Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
материал на тему

Алёхина Инесса Вячеславовна

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы цель которых, как писал К.И.Чуковский, воспитывать в человеке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели -это произведения фольклора. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 ст. Луковской Моздокского района

Опыт работы.

Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Подготовила воспитатель I квалификационной категории Алёхина И.В.

«Сказки позволяют малышу впервые испытать

стойкость и храбрость, увидеть добро и зло.

Сказки утверждают ребенка в правильных

отношениях к миру.»

Л.Толстой.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы цель которых, как писал К.И.Чуковский, воспитывать в человеке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели -это произведения фольклора. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивает речь детей.

Сказка - один из основных жанров устного народного творчества. Знакомство ребенка со сказкой начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания, короткие, многократно звучащие в тексте фразы. Животные - герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом .А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Сказка разговаривает с детьми языком искусства - светлого, бодрого, понятного и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых - это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы не происходило в сказке, все закончится хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни как ты относишься к миру, так он относится к тебе.

Учитывая такое огромное значение сказки в жизни ребенка и то, что сказки в традиционной методике далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств, которые так необходимы в наше, активно развивающееся время.

Я решила в работе со сказкой обратиться к методике Л.Б. Фесюковой. Традиционно работа со сказкой сводится в основном к чтению, рассказыванию, пересказу и драматизации сказки. Методика Л.Б. Фесюковой разработана на основе творческого наследия Д. Родари, рекомендациях авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.) и собственного опыта автора. Методика Д.Родари основывается на формировании умения анализировать, рассказывать, а также на развитие творческого воображения. В основе ТРИЗ-педагогики лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказки нетрадиционно. Это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Именно это побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народных сказок. Это помогло мне вызвать у детей положительные эмоции, установить с ними более тесный контакт, приобщить к красоте и самобытности русских сказок, а также побудить детей мыслить творчески.

В процессе работы были определены содержание, формы и методы обучения и воспитания детей. А также разработаны конспекты занятий, досуги, развлечения, тематический план для каждой возрастной группы, консультации и беседы для родителей, подобраны дидактические игры по теме, загадки, пословицы.

Хотелось бы поделиться своим опытом построения и методикой обучения на занятиях и вне их. Прежде всего, я поставила перед собой задачи:

  1. Развивать образную речь дошкольников
  2. С помощью русских народных сказок развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

Начиная работу со сказкой с младшей группы, я широко использовала метод моделирования, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное - останавливать внимание на логике изложения,хара1сгерных признаках персонажей, меткости народного языка. Чтобы перейти к моделированию(символическому изображению героев сказки)я сначала читаю детям сказку и беседую о содержании, затем еще раз читаю и вместе с детьми пересказываем сказку, и только потом перехожу к собственно моделированию. Предлагаю детям выбрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство из них достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых детьми, признаках объекта.

Например, модель сказки «Колобок» (мл.гр.)

После прочтения сказки и рассматривания иллюстраций в ней, предлагаю детям построить сказку с помощью разноцветных кругов разных размеров. Ставлю квадрат-это будет дом, теперь нужна крыша - ставлю треугольник.

-А какой у нас будет Колобок? (Маленький, желтый.)

-Какой будет зайчик? (Серый, маленький.)

-А волк какого цвета? Серый, как зайчик, только он большой. Найдите кружок для волка.

-Потом Колобок встретил медведя. Медведь коричневый, большой, и кружок тоже коричневый, большой.

-А потом кого встретил Колобок? Какая лиса? Какой кружок нужно взять? (Оранжевый).

Кружки выставляются на фланелеграфе друг за другом. Затем повторяем сказку по выстроенной модели.

Модель сказки можно и рисовать, например модель (схема) сказки«Репка.»

Перед детьми листы бумаги с нарисованными семью кругами. Предлагаю детям «превращать» круги в героев сказки.

-Посадил дед репку. Выросла репка какая? (Большая, желтая, круглая).У репки сверху листики (Маленькие, зеленые).

-Пришел дед репку тащить. Дед какой? (Старый, усатый).

-Пришла бабка. Бабка какая? (Старая, на голове платочек).

-А внучка какая? (Маленькая, с бантиком).

-Собачка Жучка какая? (Хвост бубликом).

-Кошка какая? (серая, мягкая, усатая).

-А мышка какая? (маленькая). Что есть у мышки? (ушки, хвостик).Хвостик тоненький, как ниточка.

Применяя метод моделирования в работе со сказкой с детьми младшей, средней, старшей группы и проанализировав свою работу пришла к выводу, что метод моделирования является эффективным в обучении детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру; в развитии мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти при использовании схем; в умении создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме; в развитии умения подбирать заместители по цвету, величине форме, характеру персонажа сказки.

