«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке»
методическая разработка

Шульгина Мария Александровна

Педагогическая находка развития творческого мышления у детей  дошкольного возраста с помощью сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке»

Среди задач, которые нам приходится решать в жизни, есть особый тип – проблемные и противоречивые ситуации, которые требуют совмещения несовместимого и , на первый взгляд , могут показаться неразрешимыми . Ситуации такие возникают  часто.

Чтобы решить это, необходим творческий подход, творческое мышление.

Возможно, некоторые считают, что творческое мышление никакой логике не подчиняется , а значит его развивать бессмысленно . Что творческое мышление удел людей одаренных, но на самом деле, творческое мышление подчиняется логике , но  это особая логика – логика творчества. Конечно  творческое мышление проявляется нечасто , но его можно развить.

Развивающее образование требует от воспитателя много: умение точно ставить вопрос, реагировать на детские ответы , находить неожиданные аргументы , придумывать самому и радоваться придумкам детей. Ведь самое главное дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора , восхищение неожиданной идеей .  Мышление ребенка будет развиваться , если его ответы будут слышать, поддерживать .

Итак , чтобы развить творческое мышление у своих воспитанниках  мне помогли сказки .  Конечно возникает вопрос , как сказки могут в этом помочь .  Моя задача состоит в том , что нужно выстроить свою работу таким образом , чтобы дети восприняли сказку как задачу  для себя

Основные шаги работы со сказкой:

1. Чтение и первое обсуждение сказки.

2. Решение диалектической задачи.

- постановка проблемного вопроса.

- создание проблемно – противоречивой ситуации.

- обоснование противоположных суждений

- возвращение к проблемно – противоречивой ситуации при помощи схем.

- диалектическое преобразование – решение задачи

- провокационный вопрос .

3. Символическое проживание сказки.

- нарисовать фрагмент сказки .

- разыграть сказку .

- сочинить свою сказку.

Когда сказка прочитана, необходимо продумать вопросы для того чтобы:

- восстановить последовательность событий;.

- установить причинно-следственные связи .

Картинки необходимо подбирать такие , которые отражают структуру сказки. Размер должен соответствовать герою сказки.

Вопросы должны быть продуманными, быть « ловушками для мышления», они должны быть открытыми , на которые можно получить развернутый ответ.( например « С чего начинается сказка?»)

Дальше создаем наглядную модель. Это картинки с изображением персонажей .  Затем необходимо заменить персонажи  заместителями , где детям нужно выделить одно свойство  - рост. Для этого необходимы  квадраты  разного размера, от маленького до большого в соответствии с размерами героев.  Квадраты должны быть разного цвета . С помощью квадратов дети строят наглядную модель и решают диалектические задачи. Например с помощью черных квадратов дети выстраивают модель по внешним признакам , а с помощью белых скрытые свойства ( н/п хитрость) Затем разыгрываем сказку с помощью наглядной модели .

Таким образом ,  даже самая привычная сказка после обсуждения заиграет новыми , разными и неожиданными гранями .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

Развитие творческого мышления в работе со сказкой

Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что ска...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ.

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «Дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни - то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать&raq...

Статья "Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой"

Издавна известно, что самым популярным жанром для дошкольников является сказка. Она с рождения входит в жизнь ребёнка и является не столько средством развлечения, сколько средством воспитания (эстетич...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии развития творческого мышления: арт- терапии)

Конспект может быть использован для занятия педагога- психолога или воспитателя в средней группе детского сада. Занятие можно проводить как с подгрупппой детей, так и в групповом формате....

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....