Статья "Творческие методы работы по сказкам"
статья (подготовительная группа)

Рыбакова Раиса Александровна

Предлагаю творческие методы по использованию сказочного материала. Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников. А результаты совместного творчества детей и родителей по изодеятельности - на выставке "Наш вернисаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_pechat_-_kopiya.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие методы работы по сказкам

Предлагаю творческие методы по использованию сказочного материала. Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников.

 А результаты совместного творчества детей и родителей по изодеятельности – на выставке «Наш вернисаж».

Моделирование сказок

Вначале советую обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели, изображающей в рисунках основное содержание литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки, позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.

Продолжая моделирование сказок, можно обучить дошкольников прятать знакомых сказочных героев в геометрические фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.

Выразительные движения - пантомима

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выходом из проблемной ситуации является открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса. Полезно задавать вопросы поискового характера. Использую игры ТРИЗ: «Данетка», «Страна Котляндия», «Волшебный поясок», «Хорошо-плохо». Вопрос  « Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете, действие плохие и хорошие стороны. Решая «сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Очень важно, чтобы взрослые после игр обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни. Например, как поругать героев сказки?; как их помирить?; для чего нужен журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?.

Метод аналогий

Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого. Предложите детям сказать, в каких других сказках встречаются лиса и журавль? Дети начинают вспоминать, проводить параллели.

«Волшебная палочка»

 Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Эксперименты в сказках

  Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. Например, с помощью трубочки из-под сока можно «съесть» жидкую манную кашу, как из кувшина, так и из тарелки.

Сказки «от живых капель и клякс»

Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.

Сказка продолжается

 Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. Давайте поразмышляем, как можно помирить лису с журавлем?

Сказки, но по-новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, журавль первым вздумал пригласить лису в гости на званый пир.

Семейная сказка

Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.

Сказки-презентации

Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.

Творческие задания

Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью нового образа, рисунка, сказки. Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Лиса и журавль»: рассказать знакомую сказку по кругу;

разыграть сказку; придумать шуточные вопросы героям сказки; помирить героев сказки и придумать названия своим сказкам; разыгрывание придуманных сказок; изготовление атрибутов для игры-драматизации; нарисовать карандашами только то, что понравилось; придумать загадку, отражающую идею сказки; книгоиздательство.

Могут быть и другие творческие задания, например, нарисуй сказку.

«Когда я слушаю – узнаю, когда я делаю – запоминаю». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому, коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. При выполнении игровых заданий при рисовании, учитывайте изобразительные умения детей. Пусть какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Дети могут рисовать различные эпизоды сказки, самостоятельно подбирая фон к рисунку. Предложите им нарисовать фантастических животных. Вместе совершите путешествие по цветной бумаге в виде длинной полосы, на которой каждый ребенок нарисует свой эпизод сказки. Вашим детям будет интересно нарисовать карикатуры на сказочных героев.

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий

Важна искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала.  Привлекайте к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось? Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен быть всегда рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать надо с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения. Не предлагать сразу много игр, заданий. Лучше использовать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций. Важно создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине. Старайтесь закреплять умения, приобретенные в играх.

Желаю творческих успехов в работе со сказочным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"

Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...

Методы работы со сказкой

Сказка - это кладезь народной мудрости, в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинак...

Формы и методы работы со сказкой

информация для педагогов на тему: "Формы и методы работы со сказкой"...

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

Доклад:«Традиционные методы работы со сказкой»

Традиционные методы работы со сказкой.Доклад.        Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ, ПОТЕШКАМИ

Занятия по русским народным сказкам в нетрадиционной форме....

Консультация для родителей "Нетрадиционные методы работы со сказкой"

Этот материал поможет родителям  научить детей воспринимать сказку нетрадиционно , понимать содержание сказки по- другому, придумывать самим концовки сказок и т.д...