С использованием метода моделирования были проведены следующие занятия: «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (мл.гр.), «Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (мл.гр.), «Рассказывание русской народной сказки «3аюшкина избушка» (мл.гр.), «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди»(ср.гр.); «Зимовье» (ср.гр.). «Пересказ русской народной сказки«Лиса и кувшин»(ст.гр.) и др.

Знакомя детей со сказками я также использовала схему работы со сказкой, предложенную Л.Б. Фисюковой, варьируя ее и дополняя.

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руку.

В каждой сказке есть нравственный урок, и он очень важен. Ведь не даром, существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Главная задача - выявить «намек» в сказке и дать себе «урок».Нетрадиционный подход к сказке как раз и дает нам возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Главная идея такого подхода к сказке - все можно улучшить, усовершенствовать на благо людей. Например, в русской народной сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, зверям хорошо, тепло и уютно, а как же дед? Ведь он остался без рукавички. Этот случай мы рассматриваем с помощью ТРИЗовской игры «Хорошо-плохо». Хорошо зверям: тепло, уютно, вместе веселее. Плохо деду: зимой без рукавички холодно, бабка поругает. А может деду совсем и не плохо? Бабка свяжет ему новые рукавички, еще лучше и теплее прежних. Тут же предлагаю детям придумать продолжение сказки о том, как бабка связала деду новые рукавички .А дед решил оставшуюся вторую рукавичку отнести в лес, может и эта пригодится лесным жителям.

Или, например, в русской народной сказке«Зимовье» нравственный урок можно выразить поговоркой:«В согласье жить - никто не одолеет.»Сразу ли звери это поняли?

Наряду с нравственным уроком сказка решает еще одну немаловажную задачу - это воспитание добрых чувств. Дети любят героев сказок, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. И очень важно здесь направить мысли и чувства детей в нужное русло. Например, в той же сказке «Зимовье»,чтобы подтолкнуть детей к правильной оценке героев сказки спрашиваю: «Угадайте, почему бык мне нравится больше всех? Потому что он первый...», «Я радуюсь тому, что бык преданный и верный друг, а вы?» После чтения сказки «Маша и медведь» спрашиваю детей: «Кого вам больше жалко Машу или медведя?» Дети сразу ответили, что Машу, потому что она заблудилась, медведь не отпускал ее домой. Говорю детям: «А мне медведя жалко в конце сказки, а вам? Почему? Как ему помочь? За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?» Здесь же придумываем новый конец сказки:«Вышли бабушка с дедушкой, прогнали собак, а медведя в дом пригласили, благодарили, что Машу принес живую - здоровую, чаем с пирогами угостили. И с тех пор стал медведь к ним в гости ходить на чай, с Машей дружить и гостинцы ей носить: мед да малину. А Машенька пекла медведю сладкие пирожки».

Сюжет каждой сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

-учит детей сравнивать, сопоставлять;

-формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

-ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;

-упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например, «Докажи, что Хаврошенька лучше всех», «Кого тебе больше всех жалко в этой сказке?», «Как бы ты поступил на месте...?» , «Какими движениями похвалить петушка?»3десь можно использовать ТРИЗовскую игру«Хорошо-плохо».Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значить сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Русские народные сказки играют большую роль в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной логической речи. Но помимо этого важно сделать речь эмоциональной, образной, красивой. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний, предложений. В своей работе со сказкой я использую такие речевые игры как «Родственники» - придумаем несколько однокоренных слов(лес-лесок- лесовичок); «Сочинялки» - срифмуем два слова (кузнец-удалец) и сочиним двустишье;«От каждого по словечку»-составим длинное предложение; «Назови по новому»-придумаем новое название сказки («Кот, петух и лиса», «Доверчивый петушок»,«Как кот петушка спас»,«Верный друг»).

Чтобы поддержать интерес к сказке и повернуть ее сюжет в новое русло, используя ТРИЗовский метод «Введение частицы «не».Например, «Не репка выросла на грядке, а...»,«Испекла бабка не кол обок, а...», «Потерял дед в лесу не рукавичку, а...»,«И выросла из коровьих косточек не яблонька, а...»,«Шла лисичка по дорожке и нашла не скалочку, а...».

Также использую приемы, которые помогают воспитанию чуткости к слову:

-найдем в сказке ласковые, красивые, добрые, сказочные, грустные слова; -сочиним длинное и в то же время смешное слово (например, о лисе длиннохвостая, пушистохвостая, рыжеухая и др.);

-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях.

