Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Путешествие на остров дружбы"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Силантьева Светлана Владимировна

    Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Силантьева С.В. 16.11.2016 г.

    Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

    Цель:

     Познакомить детей с понятиями «дружба», «друг».

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

    Задачи:

    - развивать посредством игровой деятельности коммуникативные навыки;

    - закреплять умение выполнять задания в команде;

    - учить сохранять дружеские взаимоотношения в коллективе;

    - обогащать и активизировать словарь по теме;

    - развивать ритмичность речи, интонационную выразительность;

    - воспитывать правильный умеренный темп речи;

    - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

    - совершенствовать грамматический строй речи;

    - развивать зрительное и слуховое внимание и память;

    - развивать логическое мышление, творческое воображение;

    - воспитывать культуру общения с собеседником;

    - развивать мелкую моторику рук.

    Предварительная работа.

    - разучивание стихотворений о дружбе;

    - чтение сказки  М. Пляцковского «Урок дружбы»;

    - разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;

    - чтение художественной литературы;

    - игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;

    - настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;

    - разучивание пословиц и поговорок о дружбе;

    - рассматривание иллюстраций теме.

    Материалы:  игрушка сердце; карта для путешествия по острову; коврик; буквы;  три конверта; шапочки; колокольчики; волшебная палочка; картонный круг, разрезанный на 3 части; поднос; разрезные картинки с фруктами, ягодами, овощами; цветы для сюрпризного момента; фартук; колпак; клей -карандаш; три обруча; иллюстрации к рассказу.

    Ход ООД:

    Дети в группу, встают полукругом.

    - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

    Дети здороваются.

    Здравствуй, солнце золотое.

    Здравствуй, небо голубое.

    Здравствуй, легкий ветерок.

    Здравствуй, маленький дубок.

    Здравствуй, утро, здравствуй, день.

    Нам здороваться не лень.

    Здравствуйте!

    — Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей)

    — Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

    Игра «Комплименты»

    -Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.

    Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты. 
    - Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

    - Давайте сядем на коврик. А как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? (ответы детей)

    - Я хочу предложить вам послушать песню, чтобы вы быстрее догадались.

    Звучит песня о дружбе.

    Дети говорят, что эта песня о дружбе.

    — Кто знает, что означают слова: дружба, друг, дружить …? (ответы детей.)

    - Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.  (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

    - Ребята, а вы умеете дружить? А давайте проверим?

    - Я предлагаю вам отправится  в необычное путешествие на сказочный остров «Дружба». Хотите?

    - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.). Но остров у нас сказочный, то и транспорт должен быть сказочный? Какой? (ковёр-самолёт , сапоги скороходы, облако)

    - А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? ( варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. А что это такое? ( ответы детей). Это карта, которая поможет нам путешествовать по острову. Занимайте свои места.(дети встают на свои места).

    Звучит музыка

    - Закройте глаза.

    Звукоподражание:

    — Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.

    — Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.

    — Лопнули шины: с-с-с.

    - Пролетаем над лесом. Деревья шумят: у-у-у

    — Жуки жужжат: ж-ж-ж.

    — Комары летят: з-з-з.

    — Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. — Ковер-самолет опускается. Мы на острове.

    - Здесь нас ждут испытания, которые научат нас дружить.

    - Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (варианты ответы детей).

    Игра «Пройди по кочкам»

    - Это первое испытание. Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно выполнить задание. Если кто-то не справится, то нужно попросить помощи у друзей.

    Воспитатель берт конверт, говорит первое задание.

    - Я начну, а вы продолжите. Дружба начинается...( с улыбки, со знакомства, с доверия, с доброго слова, с веселья, с общих интересов)

    Дети по очереди говорят продолжение фразы.

     Дети переступают первую кочку .

    - Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю, пусть приносит вам радость, примите мою благодарность, вы так добры, вы так любезны, на здоровье, вам признателен)

    Дети переступают вторую кочку.

    - Назовите слова извинения.(извините, простите, мне жаль, я хотел как лучше, не хотел обидеть, виноват, прошу  прощения, не сердись на меня)

    Дети переступают третью кочку.

    - Молодцы! Справились с этим заданием. Идем дальше. Смотрим на карту.

    Игра «Волшебный колокольчик»

    — Ребята, смотрите шапочки и колокольчики. Как вы думаете, для чего это? ( ответы детей)

    —  Ребята, это волшебные шапочки и колокольчики. Если надеть шапочку и позвонить в колокольчик, то сбудется самое заветное желание. У вас у всех есть желание? Давайте наденем шапочки, позвоним в колокольчик и загадаем желание. (дети по очереди звенят колокольчиками, но один колокольчик оказывается беззвучным).

    — Что же делать, какая неприятность, как помочь другу загадать желание? (дети предлагают варианты решения проблемы, дают другу свой колокольчик).

    - Правильно, ребята, настоящие друзья всегда помогают друг другу.

    - Можем отправляться дальше.

    Обсуждение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»

    На магнитной доске иллюстрации к сказке.

    Урок дружбы

    Жили два воробья: Чик и Чирик.
    Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
    —  Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
    —   Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
    —  Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
    —  Ты, наверно, прав, — ответил Чик.

    Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
    — Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

    - Ребята,  вам знакомы эти приятели -воробьи? ( Это Чирик и Чик )

    -Ребята, что это? (волшебная палочка). Где ее можно встретить? ( в сказке)

    -Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать. Обсуждение сказки

    - Кто написал сказку про двух воробьев? ( М. Пляцковский)

    - Как называется эта сказка? ( « Урок дружбы» )

    - Ребята, а кто из двух друзей воробьев  жадный, а кто щедрый? (Чирик-щедрый, Чик- жадный)

    - А почему вы так думаете? ( Чик съел целый ящик пшена и не поделился с другом, а Чирик поделился десятью зернышками. Щедрый тот, кто может отдать последнее.)

    -Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика, потому что он поделился с другом.)

    - Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)

    - Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)

    - Как бы поступили бы вы в этой ситуации?

    - Молодцы, справились и с этим заданием. Получили хороший урок дружбы. Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя.

    Физкультминутка.

    - А теперь отдохнем.

    Встаньте  дети,  встаньте  в круг

    Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

    Влево, вправо  повернитесь

    И  друг  другу  улыбнитесь.

    Руки  к  солнцу  протянули,

    Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

    С  этим  лучиком  в  груди

    Ты  на  мир  ясней  гляди

    Игра «Дружба»

    - Смотрим на карту. Куда идти дальше?  Впереди нас ждет поляна?

    Дети садятся на мягкие модули по кругу.

    - Ребята, а из-за чего могут поссориться друзья? А вы часто ссоритесь? Словом можно обидеть, оскорбить человека. Должны думать то, что вы говорите. А какие слова могут вас обидеть? А какие утешить? Иногда бывает, один человек может обидеть другого человека, выкрикнув ответ первым, опередить своего товарища. Из-за этого тоже происходят ссоры. Мы поиграем в игру, которая научит умению контролировать себя.
    Я задаю вопрос, тот кто знает ответ, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: « Раз, два, три говори!» , но шепотом.

    - Если сегодня среда, то какой день был вчера?

    -Между осенью и весной какое время года?

    -Как называется замершая вода?

    - Второй зимний месяц?

    - Какой месяц в году последний?

    - Молодцы! Но нас ждет последнее испытание. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

    Игра «Волшебная пиццерия»

    - Закройте глаза.

    Звучит музыка.

    - Попробуйте представить, что это за место. Ощутите запах свежего только что испеченного пирога, запах запеченных фруктов, овощей. Как вы думаете, что это за место? Кто что представлял? ( ответы детей)

    Воспитатель надевает фартук и колпак.

    - Откройте глаза. Вы находитесь в волшебной пиццерии. В моей пиццерии всегда много посетителей. Секрет ее популярности заключается в том, что каждый может приготовить кусочек волшебной пиццы  своими руками. Ваша задача украсить свой кусочек. Чем можно ее украсить? (ответы детей)

    Воспитатель раздает части разрезанного картонного круга, которые имитируют части пиццы.

    - Перед вами пласт теста.

    - Разделитесь на пары, возьмите друг друга за руки или обнимитесь. Можете украшать свои кусочки. (Дети, взявшись за руки, свободными руками приклеивают овощи, фрукты, ягоды к картонному пирогу)

    - Главное умение договариваться между собой и не помогать руками, которыми вы держитесь.

    Воспитатель выкладывает готовые части на поднос.

    - Посмотрите, какая красивая пицца получилась.

    Воспитатель спрашивает, кто из чего делал пиццу.

    - Вы делали из фруктов? Какая пицца получалась? ( фруктовая)

    - Вы – из овощей? ( овощная)

    - Вы-  из ягод?( ягодная)

    - Из скольких частей состоит пицца? А сколько частей пиццы  фруктовой (овощной, ягодной) получилось?

    - Ребята, в нашей пицце не хватает приправы. Давайте сдобрим нашу пиццу самыми лучшими душевными качествами.

    Дети говорят, какие чувства добавят в свою пиццу ( доброту, любовь, нежность, ласку, веселье, радость и т.д.)

    - Наша пицца получилась очень хорошей. Тесто было одинаковым, но каждый добавил свое. Я предлагаю подарить ее нашим гостям на память о нашей встрече.

    - А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в д/с. Встанем на ковер -самолет. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, чтобы не упасть. Вот мы и в д/с.

    - Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали?

    - Хочу поблагодарить вас. Вы были молодцы. Показали, как вы умеете дружить.

    Воспитатель достает музыкальную шкатулку.

    - А здесь подарок на память о нашем путешествии-  волшебные цветы дружбы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».

    Конспект занятия по художественно - речевому развитию в подготовительной группе " Путешествие в зимнюю сказку"...

    конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок»

    Тема: «Путешествие в страну сказок» Программные задачи: 1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать эпизоды из знакомых сказок без помощи воспитателя, передавать диалогическую ...

    Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

    Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласка...

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Дружба Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: ДружбаКонспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Смешариков»

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в страну Смешариков»...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну пословиц»

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в страну пословиц»...