Статья "Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой"
статья

Агеева Елена Геннадьевна

Издавна известно, что самым популярным жанром для дошкольников является сказка. Она с рождения входит в жизнь ребёнка и является не столько средством развлечения, сколько средством воспитания (эстетического, нравственного) и умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

«Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой»

Подготовила: Воспитатель Агеева Е. Г.

Смоленск 2018

Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой.

Актуальность

Издавна известно, что самым популярным жанром для дошкольников является сказка. Она с рождения входит в жизнь ребёнка и является не столько средством развлечения, сколько средством воспитания (эстетического, нравственного) и умственного развития. Именно со сказки начинается знакомство ребенка, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки являют детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор для воображения. Нравственные понятия, такие как честность, доброта, человеколюбие, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в эталоны нравственности, с помощью которых регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка является ярким противопоставлением, добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка. Все ранее перечисленное делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

     Сказка есть источник мудрости народа. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка чувство сочувствия к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказка справедливо занимает место среди важных воспитательных средств. Они являются средством эмоционального обогащения ребенка, развивают воображение, творческое мышление, речь, подводят детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

План работы со сказкой:

1. Чтение и первое обсуждение сказки.

2. Решение диалектической задачи.

3. Символическое проживание сказки.

Чтение и первое обсуждение сказки

Некоторые сказки детям давно уже знакомы («Теремок», «Гуси-лебеди»), но они с радостью послушают их еще раз, если взрослый способен создать радость встречи со «знакомыми незнакомцами». Можно и предупредить детей о том, что, хотя сказки им хорошо известны, но их ждет много удивительного.

 Сказка прочитана. Теперь начинаем задавать вопросы. Для чего это нужно делать? Казалось бы, ответ простой – чтобы вспомнить события, происходившие в сказке. Здесь задача архиважная – понять сказку! Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем понять суть ее содержания. Такое происходит и со взрослыми – часто при чтении у нас возникает только иллюзия понимания – мы улавливаем внешнюю канву сюжета, а самое главное – причинно-следственные связи – остаются не понятыми.

Необходимость задавать вопросы после прочтения сказки состоит в том, чтобы:

• восстановить последовательность событий;

• установить причинно-следственные связи.

Помощью в выделении основных событий станут иллюстрации к сказке. Подбор их сложен: из-за необходимости именно тех иллюстраций, которые отражают основные эпизоды – структуру сказки.

Если взрослому захочется попробовать провести занятие по сказке, подобранной самостоятельно, то вопрос о том, какие именно иллюстрации выбрать, встанет обязательно. Можно сказать, что их выбор – это уже первый шаг в анализе сказки.

Для того чтобы сменить жанр беседы с демонстрации памяти на вдумчивое чтение, необходимо продумать вопросы, которые станут «ловушками для мышления». Чтобы вопросы действительно помогали детям и будили их мышление, надо знать об особенностях дошкольного возраста и при составлении вопросов отталкиваться от этих особенностей.

• Вопросы необходимо задавать открытые. «Открытые» вопросы предполагают развернутый ответ – ребенку придется самому сформулировать мысль.

• Ребенку трудно восстановить последовательность событий – что, за чем, следовало в сказке, поэтому не стоит подсказывать, что за чем следовало. Лучше задавать открытые вопросы обо всех ключевых моментах сказки.[3]

Правила составления вопросов по содержанию сказки:

• задаются открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;

• задаются вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;

• задаются вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.

Чтение и первое обсуждение сказки обычно занимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из детей рассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске.

Решение диалектической задачи

Диалектическая задача – смысловой центр развивающего занятия.

Цель развивающих занятий – помочь ребенку обнаружить в содержании сказки диалектические отношения, то есть единство взаимоисключающих сторон, противоположностей.

Почему речь при этом идет именно о решении задачи? Потому что эти отношения носят скрытый характер: в сказке они  видны, но не лежат на поверхности.

Диалектическая задача заключается в том, что привычные (формально-логические) правила не позволяют понять суть сказки, и читателю приходится искать иной тип отношений, при котором единство противоположностей возможно. Другими словами – совершать диалектическое умственное действие.

