Главные вкладки

    Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»
    материал по развитию речи (младшая группа) на тему

    Петрасюк Инна Владимировна

    Цель:

    Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

    Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

    Задачи:

    ·       познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;

    ·       рассказать о значении игры в развитии ребёнка;

    предоставить информацию об игровых формах развития речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx25.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста

    «Развиваемся играя»

    Цель:

    Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

    Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

    Задачи:

    • познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;
    • рассказать о значении игры в развитии ребёнка;
    • предоставить информацию об игровых формах развития речи.

    План:

    Теоретическая часть.

    - Речь детей раннего возраста.

    - Значение игры в развитии ребёнка.

    Практическая часть.

    Формирование звукопроизношения:

    1) Игрушки для развития дыхания;

    2) Артикуляционная гимнастика;

    3) Чистоговорки;

    4) Игра «Кто как кричит».

    Обогащение словарного запаса:

    1) Игра «Мишка»;

    2) Игра «Назови одним словом»;

    3) Игра «Игры - загадки»;

    4) Игра «Подбери по форме»;

    5) Игра «Подбери по цвету»;

    6) Игра «Вопросы»;

    7) Игра «Чего не стало? »

    Развитие мелкой моторики:

    1) пальчиковые игры;

    2) игры с предметами.

    Ход семинара.

    Добрый вечер, Уважаемые родители!

    Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, поэтому я привлекла вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии таких познавательных процессов, как речь через различные игровые виды деятельности.

    Развитие речи .

    Словарный запас.

    Умения называть существительные - названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей (кто это? Что это) ;

    Обозначать прилагательные – цвет, величина, вкус, температура (какой? Какая) .

    Называть глаголы – обозначающие трудовые действия; действия противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (плакать – смеяться, радоваться – огорчаться) что делает? Что можно с ним сделать?

    Использовать наречия – близко, далеко, высоко, темно, холодно и др.

    Грамматический строй речи.

    Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) ; употреблять в речи вопросительные слова.

    Связная речь.

    Умение отвечать на вопросы по содержанию картины: во что одет? Кому? Какой? Куда? Составлять короткий рассказ совместно со взрослым; составить рассказ из личного опыта. Пользоваться словами речевого этикета.

    Звукопроизношение.

    Чёткое артикулирование звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных) ; умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

    Значение игры в развитии ребёнка.

    По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.

    Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.

    Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.

    Формы развития речи.

    Формирование звукопроизношения

    1) Развитие речевого дыхания.

    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

    Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

    Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

    Игрушки для развития речевого дыхания дыхания: свистульки, дудочки, мыльные пузыри, надувание шарика, дуть на ветрячок, дуть на ватные комочки;

    2) Артикуляционная гимнастика;

    Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

    1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    Рекомендации к проведению упражнений:

    - Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

    - Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

    - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

    Воспитатель вместе с родителями выполняет комплекс артикуляционной гимнастики, раздаёт листы с комплексом для занятий дома (приложение) .

    3) Чистоговорки.

    - Чтобы помочь малышу автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, очень удобно, интересно и весело использовать детские чистоговорки. Многократное повторение коротеньких стихов поможет ребенку освоится и уже не задумываться, где же находится его язычок во время произнесения слов.

    Воспитатель вместе с родителями проговаривают предложенные чистоговорки, раздаёт листы с чистоговорками для занятий дома (приложение). Показ видео – чистоговорки.

    4) Игра «Кто как кричит».

    - Чтобы побуждать ребёнка произносить разные звуки, можно в процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребёнок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать их в домик и попросить ребёнка показать звуком разных животных. Какого животного ребёнок показал, то «выходит» из домика.

    Обогащение словарного запаса.

    Игра «Назови одним словом» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом.

    Игра «Подбери по цвету» Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей

    качественных прилагательных. Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений того же цвета, что и грань.

    Игра «Игры - загадки» Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т. д. Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу. Условия измениться: педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.

    Игра «Чего не стало? » Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания. Описание игры. Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего (кого) не хватает? ». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки. » и т. п.

    Игра «Мишка». Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Описание игры: К детям приходит Мишка (его держит воспитатель). Мишка задаёт вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч. » и т. Д.

    Игра «Вопросы».

    Воспитатель проводит игру с родителями. Родители стоят в кругу, воспитатель бросает каждому мяч и называет вопрос.

    Вопросы:

    - у нас есть руки?

    - у машины есть колёса?

    - что мы одеваем на голову?

    - у собачки есть лапки?

    - колёса у машины квадратные?

    - у кошки есть рожки?

    - на чём можно летать?

    - корова живёт в лесу?

    - варенье сладкое или горькое?

    - днём светло или темно?

    - деревья высокие или низкие?

    - камни твёрдые или мягкие?

    - кто умеет плавать?

    - снег холодный или горячий?

    - сколько у нас ног?

    -когда мы просыпаемся?

    - когда ложимся спать?

    Развитие мелкой моторики:

    Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

    М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

    Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

    Пальчиковые игры.

    Воспитатель вместе с родителями играет в пальчиковые игры (приложение). Показ видео – пальчиковые игры.

    Игры с предметами.

    - Браслеты из пуговиц (показ видео) ;

    - игры с прищепками (показ видео) ;

    - игры с природным материалом (показ видео «Играем с природным материалом) ;

    - геометрические фигуры из ткани (показ видео: игра «геометрические фигуры») ;

    - развивающие игрушки своими руками: домики, цветик – семицветик, чудо-дерево;

    - игры с крупами, макаронами, семенами.

    Воспитатель предлагает смастерить что-нибудь из макарон, различных семян и солёного теста.

    Воспитатель раздаёт памятки – советы по развитию речи детей; предлагает родителям нарисовать личико – смайлик, чтобы понять их настроение.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

    ·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

    Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

    Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

    Семинар-практикум для родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития

    В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в...

    Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".

    Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....

    Статья о семинаре - практикуме для родителей "Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста

    6 декабря 2018 года в детском саду «Чебурашка» прошел семинар – практикум для родителей «Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Данный семинар был про...

    Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...