Речевая игра как средство расширения словарного запаса
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильности речи ребёнка. Правильная речь рассматривается как:
- произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями языка;
- понимание смысловых значений при употреблении слов;
- умение изменять и согласовывать слова в предложении в соответствии с законами языка.
Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря, разнообразия устной речи.
В развитии словаря дошкольника с общим недоразвитием речи выделяется две стороны: количественный рост словарного запаса и овладение значениями слов. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать такие методические упражнения как речевые игры. Цель этих игр – расширение лексикона и речевых навыков детей, их полезно проводить со старшими дошкольниками. Игры обязательно должны проводиться живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и индивидуальных возможностей ребенка с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_8.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот некоторые виды игровых речевых упражнений:
1 . Подбери действия к предмету. ( Подбери глагол.)
Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи ребенка, обогащать глагольный словарь. Учить правильно, отвечать на вопрос « Что делает?»
Вопрос: Что делает солнце?
Ответ с помощью педагога:
-днем… светит,
-летом…греет,
- на пляже… согревает,
-вечером… заходит;
-утром …восходит.
Вопрос: Что делает лев, слон, ветер и т.д.
2. Подбери предмет к действию.
Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи ребенка, обогащать глагольный словарь. Учить правильно, отвечать на вопрос « Что делает?» Учить сопоставлять действия с предметом, внимательно слушать вопрос, определять предмет по нескольким критериям.
Игра «Угадай что это»
Вопрос: Что воет, пыль поднимает, парус надувает, листья срывает?
Ответ: ветер.
Вопрос: кто воет, лает, дом охраняет, хозяина обожает?
Ответ: собака.
3. Подбор объектов к действию.
Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы к одному и тому же действию (глаголу).
Игра « Кто и что?»
Вопрос: кто и что греет?
Ответ: мама и солнце.
Вопрос: кто и что плавает? Кто и что рисует? Кто и что летает?
4. Подбор признаков действия (обстоятельств).
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка наречиями.
Игра «Можно как?»
Вопрос: как можно играть?
Ответ: дружно, весело, долго, …
5. Подбор определений к предмету (прилагательных).
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка прилагательными, словами – синонимами и антонимами.
Игра «Какие бывают?»
Вопрос: Какие бывают кошки?
Ответ:
-пушистые, лохматые и гладкие,
-добрые, ласковые и злые,
-домашние и дикие,
-добрые, ласковые и злые, царапучие, кусачие,
-игривые, ленивые,
-старые, взрослые, молодые…..
6. Подбор предмета к прилагательному.
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка прилагательными.
Игры « Что это?», «Кто это?»
Вопрос: красивый, нежный, пахучий, душистый, зеленый, цветной?
Ответ: цветок.
7 . Нюансы смысла слова.
В этих играх ребятам предлагается придумать предложения или фразы, словосочетания с данными словами.
Слова к заданию: дом, домик, домище.
Ответ: у кошки маленький домик.
У нас красивый дом.
8. Вставка детьми пропущенных слов.
Цель: расширять и обогащать словарь ребенка, уточнять смысловое использование слов.
Игры «Доскажи предложение» или «Закончи предложение»
Предложение: На пороге сидел и скулил маленький… ( КТО?)
Ответ: На пороге сидел и скулил маленький щенок. (и т.д.)
9. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Цель: учить изменять существительные по числу и падежу.
Игра «Чего нет у Кати?»
Вопрос: Пошла Катя утром на прогулку, а приготовила только шарф. Чего ей не хватает?
Ответ: носков, пальто, сапог, штанов…
Игра «Один – много»
Вопрос: У меня один слон, а у тебя много (кого или чего?)
Ответ: А у меня много слонов.
10. Составные части целого.
Цель: учить ребенка подбирать части по известному целому.
Игра «Из чего состоит?»
Вопрос: Дерево.
Ответ: ствол, ветки, сучья, листья, почки …
11. Объединение частей в целое.
Цель: учить ребенка синтезировать отдельные части в единое целое.
Вопрос: крыша, окно, дверь…
Ответ: дом, здание, изба, хата.
12. Классификация слов.
Цель: учить ребенка использовать обобщающие слова.
Игра: «Назови одним словом».
Вопрос: сапоги, туфли, валенки, ботинки…
Ответ: это все обувь.
13. Отгадывание загадок.
Издавна у всех народов используется множество загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрасту детей и как можно чаще предлагать детям. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей к придумыванию загадок самим. Первые загадки не складны, но они дают возможность детям продемонстрировать богатство словарного запаса, что в дальнейшем формирует правильность и распространенность речи. Игру хорошо использовать в тематических занятиях, при индивидуальном общении, предлагать родителям.
14. Упражнения для усвоения антонимов.
Работа по подбору слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает усваивать смысл отвлеченных слов, запоминать эти слова, обогащать индивидуальный словарь. Подбор и сопоставление слов-антонимов очень увлекательно и всегда нравится детям.
Игры «В зоопарке», «Кто где», «Скажи наоборот».
Цель: усвоение антонимов - однокоренных глаголов, уточнение имеющего словаря и его расширение.
(пример) входить- выходить, вбегать- выбегать, загибать- разгибать…
Предлагаю следующие приемы словарной работы:
- показ и называние нового предмета или действий. Показ должен сопровождаться объяснениями, которые помогут ребенку понять сущность предмета. Новое слово проговаривается, включается в знакомый ребенку контекст;
- объяснения происхождения данного слова, что позволит глубже осознать и понять смысл слова, поможет в его правильном употреблении;
- употребление расширенного значения уже известных словосочетаний обогащает речь;
- постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих (Этот халат длинный или короткий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. В дальнейшем педагог может предлагать самостоятельное составление вопросов.
- распространение предложений путем введения определений и обстоятельств места, времени, образа действия, причины, следствия, условия, цели;
- составление предложений по опорным словам, картинкам и так далее. Эти упражнения и приемы помогут развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, сформировать умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации, совершенствовать устную речь.
Педагогу следует помнить, что речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Там, где взрослые, педагоги и родители, говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, дети быстрее и легче начинают говорить правильно.
Список литературы.
1. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1963 – 319 с.
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997- 399 с.
3. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984 – 239 с.
4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста М.: Академия, 1999 – 553 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Примеры занятий, направленных на расширение словаря старших дошкольников...
План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...
Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...
План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет».
План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год.Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет»....
План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...
" Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №1 г.Камызяк&rdquo...
«Дидактическая игра как средство активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно м...