Роль взрослого состоит в том, чтобы:

• помочь ребенку восстановить целостную картину ситуации, выделив в ней противоположные характеристики;

• показать ребенку, что формально-логические отношения (когда противоположности исключают друг друга) не позволяют понять сказку.

Поэтому взрослый должен очень четко представлять себе, какого рода «ловушки» таит сказка, чтобы понимать, как выстраивать дискуссию.

При решении любой диалектической задачи взрослому следует:

• создать проблемно-противоречивую ситуацию;

• помочь ребенку увидеть правомерность каждого из противоположных суждений;

• вернуться к проблемно-противоречивой ситуации и предложить решить ее при помощи схемы (тут диалектическое решение или будет найдено или не будет – это уже не зависит от педагога, запланировать решение нельзя);

• задать провокационный вопрос, чтобы получить обратную связь: понять, насколько детям понятно совершенное преобразование.

Постановка проблемного вопроса

Проблемный вопрос вытекает из содержания сказки и помогает выявить отношения взаимоисключения.

Создание проблемно-противоречивой ситуации

Проблемно-противоречивая ситуация задается вопросом особой конструкции: на него, исходя из содержания сказки, с равными обоснованиями можно дать противоположные ответы.

Диалектический вопрос – это вопрос, для ответа на который необходимо удержать противоположности, то есть совершить диалектическое действие.

Педагог должен не просто внимательно выслушать все ответы, но выделить те из них, которые являются взаимоисключающими, и обратить на это внимание всех участников. Дело в том, что дошкольники часто не чувствительны к противоположностям – они как бы не замечают, что некоторые реплики исключают друг друга, а не просто являются «разными».

Дети вполне способны решить проблемно-противоречивую ситуацию, если педагог поможет ее сформулировать, а не задаст вопрос, который подразумевает однозначный ответ.

Задача создается для того, чтобы ребенок попытался совершить диалектическое умственное действие, которое удерживает единство противоположностей. В чем его трудность? В том, что более «естественным», лежащим на поверхности оказывается действие формально-логическое, удерживающее только одну из оппозиций. Можно сказать, что у каждого диалектического действия есть свои формально-логические «двойники», и, воспринимая реальность, мы невольно совершаем ее «перевод» на язык, привычных формально-логических схем.

Структурное восприятие ситуации позволит педагогу из всего многообразия детских ответов выделить ответы противоположные, задающие крайние варианты.

Дискуссия в дошкольной группе не возникнет. Педагог должен показать, что одни дети на вопрос отвечают так, а другие – совершенно противоположным способом.

На проблемно-противоречивой ситуации, собственно, держится все занятие, обычно она озвучивается на занятии несколько раз: в начале занятия и ближе к концу, после того как будут приведены и опровергнуты доводы в пользу каждого из противоположных ответов. Кстати, проблемно-противоречивый вопрос, заданный в начале и в конце занятия, это один и тот же вопрос, как вы думаете?

Обоснование противоположных суждений

Здесь важно сделать два шага:

• помочь ребятам обосновать каждый из противоположных ответов;

• только когда одна из противоположностей обоснована, сделать противоположный шаг – найти (или поддержать, если они есть у детей) противоположные аргументы.

Для того чтобы в ходе занятия помочь детям увидеть несовершенство каждой из противоположностей, взрослому надо применить собственное творческое мышление: и для поиска аргументов, и для того, чтобы поддерживать интересные (и неожиданные) детские версии.

На этом этапе важно помочь детям поразмышлять, поочередно занимая то одну, то другую позицию. Здесь главное для педагога – научиться держать паузу, не давать ответ за детей (мышление развивается именно в ходе рассуждений и доказательств противоположных позиций).

Главная задача данного этапа – помочь детям понять, аргументировать по очереди каждую из точек зрения. Часто дети (и не только дети) дают ответ, но без обоснования. Однако дети и сами себе легко противоречат, соглашаясь с тем, против чего только что возражали. Обратить внимание на такую непоследовательность также должен педагог.

Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы (или наглядной модели)

У детей дошкольного возраста мышление наглядное – оно нуждается в некоторой зрительной опоре для решения задачи. На занятии ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Данной опорой может стать диалектическая схема или наглядная модель.

