Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Антонюк Елена Валерьевна

Представлен вашему вниманию мастер-класс для педагогов ДОУ по работе с мнемотехникой в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mnemotehnika.docx23.64 КБ
Файл mnemotekhnika.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей.  Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

 Существуют разнообразные традиционно используемые приѐмы работы, позволяющие добиться определѐнных успехов в этом направлении. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, хочется поделиться эффективными приѐмами работы в развитии связной речи на основе мнемотехники, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:
Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.

Мнемозина — дочь Урана- бога неба, и Геи- богини земли. Богиня была матерью 9 дочерей. Причем дочери тоже были не простыми. Они-  музы покровительницы различных видов искусств и науки.

Отсюда, Мнемозину называли «матерью всех муз». У Мнемозины был свой источник, который так и назывался – источник Мнемозины, т.е. источник памяти.

Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Одна из них — мнемотехника.

А что такое мнемотехника? Вспомните  знакомую с детства мнемотехнику

Для запоминания цветов радуги — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Для запоминания падежей  русского языка -Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить  Пелёнку» —  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие связной  речи.

Использование мнемотехники для дошкольников  в настоящее время становиться актуальным.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы!

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

·         Развивается связная речь.

·         Развивается умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

·         Формируется правильное звукопроизношение.

·         У детей развивается сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

·         Происходит развитие психических процессов: мышление, внимание, воображение, память.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей развитию речи мы используем приёмы мнемотехники, такие как:

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний?

А помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы  найдены в методике – мнемотехника.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:

·         при обучении составлению рассказов,

·         при пересказах художественных произведений,

·         при проговаривании чистоговорок  и скороговорок,

·         при отгадывании и загадывании загадок,

·         при заучивании стихотворений.

Составление рассказа

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Проговаривание чистоговорок  и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.

Отгадывание и загадывание загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблицам проходит в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В младших группах с  помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 10

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца следующую схему. Глядя на картинку прошу вас прочитать чистоговорку.– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

А теперь попробуйте сами нарисовать схемы к скороговоркам.

А вы любите сказки? Предлагаем вам узнать  «Какая сказка спряталась?»

Слайд 11

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

Слайд 12

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

Слайд 13

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Слайд 14

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.1.Как вы думаете, мнемотехника Вам пригодится в жизни, конкретно где?

  1. Что Вы взяли для себя нового?

3.Появилось ли у Вас желание работать с мнемотаблицами?

4.Интересна ли была тема мастер-класса?

5.Выразите  свое отношение к мнемотехнике с помощью схематического изображения? (Маркер)

Вывод

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показали сегодня, Вам пригодятся, а  так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Подготовила: учитель-логопед Антонюк Елена Валерьевна МАОУ «Школа №200» г.Белогорск.

Слайд 2

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь . Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .

Слайд 4

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Слайд 5

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

Слайд 6

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 7

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 8

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

Слайд 9

Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .

Слайд 10

Отгадывание загадок

Слайд 11

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 12

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .

Слайд 13

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Слайд 14

Пересказ художественных текстов

Слайд 15

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (

Слайд 16

Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Слайд 17

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

Слайд 18

Схемы составления рассказов

Слайд 19

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Статья :"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников."

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

в презентации даны цели и задачи , решаемые с помощью мнемотехники, где её можно применять....

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....