Полезные советы по развитию речи
консультация по развитию речи на тему

Шибут Елена Владимировна

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников».

Скачать

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой игре. Нельзя играть перед сном, нельзя перегружать ребенка слишком сложными по содержанию стихотворениями, т.к. у него пока незрелый речевой аппарат. Завершение игры необходимо обыгрывать, каждый раз придумывая новые ситуации (то оповещает колокольчик, то дудочка звучит, то приходит Мишка и напоминает ребенку о том, что игра закончилась. Прекрасный способ оздоровить ребенка с дефектами речи - зарядка на свежем воздухе с включением игровых приемов.

«Доскажи слово» ( слова в скороговорках).

Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ

Ас-ас-ас- мы пили… квас

Ош- ош-ош- ландыш так… хорош

Обратите особое внимание на развитие дыхания.

Дети тренируют силу и длительность выдоха, выполняя следующие упражнения.

«Одуванчик»

Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.

«Мыльные пузыри»

Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.

Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игры.

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ».

Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

20 полезных идей для развития речи детей!

20 очень полезных идей,которые пригодятся вам для развития речи вашего ребенка.Речь играет очень важную роль в нашей жизни,чтобы речь была грамотно поставлена,разнообразна,ее нужно развивать пока ребе...

Консультация для родителей "Полезные советы по развитию двигательных навыков! "

Уважаемые взрослые!Наши малыши часто простужаются и болеют. Эффект оздоровления во многом зависит от того на сколько внимательно вы будете следить за правильностью осанки и четкостью выполнения движен...

Полезные советы по развитию двигательных навыков!

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем.В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические у...

"Полезные советы по развитию двигательных навыков у малышей"

Консультация для родителей, в которой говорится о том, как заинтересовать малыша  выполнять те или иные движения и развивать двигательные навыки....

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...