Очень важна взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаю детям задание типа «Определи лишнее слово».Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное.К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух ребенок определяет лишнее слово «избушка».Это упражнение систематизации по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Для закрепления образных слов и выражений использовала словесную игру: «Чья визитка?».Я называю сказочного героя, а дети - его имя. Например, Иван... (Царевич), Кощей... (Бессмертный), Курочка.. (Ряба), Сивка... (Бурка), зайка... (побегайка), лисичка... (сестричка), Василиса... (Премудрая), царевна...(лягушка) и тд.

С этой же целью проводила игру«Как в сказках говорится?»Детям предлагала набор картинок с изображением леса, поля, травы, солнца и т.д. К каждой картинке ребенок должен подобрать соответствующий эпитет. Например, травушка-муравушка, матушка; море - синее, бурное; лес - дремучий, злой, зеленый; солнышко - ясное, красное и т.д Игра «Расскажи по-сказочному».Рассказывая сказку или эпизод из сказки, я намеренно не договаривала или пропускала образные слова. Например, в сказке «Хаврошечка», «Выросла яблонька, на ней ветки, листья, яблоки. Кто мимо идет - останавливается, смотрит. Как вы думаете, по-сказочному я рассказала о яблоньке? Какими сказочными словами может быть описана такая яблонька?»

Кроме того большое место в работе я уделяла пословицам и поговоркам, встречающимся в русских народных сказках: «Как аукнется, так и откликнется»(«Лиса и Журавль»), «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» («Крылатый, мохнатый да масляный»),«Есть люди, которые своего брата не стыдятся»(Хаврошечка»),«Не всякий вопрос к добру ведет»(«Василиса Прекрасная»),«Не рыл бы яму другому, сам бы в нее не попал»,«Не давши слова, крепись а давши - держись»(Семь Семенов - семь работников»). Многие дети понимали пословицы буквально и допускали различные грамматические ошибки. Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок я предлагала детям картинки, отображающие их буквальный и иносказательный смысл. Это помогало детям лучше понять смысл данных выражений. А для преодоления грамматических ошибок я предлагала детям следующие задания:

  1. «Закончи предложение»: Ученье - свет...а неученье – тьма. Человек без друзей...что дерево без корней. Тише едешь...дальше будешь.
  2. «Составь из слов пословицу или поговорку» Труд, пруд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.) Мудренее, вечер, утро. (Утро вечера мудренее). Мастер, дело, бояться. (Дело мастера боится.) Выполняя это упражнение, дети начали понимать важность каждого слова в пословице или поговорке и, кроме того, учились грамматически правильно строить предложения.
  3. «Ответь на вопрос пословицей или поговоркой»:Без чего не вытащишь рыбку из пруда?(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)В какие сани не следует садится? (Не в свои сани не садись.) Что вор у вора украл?(Вор у вора дубинку украл.) и др.

Познакомившись с рядом русских народных сказок и научившись осознавать их иносказательный смысл, дети к конкретному произведению подбирали пословицу или поговорку. Например, «Рукавичка»(В тесноте да не в обиде.),«Гуси-лебеди»(Трудно найти, легко потерять.),«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(Будет и на нашей улице праздник.), «Царевна-лягушка»(Не было бы счастья, да несчастье помогло.), «Хаврошечка» (Как проживешь, так и прослывешь.), «Каша из топора» (От умного научишься, от глупого разучишься.)

Еще один ТРИЗовский метод, который помогает развивать творческое мышление детей и формировать ассоциативное мышление- это«метод аналогий».Читая ту или иную сказку мы проводим параллель между героями или какими-то событиями. Например, прочитав сказку «Заюшкина избушка»,дети должны вспомнить, в каких еще сказках лиса- хитрая обманщица.(«Лисичка-сестричка и серый волк»),«Лисичка со скалочкой»,(«Лиса и козел»).После чтения сказки «Бабушка, внучка да курочка» дети должны вспомнить сказку, в которой все испугались не зная чего.(«Пых»). Или, например, вспомнить сказки, в которых звери помогают людям.(«Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Хаврошечка».)Или назвать сказки, в которых главная героиня добрая, ласковая, трудолюбивая, заботливая девочка.(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Снегурочка», Морозко».) Дети не только называют сказки, но и обосновывают свой выбор, доказывают, что герои или события в разных сказках схожи.

Каждая личность-клад фантазии и воображения. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает жизнь ребенка индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Изобретая новую сказку или какой-то ее эпизод, ребенок впервые отходит от привычных стереотипов. Развитию мышления и воображения детей также помогает ТРИЗовский метод «Постановка проблемного вопроса».Я им часто пользуюсь при работе со сказкой. Ведь вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли) куда интереснее и полезнее для ребенка, чем вопросы сформулированные на уровне констатации фактов (куда, что сделал, чем закончилась сказка и т.д.) Например, «Если бы слуга не пошел на реку за козленочком, что могло произойти? Что можно сделать, чтобы спасти Аленушку?» (сестра Аленушка и братец Иванушка); «А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку?»( Репка); «А если бы не зима, наловил бы волк хвостом рыбы?»( «Лисичка-сестричка и серый волк»); «Если бы девочка сразу бы съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка?»( «Гуси-лебеди»); «Если бы в сказке «Заяц-хваста» волк не испугался и не убежал, что бы тогда произошло?»; «А если бы в сказке «Кот и лиса» обиженные звери собрались и решили проучить нахального кота, как они могли это сделать?» «Если бы герои сказки оказались на необитаемом острове, как бы они себя там повели?»

