит детям развести и противопоставить две последовательности – последовательность героев по сюжету сказки и последовательность по размеру.
Методика проведения
Обозначаем при помощи квадратов- заместителей размер героев, в последовательности встречи с колобком, начиная с зайца - это совместный выбор квадрата. Берет самый маленький квадрат и обозначает им зайца, также задает вопрос детям о том, почему именно этот квадрат я выбрала?
Следующие квадраты надо уже предлагать выбирать детям. Воспитатель задает вопрос о герое, вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить картинку с персонажем, выбрать квадрат – модель и дать объяснение. Важно, чтобы выбор был осмысленным.
После выставления каждого квадрата надо обращаться к детям с вопросом: согласны ли они с таким решением.
Проблемная ситуация возникнет, когда дело дойдет до лисы. При этом нужно наводящими вопросами вывести ребенка на правильный выбор квадрата.
В результате должна получиться такая серия.
Выстраиваем серию заместителей по размеру.
Разложить квадратики на доске в случайном порядке. И тут возникает проблемная ситуация с лисой- куда ее ставить?
Нужно выслушать разные версии и ответы детей.
При подведении итогов можно выстроить разные варианты серий и попросить детей угадать, как она выстроена, по какому основанию: по росту, по сказке, в обратную сторону по росту и т.п.
3. Решаем диалектическую задачу: совершаем смену альтернативы
Цель. Решение диалектической задачи с помощью наглядных моделей.
Материалы. Картинки с изображением персонажей (колобок- самый маленький и т.д.), при этом квадраты пяти размеров (8*8, 11*11, 14*14, 17*17, 21-21 –белые – по два каждого размера, черные квадраты – по три); всего 10 белых квадратов и 15 черных.
Методические рекомендации
На этом занятии дети обнаружат, что герои сказки отличаются не только по такому видимому свойству, как размер, но и по скрытому свойству- хитрости. Помогут это увидеть две контрастные модели, отражающие два типа отношений.
При сравнении героев по хитрости диалектическая задача (проблемная ситуация) для детей состоит в том, чтобы обнаружить, что герои по этому признаку не выстраиваются в серию, а делятся на хитрых и нехитрых. Это означает, что при построении модели заяц, волк и медведь обозначаются одинаковыми квадратами.
Методика проведения
Постановка диалектической задачи: поиск нового основания для сравнения героев.
Воспитатель восстанавливает на доске ряд картинок с персонажами сказки и предлагает детям выставить квадраты, обозначающие размер героев.
Спрашивает: «А как же так получилось – ведь лиса не самая большая, но колобка съела?»
Это ключевой момент: перед детьми поставлена задача, и решить ее сможет тот, кто обнаружит у лисы новое качество – хитрость. Для того чтобы ответ прозвучал именно из детских уст, вопрос можно повторить несколько раз, меняя формулировку. А когда ответ прозвучит, сразу его подхватить:
-смотрите, что получается: оказывается, не потому лиса колобка съела, что самая большая, а потому что хитрая! Давайте вспомним, в чем же была ее хитрость?
Тут надо помочь детям вспомнить лисью хитрость: как она обманом приманивала колобка все ближе и ближе. Можно задать вопрос, чтобы яснее стала ситуация обмана: сначала просит сесть на носок, потом на язычок, а он думал зачем лиса его об этом просит?
-А остальные звери действовали хитро? Что они говорили при встрече?
В этих ответах затрудняются даже старшие дошкольники.
-Значит они не догадались приманить колобка поближе, обмануть его, а лиса догадалась. Она хитрая, а остальных зверей мы как назовем.
Поступают ответы детей.
Противоположностью хитрому будет простодушный, но детям такое слово мало понятное, так что можно просто нацелить их на слово бесхитостный.
Возвращение к решению диалектической задачи при помощи модели.
Педагог продолжает: «А теперь давайте обозначим героев квадратиками, но уже не по размеру, а по хитрости. А чтобы не запутаться, по хитрости мы будем обозначать зверей черными квадратами».
Педагог ставит первый квадрат- это у нас заяц, далее предлагает детям самостоятельно сделать выбор квадрата.
В этот момент у детей может возникнуть проблемная ситуация – выбор квадратов.
Обоснование противоположных суждений.
Педагог должен нацелить детей для самостоятельного принятия решения- какой квадрат нужно выбрать.
Диалектическое преобразование
В результате работы должны получиться две серии
Первая модель – по размеру.
Вторая модель – по хитрости.
Требуется подведение итога и уточнение моделей.
4. Решаем диалектическую задачу с помощью наглядной модели
Цель. Решение задачи с помощью наглядной модели.
Материалы. Картинки с изображением персонажей, черные квадраты (8*8, 11*11, 14*14, 17*17) – по три квадрата каждого размера.
До этого занятия вопрос о колобке не ставился. На этот раз детям предлагается решить диалектическую задачу: оценить хитрость колобка.
Методика проведения
1. Предложить детям расположить героев по размеру и по хитрости. Главная задача – делать акцент на разных основаниях для сравнения и на том, что в зависимости от основания серии выстраиваются по- разному.
Сделать акцент на то, каким будет колобок по хитрости?
Конечно, он будет на ровне с лисой.
Обоснование противоположных суждений
Поговорить с детьми о том, кто был хитрым: одна лиса? Или все еще и колобок оказался хитрым?
Нацелить детей на то, что колобок разумно поступал – песенку пел, отвлекал внимание и от всех, кроме лисы, укатился.
-Так каким же квадратом все же обозначить колобка?
Диалектическое преобразование
Хорошим ответом будет предложение обозначить колобка средним квадратом и обоснование, что он обманул некоторых зверей, но его самого перехитрила лиса, т.е. он хитрее зайца, волка и лисы, а лиса хитрее его.
5.Разыгрываем сказку с помощью наглядной модели
Цель. В символической форме отразить содержание сказки.
Материалы. Две наглядные модели сказки, отражающие смену альтернативы в сказке; карточки- значки с изображением персонажей сказки (колобок, заяц, волк, медведь, лиса) – все карточки должны быть одного размера.
Предложить детям вспомнить, как читается сказка по наглядной модели.
Следует создать ситуацию, в которой дети смогут еще раз подействовать с моделью: выбрать ребят на роли колобка, зайца. Волка, лисы, медведя, каждому дать маленькую карточку – значок с изображением его героя. Затем педагог предлагает кому – то из детей стать ведущим и расставить всех героев сначала «по росту», а потом «по хитрости».
После этого детям предлагается разыграть сказку. Схемы при этом остаются на доске, педагог напоминает об особенностях героев и предлагает отразить их средствами голоса и движений. Очень важно использовать модель, чтобы нащупать «драматургический образ» героев: это поможет детям и научиться читать схему, и использовать ее для понимания сказки. Вспомнить каждого героя и его основные характеристики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...
Развитие творческого мышления в работе со сказкой
Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что ска...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯРАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «Дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни - то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать&raq...
Статья "Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой"
Издавна известно, что самым популярным жанром для дошкольников является сказка. Она с рождения входит в жизнь ребёнка и является не столько средством развлечения, сколько средством воспитания (эстетич...
«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке»
Педагогическая находка развития творческого мышления у детей дошкольного возраста с помощью сказки....
Статья "Творческие методы работы по сказкам"
Предлагаю творческие методы по использованию сказочного материала. Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников. А результаты совместного творчества де...
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...