Семинар -практикум для воспитателей.Тема : "Артикуляционная гимнастика".
консультация по развитию речи на тему

Захаркина Марина Васильевна

Особенности проведения артикуляционной гимнастики. Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.osnovnoy_kompleks.docx384.71 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь - яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.:

Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические  (подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и др. - требуют ритмичного повтора движений, координации движений,  переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1        группа упражнений - вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата;

2        группа упражнений - способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных);

3        группа упражнений - специфические упражнения направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого неба, для растягивания подъязычной связки.

Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребенок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, четко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.

Рекомендации по проведению:

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 - 4 раза в день по 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 - 3  упражнений за раз - разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,  второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2.В комплексе должны присутствовать 2 - 3 упражнения статических и 2 - упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10 - 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2 - 3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение  выполняется до 10 - 15 раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять  длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

5.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном        положении.

6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

 Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок  может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен  находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игровых приемов для проведения артикуляционной гимнастики великое множество. Любая история, сказка, предметы, картинка - это наглядность, с

помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность,  новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и  эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Основные артикуляционные упражнения:

1.«Лягушка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

 https://pp.userapi.com/c629220/v629220207/253d/qkAllYqYrfg.jpg

2.«Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

https://pp.userapi.com/c629220/v629220207/254d/7HtP49Bep9A.jpg

 3.«Лягушка - хоботок». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4.«Бегемот». На счёт «раз» широко открыть рот (бегемот широко открывает рот, на счет «два» закрыть poт (бегемот закрывает рот).

Картинки по запросу упражнение бегемотКартинки по запросу упражнение бегемот

5.«Блинчик». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

https://pp.userapi.com/c629220/v629220207/256d/PxcHOK9zPrc.jpg

6. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Картинки по запросу упражнение иголочкаПохожее изображение

7. «Лопаточка - иголочка». На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

8. «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Картинки по запросу упражнение часики

9. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Похожее изображение

10. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Картинки по запросу упражнение лошадка


У бабушки с дедушкой.

Жили-были дедушка и бабушка.  Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)        

Сами - худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка») поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

Утром проснулись - в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка») Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким языком.)

Губы сожмем мы, и рот прополощем, (поочередное надувание щек - губы непропускают воздух.) самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы.) Блюдца поставим - положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней губе.) Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо. (Подуть на широкий язык.) Блинчик жуем, завернем и прикусим, (Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.) Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Упр. «Вкусное варенье» )

Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Упр. «Чашечка».) На нос подули - мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)Чаю попили - никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.) Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу). Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка» ) Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед - назад). И на зигзаг ее переключила. («Иголка» двигается влево - вправо.)

Петли иголкой она обметала, (кончик языка описывает круг за губами) Пуговки круглые попришивала. (Кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)

Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. (Упр. «Качели».) После качелей мы в прятки играли, (широкий язык убирается под верхнюю губу)

Прятались на чердаке и в подвале. (Широкий язык под нижнюю губу.) Дедушка скачет на лошадке ловко,  звонко стучат по дороге подковки. (Упр. «Лошадка».) Вот замедляет лошадка шажочки, (упр. «Лошадка» в медленном темпе с натягиванием подъязычной связки)        

И на опушке мы видим грибочки. (Упр. «Грибок».) Вот из сарая индюшка пришла. Важно сказать: «Бл-бл-бл-ла». (Упр. «Индюк».) и ушла. Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять мы будем гулять.


Список литературы:

  1. Шашкина Г.Р.,        Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с

дошкольниками. - М., 2003 г.        

  1. Филичева        Т.Б.,        Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989 г.


Картинки по запросу веселый язычок

        Выполнила учитель-логопед: Захаркина М.В.

Москва 2017-2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".

18 сентября  учителями-логопедами проведён  тематический семинар-практикум  для воспитателей  ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. "Артикуляционная гимнастика".

Семинар - практикум разработан с целью обучения педагогов выполнению артикуляционных упражнений....