путешествие по островам речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

яграшева алина михайловна

ОД по образовательной области «Речевое развитие»

«Путешествие по островам  речи»

Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа ФФНР

Интеграция  образовательных областей: познание; социализация; коммуникация; физическая культура;  музыка.

Виды деятельности детей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

 Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ostrovam_rechi.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Яграшева Алина Михайловна

воспитатель первой кв. категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»

г. Набережные Челны РТ

ОД по образовательной области «Речевое развитие»

«Путешествие по островам  речи»

Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа ФФНР

Интеграция  образовательных областей: познание; социализация; коммуникация; физическая культура;  музыка.

Виды деятельности детей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

 Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1. Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний.

2. Формировать фонематическое восприятие.

3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

4. Закреплять умения производить звукобуквенный  анализ слова;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение применять знания на практике.

2. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;

3. Добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.

4. Способствовать развитию памяти, связной речи, воображения.

5. Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

3. Продолжать воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

4. Воспитывать умение быть доброжелательными, вежливыми собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приёмы: вопросы, указания, поощряющая оценка.

Индивидуальная работа:

Стимулировать речевую активность у Артура, Зарины.

Совершенствовать координацию движений у Анатолия, Алины.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы: Бианки «На великом морском пути»;

2. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Тайна морей и океанов».

3. Просмотр мультфильма «Восемьдесят дней вокруг света»

4. Организация сюжетно-ролевой игры «Путешественники»

Работа с родителями: изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Путешественники»

Материал к занятию:

демонстрационный:   географические атласы, карты; бинокль, компас, подзорная труба; таблица со слогами-бабочками; картина со слогами-нотами; таблицы: звуки-буквы, гласные-согласные, мягкие-твердые, звонкие-глухие; острова: звук, слог, слово, предложение, речь.

раздаточный: кассы букв, тетради, ручки, звуковые коробочки, полоски с предложениями, фишки: красного, зеленого, синего цветов.

Ход занятия:

-Дети, обратите внимание на эти предметы (географические карты – плакаты, бинокль, компас, подзорную трубу).

-Для чего, люди пользуются этими предметами? (чтобы не заблудиться в путешествие)

-Как называют людей, которые путешествуют? (Путешественники).

-Значит, мы с вами станем (путешественниками).

-Вот и у нас карта (показ на доске островов без названий), только она немного необычная, я бы даже сказала загадочная. Как вы думаете, что в ней необычного? Чего в ней не хватает? ( Названий)

-Как называются  острова в этом чудесном море, вы догадайтесь сами. Вот послушайте (произношу звуки «А», «К», «У», «Р», «Щ».)

-Как выдумаете, что вы услышали?  Как назвать их одним словом? (звуки).

-А может   это были буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем, видим и читаем), (показываю табличку, где все это описывается.)

-Молодцы!  А какие бывают звуки?

-Сколько гласных звуков в русском языке? (всего 6: А, У, О, И, Ы, Э)

-А что вы можете рассказать о согласных звуках?  

-А есть ли звуки, которые всегда звучат  твердо? (да, Ш, Ж, Ц), а какие звуки всегда звучат мягко? (Ч, Щ, Й).

  1. Первый остров «Звуки»

-Какие вы молодцы! Теперь мы можем дать название 1 острову - «Звуки». На этом острове нас ждет интересная игра, но сначала мы сделаем дыхательную гимнастику: вдох через нос на счет 1-3, выдох через рот 1-5. (2 раза)

Игра «Звуковая мозаика»  

(называю слова, дети определяют первый звук и заменяют его фишками: гласный-красный, твердый согласный - синий, мягкий согласный-зеленый. Таблица 3х3. В конце показываю, образец мозаики).

  1. Дыхательная гимнастика: вдох через нос на счет 1-3, выдох через рот  1-5 cо звуком С  (2 раза).
  2. Второй остров «Слоги»

-Теперь мы отправляемся на второй остров, вам предстоит дать ему название, но сначала ответьте на вопрос: когда согласный с гласным подружились сразу что получились? (слоги)

Правило: без гласного звука слоги не получаются, а одни согласные, слоги не образуют. Слоги не обозначают предмет, это только часть слова.

Игра «Ноты

-Это остров музыкальный. Это ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

-Посмотрите внимательно, здесь все слоги? Может здесь что-то спряталось? Да здесь среди слогов спряталось слово «соль» – это приправа к пище, без которой сваренная пища будет не вкусной.

  1.  Упражнение на релаксацию «Палуба».  

Стало палубу качать.

Подул ветер.  Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите к полу. Руки сцепите за спиной.

Ногу к палубе прижать!

Качнуло палубу - прижимаем к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.  Выпрямились! Расслабились!

Крепче ногу прижимаем,

Качнуло в правую сторону — прижимаем левую ногу.

А другую – расслабляем!

Напряжена левая нога, правая нога расслаблена. Выпрямились. Вдох-выдох!

-Наши острова-слоги объединяются в более крупные острова. Что можно составить из слогов? (слова)  

  1. Третий остров «Слова»

-Вот вы и дали название третьему острову. Здесь вас ждет не простая игра «Бабочки». На этом острове летают бабочки-слоги, но снова подул ветер, разыгрался настоящий шторм.

Упражнение на дыхание: вдох, выдох на звук Ш.

-Бабочки вы подружите и  в слова их превратите (дети составляют слова из слогов).

  1. Звуковой анализ и синтез слова  «Весна»

(дети работают со звуковыми коробочками и выкладывают слово звуками, а затем заменяют звуки буквами, работая с кассой букв).

  1. Гимнастика для глаз.  

-А сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз. Посмотрите на доску, и начинаем движения глазами с верхнего левого угла, правый верхний угол, нижний правый, нижний левый. А сейчас посмотрите на часы – делаем круговые движения.

  1. Четвертый остров «Предложение»

-Снова подул ветер и слова стали объединяться.  Что можно составить из слов? (Предложение). Посмотрите этот остров еще больше, чем слова. Как мы его назовем?

«Предложение».

-Задание: У вас на столе полоски, на которых написаны предложения, и стоит цифра  - это порядок прочтения своего предложения. Будьте внимательны, смотрите, какую цифру я поднимаю (дети по очереди читают своё предложение).

-Что получилось из ваших предложений?  (ответы детей)

-Молодцы! Когда звучит много предложений, как можно назвать наше сказочное море?

  1.  Итог.

-Когда люди между собой общаются, звучит что?

Из чего состоит речь? Из чего состоят предложения? А слова? Слоги?

Что понравилось? Что было трудным?

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001.

2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос -2002.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 2001.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ», 2001. - 224 с.

5. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2004.

6. ФГОС «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник красивой и правильной речи "Путешествие по островам"

В конце каждого учебного года в на учителем-логопедом проводится праздник красивой и правильной речи- как итого логопеддической работы за учебный го в праздничной обстановке. .Я очень люблю своих подо...

Конспект ОД по развитию речи на тему " Путешествие по островам"

Конспект ОД по зазвитию речи на тему " Путешествие по островам"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по острову Вежливости"

Воспитание культуры общения. Систематизация правил доброго, вежливого поведения....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости».

- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться. -Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе : «Путешествие по острову Вежливости».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Путешествие по острову Вежливости»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Путешествие по острову Вежливости»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости»Задачи:- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с ...