Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»
проект по развитию речи на тему

Панюкова Екатерина Анатольевна

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».                                                

В. А. Сухомлинский

      Несомненно, на сегодняшний день тема «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малых фольклорных форм» очень актуальна. 
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

       Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

  Сложившаяся ситуация побудила к поиску оптимальных средств речевого развития именно в младшем возрасте. Для использования произведений малых форм фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал. Преимущества произведений малых форм фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.  Произведения малого русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и непосредственно образовательной деятельности.

Формы образовательной работы с детьми 
 

·         Организованная образовательная деятельность.

·         Совместная деятельность.

·         Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

·         Наблюдения в быту и природе.

·         Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

·         Заучивание потешек, прибауток, закличек.

·         Использование пословиц, загадок, поговорок.

·         Чтение художественной литературы.

·         Использование пальчиковых игр, русских народных песен.

·         Проведение русских народных игр.

·         Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

·         Применение игрушек и изделий народных промыслов.

·         Представление кукольного театра.

·         Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

·         Рассматривание иллюстраций о русском быте.

·         Беседы, вопросы, разъяснения

Цель: Использовать произведения малых форм фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи для детей:

1.      Развивать речевые способности детей младшего дошкольного возраста;

2.      Расширять словарный запас;

3.      Формировать связную речь;

4.      Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, скороговорки, сказки, считалки, пословицы;

5.      Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

6.      Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

7.      Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Задачи для родителей:

1.      Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников в проводимой работе.

2.      Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме.

 

Задачи для педагогов:

1.      Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.

2.      Знакомство с жанрами малых фольклорных формформирование их смыслового и художественного восприятия.

3.      Формирование навыков инсценировкиразвитие мимики, пластики, выразительности движений.

4.      Заучивание произведений малых фольклорных жанровразвитие выразительности речи.

5.      Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.

 

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)

 

Тип проекта: творческий, игровой.

Участники проекта:

 - воспитатель группы

 - дети второй младшей группы

 - родители

 

План реализации проекта:

      Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

1.      Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

2.      Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

3.      Использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

4.      Создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

       Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

В работе воспитателя необходимо использование фольклора, так как он отражает деятельность и быт людей многих поколений, а этого как правило современным детям не хватает. Фольклор окрашивает речь педагога, делая ее красочной, он оживляет повседневные дела дошкольника. Фольклор можно использовать в течении всего дня.

 

Ознакомление детей с малыми формами фольклора в режимных моментах:

      В режимных моментах oгромная роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора.  Ведь ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, вслушивается в эти мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что огромную роль в развитии речи ребенка играют малые формы фольклора. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

      Можно сказать, что младший период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой он растет. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.         

      Таким образом, можно утверждать. Что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает ребенка.

      Сoзданию эмoционально благоприятной атмосферы для ребенка способствует соблюдение режима, а так же формирует у него чувство увереннoсти в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Здоровые стереотипы, которые помогают ему адаптироваться в микросоциуме группы формируются благодаря режиму дня.

      Крoме того, в режимные моменты oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Oрганизм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

     Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

     Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

     Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

    Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например,

 

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Маслина головушка, Шелкова бородушка.

или

Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,

Зубки острые, Шерстка пестрая…

С ребенком можно поздороваться и таким способом:

Здравствуй, Настенька!

Здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал?

По воспитателю скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму!

Поцелую, обниму,

Тебя к небу подниму!

      С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

      Участие ребенка во время умывания должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ухо,

Вытер сухо.

Или

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

А теперь перед едой

Руки вымоем водой.

      Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

      Завтрак. Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

или

Гу-ту-ту, гу-ту-ту

Варю кашу крутую,

Подливаю молочка,

Накормлю я казачка!

      Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисицы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

      Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

      Наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. На родительском собрании я подчеркиваю роль детского фольклора в жизни детей, объясняю: как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, подпевок, приговорок можно поместить в папку - передвижку. Можно оформить тематическую выставку с разделом "Детский фольклор":

      Таким образом, обогащение педагогического процесса малыми фольклорными жанрами - действенный метод эмоционального гуманистического воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

      В результате проделанной мной работы я убедилась в том, что в познавательном и речевом развитии ребенка особое место занимает фольклорные произведения для детей.

 

 

Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, оформление информационных стендов.

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Описание проекта.

 

       В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с детьми. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные   виды детской деятельности.

      Для создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала в группе «Книжный уголок».   В книжном уголке разместила самые разные книжки: книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки.  Здесь же расставили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность сразу же привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием шли к «Книжный уголку», рассматривали книги, вспоминали слова и фразы из произведений устного народного творчества.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как общение с детьми. Занятия строю на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Результативность проекта:

      Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.  Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуации полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

      У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл in_proekt.docx230.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

Инновационный проект 

 по развитию речи

 «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

C:\Users\1\Desktop\IMG_4621 (1).JPG

                                                                    Воспитатель: Панюкова Е.А.

