Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Петрасюк Инна Владимировна

Цель:

Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

Задачи:

·       познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;

·       рассказать о значении игры в развитии ребёнка;

предоставить информацию об игровых формах развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста

«Развиваемся играя»

Цель:

Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;
  • рассказать о значении игры в развитии ребёнка;
  • предоставить информацию об игровых формах развития речи.

План:

Теоретическая часть.

- Речь детей раннего возраста.

- Значение игры в развитии ребёнка.

Практическая часть.

Формирование звукопроизношения:

1) Игрушки для развития дыхания;

2) Артикуляционная гимнастика;

3) Чистоговорки;

4) Игра «Кто как кричит».

Обогащение словарного запаса:

1) Игра «Мишка»;

2) Игра «Назови одним словом»;

3) Игра «Игры - загадки»;

4) Игра «Подбери по форме»;

5) Игра «Подбери по цвету»;

6) Игра «Вопросы»;

7) Игра «Чего не стало? »

Развитие мелкой моторики:

1) пальчиковые игры;

2) игры с предметами.

Ход семинара.

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, поэтому я привлекла вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии таких познавательных процессов, как речь через различные игровые виды деятельности.

Развитие речи .

Словарный запас.

Умения называть существительные - названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей (кто это? Что это) ;

Обозначать прилагательные – цвет, величина, вкус, температура (какой? Какая) .

Называть глаголы – обозначающие трудовые действия; действия противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (плакать – смеяться, радоваться – огорчаться) что делает? Что можно с ним сделать?

Использовать наречия – близко, далеко, высоко, темно, холодно и др.

Грамматический строй речи.

Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) ; употреблять в речи вопросительные слова.

Связная речь.

Умение отвечать на вопросы по содержанию картины: во что одет? Кому? Какой? Куда? Составлять короткий рассказ совместно со взрослым; составить рассказ из личного опыта. Пользоваться словами речевого этикета.

Звукопроизношение.

Чёткое артикулирование звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных) ; умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Значение игры в развитии ребёнка.

По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.

Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.

Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.

Формы развития речи.

Формирование звукопроизношения

1) Развитие речевого дыхания.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Игрушки для развития речевого дыхания дыхания: свистульки, дудочки, мыльные пузыри, надувание шарика, дуть на ветрячок, дуть на ватные комочки;

2) Артикуляционная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Воспитатель вместе с родителями выполняет комплекс артикуляционной гимнастики, раздаёт листы с комплексом для занятий дома (приложение) .

3) Чистоговорки.

- Чтобы помочь малышу автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, очень удобно, интересно и весело использовать детские чистоговорки. Многократное повторение коротеньких стихов поможет ребенку освоится и уже не задумываться, где же находится его язычок во время произнесения слов.

Воспитатель вместе с родителями проговаривают предложенные чистоговорки, раздаёт листы с чистоговорками для занятий дома (приложение). Показ видео – чистоговорки.

4) Игра «Кто как кричит».

- Чтобы побуждать ребёнка произносить разные звуки, можно в процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребёнок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать их в домик и попросить ребёнка показать звуком разных животных. Какого животного ребёнок показал, то «выходит» из домика.

Обогащение словарного запаса.

Игра «Назови одним словом» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом.

Игра «Подбери по цвету» Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей

качественных прилагательных. Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений того же цвета, что и грань.

Игра «Игры - загадки» Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т. д. Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу. Условия измениться: педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.

Игра «Чего не стало? » Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания. Описание игры. Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего (кого) не хватает? ». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки. » и т. п.

Игра «Мишка». Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Описание игры: К детям приходит Мишка (его держит воспитатель). Мишка задаёт вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч. » и т. Д.

Игра «Вопросы».

Воспитатель проводит игру с родителями. Родители стоят в кругу, воспитатель бросает каждому мяч и называет вопрос.

Вопросы:

- у нас есть руки?

- у машины есть колёса?

- что мы одеваем на голову?

- у собачки есть лапки?

- колёса у машины квадратные?

- у кошки есть рожки?

- на чём можно летать?

- корова живёт в лесу?

- варенье сладкое или горькое?

- днём светло или темно?

- деревья высокие или низкие?

- камни твёрдые или мягкие?

- кто умеет плавать?

- снег холодный или горячий?

- сколько у нас ног?

-когда мы просыпаемся?

- когда ложимся спать?

Развитие мелкой моторики:

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры.

Воспитатель вместе с родителями играет в пальчиковые игры (приложение). Показ видео – пальчиковые игры.

Игры с предметами.

- Браслеты из пуговиц (показ видео) ;

- игры с прищепками (показ видео) ;

- игры с природным материалом (показ видео «Играем с природным материалом) ;

- геометрические фигуры из ткани (показ видео: игра «геометрические фигуры») ;

- развивающие игрушки своими руками: домики, цветик – семицветик, чудо-дерево;

- игры с крупами, макаронами, семенами.

Воспитатель предлагает смастерить что-нибудь из макарон, различных семян и солёного теста.

Воспитатель раздаёт памятки – советы по развитию речи детей; предлагает родителям нарисовать личико – смайлик, чтобы понять их настроение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в...

Статья о семинаре - практикуме для родителей "Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста

6 декабря 2018 года в детском саду «Чебурашка» прошел семинар – практикум для родителей «Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Данный семинар был про...

Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Семинар -практикум для родителей по развитию речи детей в группе раннего возраста

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как реч...