Речевая игра как средство расширения словарного запаса
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Забавчук Анна Вячеславовна

Основная цель работы по расширению запаса слов у детей с общим нарушением речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается требование к правильности речи ребёнка. Правильная речь рассматривается как:

- произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями языка;

- понимание  смысловых значений при употреблении слов;

- умение изменять и согласовывать слова в предложении в соответствии с законами языка.

Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не только правильной речи, но и богатства словаря, разнообразия устной речи.

В развитии словаря дошкольника с общим недоразвитием речи выделяется две стороны: количественный рост словарного запаса и овладение значениями слов. Именно для качественного развития словаря дошкольника целесообразно использовать такие методические упражнения как речевые игры. Цель этих игр – расширение лексикона и речевых навыков детей, их полезно проводить со старшими дошкольниками. Игры обязательно должны проводиться живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и индивидуальных возможностей ребенка с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Вот некоторые виды игровых речевых упражнений:

1 . Подбери действия к предмету. ( Подбери глагол.)

Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи ребенка, обогащать глагольный словарь. Учить правильно, отвечать на вопрос  « Что делает?»

Вопрос: Что делает солнце?

Ответ с помощью педагога:

-днем… светит,

-летом…греет,

- на пляже… согревает,

-вечером… заходит;

-утром …восходит.

Вопрос: Что делает лев, слон, ветер и т.д.

2.  Подбери предмет к действию.

Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи ребенка, обогащать глагольный словарь. Учить правильно, отвечать на вопрос  « Что делает?» Учить сопоставлять действия с предметом, внимательно слушать вопрос, определять предмет по нескольким критериям.

Игра «Угадай что это»

Вопрос: Что воет, пыль поднимает, парус надувает, листья срывает?

Ответ: ветер.

Вопрос: кто воет, лает, дом охраняет, хозяина обожает?

Ответ: собака.

3. Подбор объектов к действию.

Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы к одному и тому же действию (глаголу).

Игра « Кто и что?»

Вопрос: кто и что греет?

Ответ: мама и солнце.

Вопрос: кто и что плавает? Кто и что рисует? Кто и что летает?

4Подбор признаков действия (обстоятельств).

Цель: расширять и обогащать словарь ребенка наречиями.

Игра «Можно как?»

Вопрос: как можно играть?

Ответ: дружно, весело, долго, …

5. Подбор определений к предмету (прилагательных).

Цель: расширять и обогащать словарь ребенка прилагательными, словами – синонимами и антонимами.

Игра «Какие бывают?»

Вопрос:  Какие бывают кошки?

Ответ:

-пушистые, лохматые и гладкие,

-добрые, ласковые и злые,

-домашние и дикие,

-добрые, ласковые и злые, царапучие, кусачие,

-игривые, ленивые,

-старые, взрослые, молодые…..

6. Подбор предмета к прилагательному.

Цель: расширять и обогащать словарь ребенка прилагательными.

Игры « Что это?», «Кто это?»

Вопрос: красивый, нежный, пахучий, душистый, зеленый, цветной?

Ответ: цветок.

7 . Нюансы смысла слова.

В этих играх ребятам предлагается придумать предложения или фразы, словосочетания с данными словами.

Слова к заданию: дом, домик, домище.

Ответ: у кошки маленький домик.

У нас красивый дом.

8. Вставка детьми пропущенных слов.

Цель: расширять и обогащать словарь ребенка,  уточнять смысловое использование слов.

Игры «Доскажи предложение» или «Закончи предложение»

Предложение: На пороге сидел и скулил маленький… ( КТО?)

Ответ: На пороге сидел и скулил маленький щенок.  (и т.д.)

9. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Цель: учить изменять существительные по числу и падежу.

Игра «Чего нет у Кати?»

Вопрос: Пошла Катя утром на прогулку, а приготовила только шарф. Чего ей не хватает?

Ответ: носков, пальто, сапог, штанов…

Игра «Один – много»

Вопрос: У меня один слон, а у тебя много (кого или чего?)

Ответ: А у меня много слонов.

10. Составные части целого.

Цель: учить ребенка подбирать части по известному целому.

Игра «Из чего состоит?»

Вопрос: Дерево.

Ответ: ствол, ветки, сучья, листья, почки …

11. Объединение частей в целое.

Цель: учить ребенка синтезировать отдельные части в единое целое.

Вопрос: крыша, окно, дверь…

Ответ: дом, здание, изба, хата.

12. Классификация слов.

Цель: учить ребенка использовать обобщающие слова.

Игра: «Назови одним словом».

Вопрос: сапоги, туфли, валенки, ботинки…

Ответ: это все обувь.

13. Отгадывание загадок.

Издавна у всех народов используется множество загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрасту детей и как можно чаще предлагать детям. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей к придумыванию загадок самим. Первые загадки не складны, но они дают возможность детям продемонстрировать богатство словарного запаса, что в дальнейшем формирует правильность и распространенность речи. Игру хорошо использовать в тематических занятиях, при индивидуальном общении, предлагать родителям.

14.  Упражнения для усвоения антонимов.

Работа по подбору слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает усваивать смысл отвлеченных слов, запоминать эти слова, обогащать  индивидуальный словарь. Подбор и сопоставление слов-антонимов очень увлекательно и всегда нравится детям.

Игры «В зоопарке», «Кто где», «Скажи наоборот».

Цель: усвоение  антонимов - однокоренных глаголов, уточнение имеющего словаря и его расширение.

(пример) входить- выходить, вбегать- выбегать, загибать- разгибать…

Предлагаю следующие приемы словарной работы:

  1. показ и называние нового предмета или действий. Показ должен сопровождаться объяснениями, которые помогут ребенку понять сущность предмета. Новое слово проговаривается, включается в знакомый ребенку контекст;
  2. объяснения происхождения данного слова, что позволит глубже осознать и понять смысл слова, поможет в его правильном употреблении;
  3. употребление расширенного значения уже известных словосочетаний обогащает речь;
  4. постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер  подсказывающих (Этот халат длинный или короткий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. В дальнейшем педагог может предлагать самостоятельное составление вопросов.
  5. распространение предложений путем введения определений и обстоятельств места, времени, образа действия, причины, следствия, условия, цели;
  6. составление предложений  по опорным словам, картинкам и так далее. Эти упражнения и приемы  помогут развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, сформировать умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации, совершенствовать устную речь.

Педагогу следует помнить, что речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Там, где взрослые, педагоги и родители, говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, дети быстрее и легче начинают говорить правильно.

 

Список литературы.

 

1. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1963 – 319 с.

2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -  М.: Академия, 1997- 399 с.

3. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -  М.: Просвещение, 1984 – 239 с.

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста М.: Академия, 1999 – 553 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Примеры занятий, направленных на расширение словаря старших дошкольников...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет».

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год.Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет»....

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...

" Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  “Детский сад №1 г.Камызяк&rdquo...

«Дидактическая игра как средство активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно м...