Консультация для педагогов.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Мокрова Ольга Александровна

Роль загадки в развитии дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

       Роль загадки в развитии дошкольника

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка:

 - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

 

Виды загадок с примерами.

 

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Серая шейка, 
Жёлтый носок, 
Плавает в речке 
Как поплавок.

Ответ: уточка.

2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово  так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Пример детской загадки-обманки: 
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
(мишка,  белка)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ...

(корова, обезьяна)

Ржёт на поле поутру
Длинногривый ...

(кенгуру, конь)

Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее ...

(заяц, лиса)

4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. 

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня который год

ежик в комнате живет.

Если пол намазан воском,

Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:

Скоро 1 0 лет Сереже —

Диме нет еще шести.

Дима все никак не может

До Сережи дорасти.

А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Сережа?

(на 4 года)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Машенька и три медведя).

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит жужжит,

упадет – землю роет

(жук)

Принципы отбора загадок для детей разных возрастных групп. 
Принципы отбора загадок для детей разных возрастных групп.
При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать их возрастные
особенности, уровень развития, жизненный опыт, а также определенные
требования.
∙их доступность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях
(например, о старинных обрядах и обычаях, о времени, жизни и смерти).
Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые
доступны для их понимания и наблюдения.
достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при
отборе загадок, нужно учитывать опыт детей, как коллективный, так и
индивидуальный.
мыслительно-речевая природа загадки: учитывать степень трудности
логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит
совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности
речевой формы загадки
.
полнота и точность характеристики предмета или явления. Чем больше
определенных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее
и типичнее, тем она проще. Наиболее просты те загадки, в которых
указываются самые типичные признаки.
∙ сложность художественного образа, от того, какими выразительными
средствами он создан.
 Если образ создан словами в их прямом значении,
то отгадывание максимально облегчается. Дети также успешно отгадывают загадки с использованием художественного приема сравнения, если это сравнение близко, понятно, если этим сравнением пользуются в речевой практике. Наиболее трудны для понимания детей метафорические загадки, у которых слова используются в переносном значении. Отгадывать их нелегко, потому что они рассчитаны на достаточный жизненный опыт, развитое художественное представление, понимание разных значений слов и чуткость к веселой шутке. Дети часто не понимают иносказательный язык загадок и дают на них неправильные ответы.

Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать
психологические особенности ребенка.
Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы возбуждают у детей особый интерес и внимание; с ними ребенок чаще действует, играет. В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Все это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего возраста.
Тематика загадок для маленьких ограничена. Это загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка
эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о
некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания
Малышам нужно предлагать загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают. Например:
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Песенки поет. (Кошка)
Учитывая, что у младших дошкольников возрастает восприимчивость к
некоторым элементам художественной формы литературного произведения,
детям можно предложить рифмованные загадки. Например:
Беленькие перышки,
Красный гребешок,
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
Загадки для малышей не должна быть очень подробны, так как большое
количество признаков ребенок не в состоянии запомнить. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка, конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Дети среднего дошкольного возраста (5 года жизни) умеют выделять в
предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал

вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Они
выделяют и частные, и существенные и внешние, и внутренние особенности
предметов и явлений. Детям 5 года жизни предлагается более широкая
тематика загадок: о животных, предметах быта, одежде, питании, явлениях
природы, о средствах передвижения.
Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно,
четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать
своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.
Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Облегчает задачу и рифмующаяся загадка. Для детей среднего возраста характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут
наблюдения за животными, они следят за ростом и развитием растений,
собирают плоды; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное
время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в
природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают
многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Учитывая это, в работе с 5-6 летними детьми загадки используют широко,
разнообразной тематики: в них говорится о животных, птицах, рыбах,
насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях; предметах
обихода и орудий труда; о средствах передвижения, связи и информации; о
спорте, человеке, грамоте, книге.
Старшим дошкольникам можно загадывать и народные, и литературные
загадки; среди них могут быть и лаконичные и подробные.
Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном
исключении неверных сопоставлений, на сравнении и сопоставлении предметов и вычислении сходных признаков, то есть загадки метафорические.
Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность,
способность к рассуждению, детям предлагают загадки, отгадывать которые
можно только после длительных однократных наблюдений за явлением.

Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать
увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять,
выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать, найденное.
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту
реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к
четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.
Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что
такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых
процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную,
обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления
орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька)
и пр.
Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о
предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт
детей, как коллективный, так и индивидуальный.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому,
прежде всего, не следует торопиться с ответом.
Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с
разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Система наблюдений позволяет увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить об этом явлении более полное представление. Например, ребенок в течение нескольких суток по утрам наблюдает за небосводом, и тогда ему становится понятным смысл загадки «Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется». (Солнце, месяц).
Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые постигаются в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности ребенка: в игре, в труде, следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны, с формой предметов и др.
Важным источником является художественная обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, и художественное, поэтическое слово, вслушиваться в тексты образным. Необходимо народных сказок, песенок, замечать образные выражения, уместно использовать их в своей речи, понимать переносное значение слова. Облегчает отгадывание и
способ использования преподнесения. Если ребенку предлагать загадки, посвященные разным
темам, разным сферам труда человека, жизни природы и т.д., то он будет
поставлен в трудное положение. Необходимо ограничивать круг предметов,
факторов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной тематики.
Способы создания загадок.
В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов
реального мира по их отдельным качествам и признакам. Несколько способов создания загадок:
∙ предметы сопоставляются на основе какого-нибудь внешнего сходства:
«Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (овёс)
∙ предметы сопоставляются по цвету: «Под лесом, лесом красна понька
висит» (рябина)
∙ предметы (явления) сближаются на основе каких-либо признаков их
внутренней структуры.
∙ предметы (образы) сравниваются по их функции, по той роли, которую
они роли выполняют в бытовой жизни народа: «Синенька шубенка весь
мир покрыла» (небо).
∙ предметы сопоставляются по особенностям их движения: «Бурко бежит,
а оглобли стоят» (река и её берега).

Приемы отгадывания

Наряду с созданием условий. Облегчающих отгадывание, следует учить
детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно
произвести следующие операции в такой последовательности:
∙ Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е.
провести анализ.
∙ Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные
между ними связи, т.е. провести синтез.
∙ На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод
(умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей
при отгадывании загадок:
∙ Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца,
не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-
то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И
отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во
внимание все остальные.
∙ Услышав знакомое выражение, словосочетание, дети вспоминают
связанную с ним отгадку и торопятся ее произнести, не вдумываясь в смысл
новой загадки, не обращая внимания на то, что знакомое выражение
употреблено в иной ситуации, в новых связях и отношениях.
∙ Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (два-три),
объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для
отгадки признак все же остается неучтенным, и загадка неразгаданной.
∙ Например, дети дают неверные ответы на загадку «Что вниз вершиной
растет?» (Сосулька). Они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него
есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью. Но не замечен третий признак: «вниз вершиной».
∙ Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков,
если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим,
своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена
текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.
∙ Например, загадку «Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот
разумеет» (Грамота, письмо) ребенок отгадывает так: «Это подсолнух,
потому что семя черное и круг такой желтый». Взрослый возражает: «Но ведь в загадке говорится про белое поле». «Ну, все равно – желтое, белое…», - говорит ребенок в ответ. При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:
1. Установить в общем виде, что нужно искать.
2. Установить, где нужно искать.
3. Выявить все оставшиеся признаки.
4. Выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу).
5. Объединить установленные признаки.
6. Сделать итоговый вывод.
Например: загадка «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать
его хотел – он вспорхнул и улетел». Что надо искать? Цветок, но не
обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок»
летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это
крылышки. Ребенок находит ответ: «Это бабочка».
Способы доказательства отгадки Доказательство всегда основывается на точном загадки, и поэтому является завершающим этапом отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.
Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки,
обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой.
Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет
собой само доказательство.
Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства. Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.
Существуют два способа доказательства отгадок.

∙ Первый способ: доказательство начинается с объявления
(отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами,
аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
∙ Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и
установления связей между ними, т.е. рассуждением, а отгадка (вывод) –
логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.
Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от
своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее
обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.
«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?»Дети
отгадывают и предлагают доказательства:
«Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы). 
Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в
которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса.
построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению
доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки
между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке
. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».
Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:
«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и
морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у
морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй
 способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Следующий этап работы по отгадыванию загадок.
Задумайтесь, все ли загадки имеют единственную отгадку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....