Главные вкладки

    Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.
    картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

    Попова Ольга Николаевна

    Пальчиковая гимнастика для  старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx30.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ    ГИМНАСТИКИ

    для детей старшего дошкольного возраста.

     

    «ОСЕНЬ»

    Ветер по лесу летал,        (Плавные, волнообразные

    Ветер листики считал:  движения ладонями.)

    Вот дубовый,                    (Загибают по одному пальчику

    Вот кленовый                                            на обеих руках).

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки — золотой,

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

    «АПЕЛЬСИН»

    Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

    Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

    А он один. (Показывают 1 палец.)

    Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

    Эта долька — для стрижа.

    Эта долька — для утят.

    Эта долька — для котят.

    Эта долька — для бобра.

    А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

    Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

    Беда!!!                                                              их к груди.)

    Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

    Кто куда!

    «ПТИЧКИ»

    Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,  сонная головушка.

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель.

    Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

    Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

    «ГРИБЫ»

    Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)

    В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)

    Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)

    Гриб опасный.

    А второй — лисичка,

    Рыжая косичка.

    Третий гриб — волнушка,

    Розовое ушко.

    А четвертый гриб — сморчок,

    Бородатый старичок.

    Пятый гриб — белый,

    Ешь его смело!

    «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

    У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

    Есть нора — надежный дом.

    Не страшны зимой метели

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами еж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет там лапу.

    Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

    Всем тепло, уютно в нем.

    «БОТИНКИ»

    Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики

    Неразлучные идем.          «шагают» по столу.)

    Мы гуляем по лугам,     (Дети загибают по одному

    По зеленым берегам,     пальчику, начиная с большого.)

    Вниз по лестнице сбегали,

    Вдоль по улице шагали,

    После лезем под кровать,

    Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)

    «НАША КВАРТИРА»

     

    В нашей комнате — столовой —    (На каждое название предмета

    Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают

    СТУЛЬЯ — спинки все резные,        по одному пальчику.)

    Ножки гнутые, витые.

    И ореховый БУФЕТ

    Для варенья и конфет.

    В комнате доя взрослых — спальне —

    Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

    Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

    С одеялами на вате

    И березовый КОМОД,

    Мама там белье берет.

    А в гостиной КРЕСЛА есть,

    Телевизор смотрят здесь.

    Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

    В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

    «МАШИНА КАША»

    Маша каши наварила,         (Указательным пальцем правой

    Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

    Положила Маша кашу

    Кошке — в чашку,                (Загибают пальцы левой руки.)

    Жучке — в плошку,

    А коту — в большую ложку.

    В миску курицам, цыплятам

    И в корытце поросятам.

    Всю посуду заняла,           (Разжимают кулачок.)

    Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

    «ПОДАРКИ»

    Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

    Буквари, альбомы, марки, (Загибают пальцы левой руки.)

    Кукол, мишек и машины,

    Попугая и пингвина,

    Шоколадок полмешка

    И пушистого щенка!

    Гав! Гав!

    «ПОВАР»

    Повар готовил обед,     (Ребром ладони дети стучат по столу.)

    А тут отключили свет.

    Повар леща берет      (Загибают пальцы на левой руке.)

    И опускает в компот

    Бросает в котел поленья,

    В печку кладет варенье.

    Мешает суп кочерыжкой,

    Угли бьет поварешкой.

    Сахар     в бульон.

    И очень доволен он! (Разводят руками.)

    «АКУЛА»

    Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают,

                                                              как плывут севрюги.)

    У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной

                                                                   стороной вверх.)

    Налетали с двух сторон. (Изображают, как севрюги

                                                  плывут навстречу друг другу.)

    Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)

    «ДРОЗД — ДРОЗДОК»

    Дружок ты мой, дрозд,    (Дети машут сложенными

    В крапинку хвост,              ладонями как крыльями.)

    Носик — остренький,     (Загибают по одному пальчику

    Бочок — пестренький,     обеих руках, начиная с большого.)

    Перья — тонкие,

    Песни — звонкие.

    Весной распеваются,  (Снова машут, сложенными накрест 

    Зимой забываются.                      ладонями.)

    «ВЕСНА»

    Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)

    Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальчику на

    Овсяный снопок,                     обеих руках, начиная с мизинца).

    Яблоки душистые,

    Груши золотистые,

    Большой урожай в наш край.

    «ШКОЛА»

    В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

    Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

    Научусь писать, читать,

    Быстро, правильно считать.

    Я таким учёным буду!

    Но свой садик не забуду. (Грозят указательным

                                                пальчиком правой руки.)

     

    «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

    Где обедал, воробей?       (Дети машут ладошками.)

    В зоопарке у зверей.       (Ладошками изображают

                                                 раскрывающуюся пасть.)

    Пообедал я сперва           ( На каждое название животного

    За решеткою у льва.             загибают по одному пальчику

    Подкрепился у лисицы,                        поочередно на левой,

    У моржа попил водицы.                      затем на правой руке.)

    Ел морковку у слона.  

    С журавлем поел пшена.  

    Погостил у носорога,   Отрубей поел немного.  

     Побывал я на пиру      У хвостатых кенгуру.    

     Был на праздничном обеде    У мохнатого медведя.        

     А зубастый крокодил 

    Чуть меня не проглотил.    (Опять изображают   раскрывающуюся пасть животного.)

     

    Комплекс 1:

    1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.
    2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.
    3. «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.
    4. «В о л ч о н о к с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
    5. «Пожарные». Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.
    6. Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

    В прятки пальчики играли

    И головки убирали.

    Вот так, вот так -

    Так головки убирали.

    Комплекс 2:

    1. «Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
    2. «Птица, высиживающая пте н цо в». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.
    3. «П т и ч к и клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
    4. «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

    Комплекс 3:

    1. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
    2. «Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.
    3. «Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.
    4. «Собачка». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед - бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

    Комплекс 4:

    1. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.
    2. «Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.
    3. «Прорасти растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.
    4. «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.
    5. «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены - дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью.

    Комплекс 5:

    - «Ф л а ж о к». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

    - «Птички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.

    - «Г нездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

    - «Ц в е т о к». То же, но пальцы разъединить.

    - «К о р н и растений». Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

    - Игра-потешка «Дружные пальчики». Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

    Этот пальчик маленький,

    Мизинчик удаленький,

    Безымянный - кольцо носит,

    Никогда его не бросит.

    Ну, а этот - средний, длинный,

    Он как раз посередине.

    Комплекс 7:

    1. «Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,
    2. большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
    3. «Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
    4. «Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
    5. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
    6. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
    7. Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Мы грибы идем искать.

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот веток натаскал,

    Этот пальчик все поел,

    Оттого и потолстел.

    Комплекс 8:

    1. «Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
    2. «Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.
    3. Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».
    4. Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки,

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    Комплекс 9:

    - «Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

    - «Р а к о в и н а улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

    - «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

    - «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

    - «Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

    Мы делили апельсин.

    Апельсин всего один.

    Эта долька для кота,

    Эта долька для крота,

    Эта долька для ежа,

    Эта долька для чижа,

    Ну, а волку кожура.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека " Пальчиковая гимнастика " для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Развивает речь.  2. Развивае мелкую моторику.3. Активизирует словарный запас, способствует развитию памяти, внимания....

    Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

    Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает рис...

    Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

    Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию...

    Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...