Диалектическая схема позволяет удержать проблемно-противоречивую ситуацию, зафиксировать задачу.

Диалектическая схема – это отражение универсальных отношений: отношений противоположностей и их взаимодействия, которые встречаются в разных сказках. Решение диалектической задачи позволяет обнаружить, что в ситуации существуют не формально логические, а диалектические отношения противоположностей.

Решение диалектической задачи состоит в поиске отношений развития, движения. И схема только в том случае станет средством решения задачи, если она будет подвижной, появляющейся в ходе совместной работы взрослого и ребенка как открытие нового типа отношений между противоположностями. Такая схема ни в коем случае не может быть заготовлена заранее – весь смысл ее в таком случае пропадает. Поэтому для диалектической схемы важен не только результат, но и сам способ ее появления.

Для анализа сказок, в которых ключевым является действие смены альтернативы, больше подходит наглядная модель.

Решение задачи – диалектическое преобразование

Выходом является не просто отказ от выбора, но совершение диалектического действия, снимающего противоположности. Этот шаг – собственно творческое диалектическое действие – дети должны совершить самостоятельно. Роль педагога ограничивается созданием проблемной ситуации, оказанием помощи в отстаивании противоположных позиций, возвращении обратной связи. Само же решение может быть найдено только детьми.

В случае удачи вовлечения детей в обсуждение противоположных версий, если они меняли свою точку зрения, возражали взрослому, то есть реально включились в решение задачи, можно вернуться к проблемному вопросу, но только задать его теперь при помощи схемы.

В сказках, которые дети изучают в старшей группе, несколько раз встречается действие объединения. Может возникнуть вопрос: не станут ли дети действовать по шаблону, алгоритму? Ведь в таком случае мышление развиваться не будет! Однако в том-то и дело, что, хотя диалектических действий всего несколько, применять их в конкретной ситуации от этого легче отнюдь не становится. Проблема для педагога как раз и состоит в том, чтобы вовлечь ребенка не в создание абстрактной схемы, а в решение конкретной задачи.

После того как схема построена, нужно совершить обратное действие: попробовать ее «прочитать». Все дети движутся в разном темпе, и некоторым шаги сказка – схема – сказка даются легко, а некоторым их нужно помочь сделать.

Значимость символического задания

Во-первых, ребенок получает возможность выразить через рисунок или актерское действие свое отношение к героям сказки.

Во-вторых, педагог получает важную обратную связь о том, насколько впечатлили ребенка именно диалектические моменты сказки: отражаются ли в рисунках и комментариях детей диалектические действия, обнаруженные в тексте в ходе обсуждения.

«Символическое» задание может быть построено по-разному. Во-первых, можно предложить детям нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки. Это задание само по себе непростое для ребенка – ведь надо сконцентрироваться на своих впечатлениях, понять, что именно для тебя оказалось самым ярким моментом в сказке. Так же можно предложить детям разыграть сказку, сделав маленький спектакль. Драматизация сказки поможет через жесты, интонации выразить свое отношение к героям.

Еще можно предложить детям сочинить собственную сказку, используя схему только что прочитанной сказки. Это очень ценный опыт: ребенок может попробовать себя в роли автора.

Сочинение сказки должно завершаться созданием рисунка: детские идеи очень нестойкие, им необходимо помочь «проявиться и закрепиться».

Список литературы

1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст]/ Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. -1994 №1, С. 17-19.

2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Венгер Н.Ю. // Дошкольное воспитание. -1982, №11, С. 32-38.

3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Михайлова З.А. - 2 изд. - М.: Просвещение. 1990-160 стр.

5. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике[Текст]/ Палашна Т.Н. // Дошкольное воспитание, 1989, №6, С. 69-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Сообщение из опыта работы "Развитие творческого мышления дошкольников с использованием кругов Луллия"

В сообщении делюсь опытом, какие игры с использованием Кругов Луллия можно провести в свободную деятельность и на занятиях для развития творческого мышления дошкольников....

«Инновационные технологии ТРИЗ и РТВ в работе по развитию творческого мышления дошкольников».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок,...