Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Коленко Алина Андреевна

Картотека пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

Осень

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения ладонями

Загибают по одному пальцу

Спокойно укладывают ладони на стол

Садовник

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали,

Яблоню белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крепких

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

Идут по кругу, взявшись за руки

Выкапывают яму и сажают куст

Движения правой руки вверх-вниз

Удары молотком

Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке

Каша

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим:

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке.

Подняли руки, шевелят пальцами

«Идут» пальцами по столу

В правой руке мешают указательным пальцем левой руки

Загибают по одному пальцу на обеих руках

Разжимают кулачки

Червячки

Один, два, три, четыре, пять –

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед».

Глядь,

А червячков уж нет.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь.

«Шагаем по столу указательными и средними пальцами.

Складываем пальцы щепоткой, покачиваем кистью вверх-вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз. А остальные поднимаем вверх

Разводим руками.

Сжимаем кулачки и прижимаем их к груди.

Апельсин

Мы делили апельсин.

Дети разламывают «апельсин» на дольки

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один.

Показывают 1 палец

Эта долька для ежа,

Загибают большой палец левой руки

Эта долька для стрижа,

Загибают указательный палец левой руки

Эта долька для утят,

Загибают средний палец левой руки

Эта долька для котят,

Загибают безымянный палец левой руки

Эта долька для бобра,

Загибают мизинец левой руки

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас. – Беда!!

Сжимают кулаки и прижимают их к  груди

Разбегайтесь кто куда.

«Бегут» пальцами по столу

Капуста

Тук, тук, тук, тук-

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,

Посолили-

И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.

Ритмичные удары ребром ладони по столу.

Хватательные движения обеими руками.

Указательные и средние пальцы трутся о большой палец.

Удары обеими руками по столу.

Отряхивают руки.

Птички

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам.

Загибают пальцы

Машут сложенными накрест ладонями

Машут обеими руками как крыльями

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали.

После лезем под кровать.

Будем там тихонько спать.

   Средний и указательный пальцы шагают по столу

   Загибаем по одному пальцу, начиная с большого

   Укладывают ладони на стол

Дождик

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает по табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушел.

Газон засох.

Удары по столу пальчиками обеих рук.  Левая с мизинца, правая  с большого пальца.

Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу.

Буренушка

Дай молочка,  Буренушка,

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Дети показывают,  как доят корову

Загибают пальцы

«Доят»

Ласточка

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка.

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну.

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного на правой, затем на левой руке.

Две подружки

На лужайке две подружки –

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Две зеленые лягушки –

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Ква,

Хором песни распевают –

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква,

И спокойно спать мешают –

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Ква.

Похлопать по коленям

Похлопать в ладоши

Похлопать по коленям

Похлопать в ладоши

Притопнуть одной ногой

Сложить ладони и чуть-чуть приоткрыть их потом

Похлопать в ладоши

Несколько раз притопнуть ногой

Погрозить пальцем

Похлопать в ладоши

Притопнуть одной ногой

Пальчики

Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики?

Пошли пальчики с утра

В гости к тете

Розыгра.

На скамеечке

сидели,

Да в окошечко глядели.

Напились чаю,

Чаю разыграю.

Солнышку ладошку

Погладили немножко.

Пальчики подняли-

Лучики встали.

Спрятать руки за спину

Пошевелить пальцами

Похлопать в ладоши

На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой, начиная с мизинца

Сложить окошечки из пальцев

Чередовать хлопки и показ больших пальцев

Погладить ладошки

Выпрямить и растопырить пальцы рук

Пять утят

Одна из рук – «мама-утка», стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – «утята». Выполняют волнообразные движения.

Пять утят плывут вперед,

На берегу их мама ждет.

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут,

Трое утят плывут,

Двое утят плывут.

Вот один плывет вперед,

На берегу его мама ждет.

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Волнообразные движения пальцами

«Киваем» кистью другой руки

Загибаем большой палец, остальные движутся по направлению к маме-утке

Волнообразные движения, большой палец загнут

Волнообразные движения, большой и указательный пальцы загнуты

Волнообразные движения, большой, указательный и средний пальцы загнуты

Движения мизинца

Кисть другой руки кивает

Все пальцы замерли около локтя  другой руки

У жирафов

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде.

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде.

Дети хлопают ладошками по всему телу (пятна)

Показывают пальцами соответствующие части тела

Щиплют себя (собирают складки)

Проводят пальцами или ребром ладони по телу (полоски)

Пчела

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза –

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

 Машут ладонями

 На каждое называние загибают палец

 Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам

Машут ладонями

Роняют ладони на стол

Смешные человечки

Дети делятся на пары

Бежали мимо речки

Смешные человечки,

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

И потом бултых в речку.

Пальчики бегут по рукам детей, стоящих  друг против друга

Пальчиками попрыгать по плечам друг друга

Ласково положить руки на щеки друг друга

Сложить мостик из рук

Постучать кулачками

Наклониться и свободно покачать руками

Картотека

по развитию речи для младших дошкольников

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

 

 

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

 

 

                 РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

 

 

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...