Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи
консультация по развитию речи на тему

Шарычева  Светлана Викторовна

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lazarenko._netraditsionnye_formy_raboty_po_rr.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литературным языком своего народа.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь: неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

К.Д.Ушинский писал “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников,  педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. У детей в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

         Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем и использование наглядного моделирования вызывает у него интерес;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки - чёткими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста  давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и  одновременно    решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки;  правильное звукопроизношение;  знакомство с буквами).

Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по-разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.

Использование мнемотаблиц помогает детям преодолеть такие затруднения:

  • Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
  • Установить последовательность изложения выявленных признаков;
  • Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.

С помощью метода моделирования – использования мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется  словарный запас;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Свободно пересказывают сказки, рассказы.
  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью менмотехники. – СП.б: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2001 – 143.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.: Знание, 1994.
  3. Гунина Е.В. Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста. — Чебоксары, 1993.
  4. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. — М.: Ком Пульс, 1994.
  5. Матюгин И.Ю., Чакоберия ЕМ. Школа эйдейтики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. — М.: Эйдос, 1994.
  6. Матюгин И.Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.
  7. Новотворцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. — Ярославль. Академия развития, 1996.
  8. Сафронова Е.Д. Обучение на основе интеллектуального тренинга. — Вып. 1. — СПб.: Интеркаспий, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литерату...

«Инновационные формы работы в развитии связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО».

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя  вовремя обратить внимание на речевое ра...

Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи».

Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи»....

Презентация Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи у детей с ТНР с применением самомассажа в совместной деятельности

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами является необходимой задачей и содержанием коррекционно-развивающей работы  в детском саду. Это важный и необходи...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Интересные формы работы по развитию связной речи"

Семинар-практикум по речевому развитию дошкольников для педагогов ДОУ в форме деловой игры....

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...