Еще несколько методов, которые я использую в связи с развитием мышления, воображения и речи:

  1. Вводим в хорошо знакомую сказку персонаж из другой сказки. Например, в сказку «Лисичка со скалочкой» вводим волка из сказки «Волк и козлята». Сможет ли лисичка перехитрить коварного и злого волка? Или в сказку «Колобок» ввести героев сказки «Репка». Успеют ли они выручить Колобка из беды?
  2. Продолжаем сказку после ее окончания. Например, продолжим сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»: проведала лиса, где живут друзья и решила их съесть. Продолжим сказку «Репка»: вытащим репку, что дальше?

З. Сериал по сказке. Придумаем новые сказки про колобка: «Колобок - великан», «Колобок-малютка», «Злой колобок».Сериал по сказке «Курочка Ряба»:в яичке была девочка, клад, крокодильчик.

Используя методику Л.Б. Фесюковой в работе со сказкой, старалась вовлечь в эту работу и родителей. Общаясь с родителями, интересовалась, какие произведения они читают детям дома. Рекомендовала не просто читать, а обязательно объяснять детям незнакомые или трудные для понимания ребенка слова. Разбирать вместе с ребенком поступки героев. Дома можно и разыграть сказки по ролям перед младшим братом, а можно обзавестись «волшебной палочкой» и быть участниками сказки, помогать и выручать из беды героев сказки, тем самым воспитывая добрые чувства ребенка. Познакомив родителей с методами работы со сказкой давала задание: после прочтения ребенку сказки вместе с ним подобрать к ней пословицу или поговорку, объяснив ребенку ее смысл или спасти кого-то из героев, или помочь преодолеть препятствие, или придумать продолжение сказки, или придумать новую сказку со знакомыми героями. Вместе с родителями дети рисовали иллюстрации к сказкам, приносили в детский сад и мы делали выставку таких работ. Совместное творчество родителей с детьми создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность. Все это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых образов.

Провела для родителей консультации «Сказка воспитывает добрые чувства» и беседу «Сказка - за безопасность детей», «Мама, расскажи мне сказку». Приглашала на итоговые занятия по сказкам, устраивала выставки книг и детских рисунков, привлекала родителей к изготовлению пальчикового и варежкового театра. Использовала в своей работе и папки-раскладушки «Дети в мире сказок», «Театральная мозаика».Хочется отметить, что в своей работе всегда находила живой отклик и поддержку со стороны родителей.

В заключении описания своего опыта хочу сказать, что разработанная система занятий, упражнений, словесных дидактических игр, драматизаций сказок по данной теме для каждой возрастной группы, изготовленный дидактический и наглядный материал позволяет проводить углубленную работу, направленную на развитие образной речи, творческого мышления и воображения. Результаты диагностики знаний детей позволяют сделать вывод, что высокий уровень по данной теме имеют 67%,средний-33%.К концу года детей с низким уровнем знаний диагностика не выявила.

Я считаю, что тему «Русская народная сказка» как средство развития творческого мышления», над которой я работала, взяла не зря. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка-это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Моя цель: дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьезные чувства через восприятие сказок. Хочется верить, что зернышки творчества заложенные в дошкольном воспитании, еще больше прорастут и дадут свои результаты, ведь главная моя задача - не только подготовить детей к успешной учебной деятельности в школе, но и воспитать людей неравнодушных, творческих, способных к преобразовательной деятельности.


Литература.

  1. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».Харьков «Фолио»,Москва «АСТ»,2000г.
  2. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».Т.Ц. «Сфера»,Москва,2005г.
  3. «Развитие речи и творчества дошкольников».Под. ред. О.С. Ушаковой. Москва,Т.Ц. «Сфера»,2002г.
  4. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4лет», Санкт-Петербург, «Паритет»,2006г.
  5. О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет».Санкт-Петербург, «Паритет»,2007г.
  6. «Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки,

скороговорки...«Составители Г.Н. Тубельская. Е.Н.Новикова,

А.Э.Лебедева. Москва, Изд. «АСТ»,2000г.

  1. А.М. Бородич «Методика развития речи детей.»Москва,

«Просвещение», 1981 г.

  1. Журналы:        «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ. Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников».

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно ...