Главные вкладки

    путешествие по островам речи
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    яграшева алина михайловна

    ОД по образовательной области «Речевое развитие»

    «Путешествие по островам  речи»

    Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа ФФНР

    Интеграция  образовательных областей: познание; социализация; коммуникация; физическая культура;  музыка.

    Виды деятельности детей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

     Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_ostrovam_rechi.docx31.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Яграшева Алина Михайловна

    воспитатель первой кв. категории

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»

    г. Набережные Челны РТ

    ОД по образовательной области «Речевое развитие»

    «Путешествие по островам  речи»

    Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа ФФНР

    Интеграция  образовательных областей: познание; социализация; коммуникация; физическая культура;  музыка.

    Виды деятельности детей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

     Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.

    Задачи:

    Коррекционно-обучающие:

    1. Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний.

    2. Формировать фонематическое восприятие.

    3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

    4. Закреплять умения производить звукобуквенный  анализ слова;

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать умение применять знания на практике.

    2. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;

    3. Добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.

    4. Способствовать развитию памяти, связной речи, воображения.

    5. Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    2. Воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

    3. Продолжать воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

    4. Воспитывать умение быть доброжелательными, вежливыми собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

    Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.

    Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

    Приёмы: вопросы, указания, поощряющая оценка.

    Индивидуальная работа:

    Стимулировать речевую активность у Артура, Зарины.

    Совершенствовать координацию движений у Анатолия, Алины.

    Предварительная работа:

    1.Чтение художественной литературы: Бианки «На великом морском пути»;

    2. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Тайна морей и океанов».

    3. Просмотр мультфильма «Восемьдесят дней вокруг света»

    4. Организация сюжетно-ролевой игры «Путешественники»

    Работа с родителями: изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Путешественники»

    Материал к занятию:

    демонстрационный:   географические атласы, карты; бинокль, компас, подзорная труба; таблица со слогами-бабочками; картина со слогами-нотами; таблицы: звуки-буквы, гласные-согласные, мягкие-твердые, звонкие-глухие; острова: звук, слог, слово, предложение, речь.

    раздаточный: кассы букв, тетради, ручки, звуковые коробочки, полоски с предложениями, фишки: красного, зеленого, синего цветов.

    Ход занятия:

    -Дети, обратите внимание на эти предметы (географические карты – плакаты, бинокль, компас, подзорную трубу).

    -Для чего, люди пользуются этими предметами? (чтобы не заблудиться в путешествие)

    -Как называют людей, которые путешествуют? (Путешественники).

    -Значит, мы с вами станем (путешественниками).

    -Вот и у нас карта (показ на доске островов без названий), только она немного необычная, я бы даже сказала загадочная. Как вы думаете, что в ней необычного? Чего в ней не хватает? ( Названий)

    -Как называются  острова в этом чудесном море, вы догадайтесь сами. Вот послушайте (произношу звуки «А», «К», «У», «Р», «Щ».)

    -Как выдумаете, что вы услышали?  Как назвать их одним словом? (звуки).

    -А может   это были буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем, видим и читаем), (показываю табличку, где все это описывается.)

    -Молодцы!  А какие бывают звуки?

    -Сколько гласных звуков в русском языке? (всего 6: А, У, О, И, Ы, Э)

    -А что вы можете рассказать о согласных звуках?  

    -А есть ли звуки, которые всегда звучат  твердо? (да, Ш, Ж, Ц), а какие звуки всегда звучат мягко? (Ч, Щ, Й).

    1. Первый остров «Звуки»

    -Какие вы молодцы! Теперь мы можем дать название 1 острову - «Звуки». На этом острове нас ждет интересная игра, но сначала мы сделаем дыхательную гимнастику: вдох через нос на счет 1-3, выдох через рот 1-5. (2 раза)

    Игра «Звуковая мозаика»  

    (называю слова, дети определяют первый звук и заменяют его фишками: гласный-красный, твердый согласный - синий, мягкий согласный-зеленый. Таблица 3х3. В конце показываю, образец мозаики).

