Развитие творческого мышления в работе со сказкой
консультация (старшая группа) по теме

Клапанюк Сильвия Павловна

Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим сочиняли их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 «Машенька»

Развитие Творческого мышления в работе со сказкой

Выполнила 

Клапанюк Сильвия Павловна

Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим сочиняли их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой, но и своим красноречием.  В сказке устанавливалась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и произведения сказовая композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями, проявляющимися в присказках, присловьях, прибаутках, уподоблениях, крылатых выражениях и поучительных речениях.                                                              

 Сказка – школа народного красноречия.

Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.

Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. Для ребенка важнее всего  становится содержание, сказка уже меньше интересует ребенка. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру своего воображения и что он в тоже время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.

В процессе слушания сказки интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи : «Я и другие» , «Я и вещи» и др. Ребенок усваивает с помощью сказки понятия о пространстве, времени, взаимоотношениях.

Сказка служит познавательному развитию дошкольников. Дети учатся рассуждать, анализировать. Большую роль играет подбор вопросов при работе со сказкой.

Примерный список вопросов:

  • Как вы думайте, о чем (про что, про кого) сказка?
  • Кто из героев больше всего понравился ( не понравился) ?
  • Как вы думайте, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
  • Как вы думайте, что было бы если бы тот или иной герой не сделал бы такого поступка?  Как вы думайте, если бы в сказке были бы одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?
  • Зачем в сказке есть плохие или хорошие герои?

Детям можно предложить необязательно определенную сказку, но и сказочную ситуацию.

Например, решил Иван-царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того, чтобы заработать Меч-Кладенец. А Баба – Яга очень хитрой была – всем, кто хотел к ней на службу поступить, она всякие задания придумывала. Какое задание она дала Ивану – царевичу и почему?

Сказочная ситуация, которая предлагается детям, должна соответствовать определенным требованиям:  

  • Ситуация не должна иметь готового правильного ответа (принцип «открытости»);
  • Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему  («зашифрованную») в образном ряде сказки. Например : преодоление страха, самоорганизация, взаимопомощь и т.п
  • Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи.

Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие творческого (креативного) мышления.
  2. Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
  3. Развитие фантазии, воображения.
  4. Развитие способности к глубокому образному мышлению.
  5. Развитие эмпатии и умения слушать.

Основной задачей в работе со сказкой  я выделяю развитие творческого мышления.

 Творческое мышление –  это умение находить свободные от стереотипов, новые решения задач; умение достигать  результата с наименьшими  энергозатратами и большей радостью; понимание множественности причин и различных последствии тех или иных действии.                    Одним из методов развития творческого мышления в работе со сказкой считаю использование  мнемотаблиц. Данную методику предлагает Т.В Большева в пособии «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».

Мнемотабоица- это схема,  которую заложена определенная информация.

Работа с мнемотаблицами направлена так же на выполнение следующих задач:

  • Развитие памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы.

Работа с детьми по усвоению мнемотаблиц осуществляется поэтапно.

Русская Народная  Сказка «Теремок».

  1. Рассматривание таблицы, изображенного на ней.
  2. Осуществление перекодировки информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Сказку  могут рассказать сами дети либо совместно с воспитателем.
  4. Дети делают графические зарисовки мнемотаблицыи.
  5. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

В младшей и средней группе мнемотаблцы необходимо использовать цветные, т.к. в этом возрасте для детей имеет важное значение цветовое обозначение предмета,  образа (лисичка-рыжая, мышка – серая, цыпленок – желтый и др. )

На этом этапе дети осознают сказку и происходящее в ней.

В старшем возрасте дети не только пересказывают сказку, закодированную в мнемотаблице, но и сочиняют собственные сказки. Дети ассоциируются изображенные символы с новыми образами.

Мнемотаблице и мнемодорожки используются в разнообразных видах  занятий: развитие речи, обучение грамоте, изодеятельность, экологическое воспитание.  Например, при ознакомлении с сезонными явлениями. Детей можно  научить рассказывать о времени года по мнемотаблицам и мнемодоржкам.

В младшем возрасте в основном используются мнемодорожки, а в старшем возрасте используются мнемотаблицы и вводятся буквенные обозначения.

Литература:

  1. Большева Т.В                                                                                                                                                    Учимся по сказке. СПб.:Детсво-пресс.,2001.
  2. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М                                                                                                                  Теория и практика Сказкотерапии. Спб.: Смарт., 1996.
  3. Тумина Л.Е                                                                                                                                                                                                                              Кружок «Сочини сказку». М.: Перспектива., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ.

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «Дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни - то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать&raq...

Статья "Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой"

Издавна известно, что самым популярным жанром для дошкольников является сказка. Она с рождения входит в жизнь ребёнка и является не столько средством развлечения, сколько средством воспитания (эстетич...

«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке»

Педагогическая находка развития творческого мышления у детей  дошкольного возраста с помощью сказки....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии развития творческого мышления: арт- терапии)

Конспект может быть использован для занятия педагога- психолога или воспитателя в средней группе детского сада. Занятие можно проводить как с подгрупппой детей, так и в групповом формате....

«Развитие творческого мышления посредством сказки»

Можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии;  взрослые тоже п...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....