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».                                                

В. А. Сухомлинский  

      Несомненно, на сегодняшний день тема «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малых фольклорных форм» очень актуальна. 
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

       Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

  Сложившаяся ситуация побудила к поиску оптимальных средств речевого развития именно в младшем возрасте. Для использования произведений малых форм фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал. Преимущества произведений малых форм фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.  Произведения малого русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и непосредственно образовательной деятельности.

Формы образовательной работы с детьми 

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование пальчиковых игр, русских народных песен.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Цель: Использовать произведения малых форм фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи для детей:

  1. Развивать речевые способности детей младшего дошкольного возраста;
  2. Расширять словарный запас;
  3. Формировать связную речь;
  4. Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, скороговорки, сказки, считалки, пословицы;
  5. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
  6. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
  7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Задачи для родителей:

  1. Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников в проводимой работе.
  2. Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме.

Задачи для педагогов:

  1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
  2. Знакомство с жанрами малых фольклорных формформирование их смыслового и художественного восприятия.
  3. Формирование навыков инсценировкиразвитие мимики, пластики, выразительности движений.
  4. Заучивание произведений малых фольклорных жанровразвитие выразительности речи.
  5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)

Тип проекта: творческий, игровой.

Участники проекта:

 - воспитатель группы

 - дети второй младшей группы

 - родители

План реализации проекта:

      Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  1. Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  2. Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  3. Использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  4. Создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

       Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

В работе воспитателя необходимо использование фольклора, так как он отражает деятельность и быт людей многих поколений, а этого как правило современным детям не хватает. Фольклор окрашивает речь педагога, делая ее красочной, он оживляет повседневные дела дошкольника. Фольклор можно использовать в течении всего дня.

Ознакомление детей с малыми формами фольклора в режимных моментах:

      В режимных моментах oгромная роль отводится пoтешкам, дети с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора.  Ведь ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, вслушивается в эти мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что огромную роль в развитии речи ребенка играют малые формы фольклора. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

      Можно сказать, что младший период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой он растет. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.         

      Таким образом, можно утверждать. Что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т.е. всесторонне развивает ребенка.

      Сoзданию эмoционально благоприятной атмосферы для ребенка способствует соблюдение режима, а так же формирует у него чувство увереннoсти в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Здоровые стереотипы, которые помогают ему адаптироваться в микросоциуме группы формируются благодаря режиму дня.

      Крoме того, в режимные моменты oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Oрганизм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

     Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.

     Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

     Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

    Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например,

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Маслина головушка, Шелкова бородушка.

или

Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,

Зубки острые, Шерстка пестрая…

С ребенком можно поздороваться и таким способом:

Здравствуй, Настенька!

Здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал?

По воспитателю скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму!

Поцелую, обниму,

Тебя к небу подниму!

      С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

      Участие ребенка во время умывания должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ухо,

Вытер сухо.

Или

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

А теперь перед едой

Руки вымоем водой.

      Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

      Завтрак. Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

или

Гу-ту-ту, гу-ту-ту

Варю кашу крутую,

Подливаю молочка,

Накормлю я казачка!

      Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисицы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

      Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

      Наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. На родительском собрании я подчеркиваю роль детского фольклора в жизни детей, объясняю: как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, подпевок, приговорок можно поместить в папку - передвижку. Можно оформить тематическую выставку с разделом "Детский фольклор":

      Таким образом, обогащение педагогического процесса малыми фольклорными жанрами - действенный метод эмоционального гуманистического воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

      В результате проделанной мной работы я убедилась в том, что в познавательном и речевом развитии ребенка особое место занимает фольклорные произведения для детей.

Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, оформление информационных стендов.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Описание проекта.

       В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с детьми. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные   виды детской деятельности.

      Для создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала в группе «Книжный уголок».   В книжном уголке разместила самые разные книжки: книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки.  Здесь же расставили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность сразу же привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием шли к «Книжный уголку», рассматривали книги, вспоминали слова и фразы из произведений устного народного творчества.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как общение с детьми. Занятия строю на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Результативность проекта:

      Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.  Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуации полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

      У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.


Список литературы.

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.

3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.

4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5.Жукова Р.А. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

6.Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.

7.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб: Акцидент, 1997.

9.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.

10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. - М.: "Карапуз - Дидактика", 2007.

11.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

12.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Будет полезна для педагогов, так как раскрывается методика развития детей с использованием малых фольклорных форм...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....