    1. Дыхательная гимнастика: вдох через нос на счет 1-3, выдох через рот  1-5 cо звуком С  (2 раза).
    2. Второй остров «Слоги»

    -Теперь мы отправляемся на второй остров, вам предстоит дать ему название, но сначала ответьте на вопрос: когда согласный с гласным подружились сразу что получились? (слоги)

    Правило: без гласного звука слоги не получаются, а одни согласные, слоги не образуют. Слоги не обозначают предмет, это только часть слова.

    Игра «Ноты

    -Это остров музыкальный. Это ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

    -Посмотрите внимательно, здесь все слоги? Может здесь что-то спряталось? Да здесь среди слогов спряталось слово «соль» – это приправа к пище, без которой сваренная пища будет не вкусной.

    1.  Упражнение на релаксацию «Палуба».  

    Стало палубу качать.

    Подул ветер.  Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите к полу. Руки сцепите за спиной.

    Ногу к палубе прижать!

    Качнуло палубу - прижимаем к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.  Выпрямились! Расслабились!

    Крепче ногу прижимаем,

    Качнуло в правую сторону — прижимаем левую ногу.

    А другую – расслабляем!

    Напряжена левая нога, правая нога расслаблена. Выпрямились. Вдох-выдох!

    -Наши острова-слоги объединяются в более крупные острова. Что можно составить из слогов? (слова)  

    1. Третий остров «Слова»

    -Вот вы и дали название третьему острову. Здесь вас ждет не простая игра «Бабочки». На этом острове летают бабочки-слоги, но снова подул ветер, разыгрался настоящий шторм.

    Упражнение на дыхание: вдох, выдох на звук Ш.

    -Бабочки вы подружите и  в слова их превратите (дети составляют слова из слогов).

    1. Звуковой анализ и синтез слова  «Весна»

    (дети работают со звуковыми коробочками и выкладывают слово звуками, а затем заменяют звуки буквами, работая с кассой букв).

    1. Гимнастика для глаз.  

    -А сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз. Посмотрите на доску, и начинаем движения глазами с верхнего левого угла, правый верхний угол, нижний правый, нижний левый. А сейчас посмотрите на часы – делаем круговые движения.

    1. Четвертый остров «Предложение»

    -Снова подул ветер и слова стали объединяться.  Что можно составить из слов? (Предложение). Посмотрите этот остров еще больше, чем слова. Как мы его назовем?

    «Предложение».

    -Задание: У вас на столе полоски, на которых написаны предложения, и стоит цифра  - это порядок прочтения своего предложения. Будьте внимательны, смотрите, какую цифру я поднимаю (дети по очереди читают своё предложение).

    -Что получилось из ваших предложений?  (ответы детей)

    -Молодцы! Когда звучит много предложений, как можно назвать наше сказочное море?

    1.  Итог.

    -Когда люди между собой общаются, звучит что?

    Из чего состоит речь? Из чего состоят предложения? А слова? Слоги?

    Что понравилось? Что было трудным?

    Список литературы

    1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001.

    2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос -2002.

    3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 2001.

    4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ», 2001. - 224 с.

    5. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2004.

    6. ФГОС «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник красивой и правильной речи "Путешествие по островам"

    В конце каждого учебного года в на учителем-логопедом проводится праздник красивой и правильной речи- как итого логопеддической работы за учебный го в праздничной обстановке. .Я очень люблю своих подо...

    Конспект ОД по развитию речи на тему " Путешествие по островам"

    Конспект ОД по зазвитию речи на тему " Путешествие по островам"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по острову Вежливости"

    Воспитание культуры общения. Систематизация правил доброго, вежливого поведения....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости».

    - Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться. -Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе : «Путешествие по острову Вежливости».

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Путешествие по острову Вежливости»....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Путешествие по острову Вежливости»

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости»Задачи:- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с ...