Перспективный план по развитию речи детей в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме

Перспективный план по развитию речи детей в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по развитию речи детей  средней  группы.

Сентябрь

№ 1.   Пересказ сказки «Репка»

Программное содержание

Учить детей пересказывать знакомую короткую сказку «Репка», не нарушая последовательности действия.

Учить инсценировать сказку, используя слова и фразы из текста.

Развивать память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

№2  Рассматривание картины     «Петушок с семьей»

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «Петушок с семьёй», понимать ее содержание, отвечать на вопросы, составлять короткие рассказы по ней.

Пополнить и активизировать природоведческий словарь.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, память.

Воспитывать интерес к домашним птицам, желание ухаживать за ними.

№ 3.   Рассказывание об игрушках     «Игрушки»

Программное содержание

Учить детей рассматривать предметы – игрушки, рассказывать о них, называя цвет, форму, материал и его качество, свойства.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах.

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

№4 Звуковая культура речи.       Звуки С – Сь.

Программное содержание

Учить   детей  артикуляции  звука  с – сь.

Упражнять  детей в произнесении изолированных звуков, звуков в слоге, в разных словах  меняя силу голоса, выделять  голосом заданный звук

Формировать  умение подбирать игрушки, картинки с заданным звуком, внятно произнося названия предметов.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

Октябрь

№ 5.    Пересказ сказки в обработке  К.Д. Ушинского «Козлятки и волк»

Программное содержание:

Учить детей пересказывать знакомую короткую сказку «Козлятки и волк», не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.

Закреплять умение согласовывать слова  в предложении, обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

№ 6.   Рассматривание картины «Собака со щенятами» (автор серии  С. Веретенникова)

Программное содержание

Учить  детей рассматривать картину «Собака со щенятами», отвечать на вопросы по ее содержанию, формулировать простейшие выводы; слушать рассказ воспитателя, составленный по картине;

Закреплять умение детей использовать в речи названия детенышей животных в родительном и винительном падежах множественного числа: медвежат, мышат, лисят; обратить внимание детей на существительные женского рода: медведица, зайчиха, мышь;

Воспитывать  вежливое  обращение к взрослому.

№ 7.   Составление описательных    рассказов об игрушке.

Программное содержание 

Учить  детей сочинять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя;

Закреплять умение использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.

Поупражнять детей в образовании форм существительных в родительном падеже множественного числа: перьев, крыльев, ушей, шуб.

Формировать умение находить несоответствия  окружающей действительности в рассказе воспитателя

№8.   Звуковая культура речи. Звуки З – Зь.

Программное содержание

Учить  детей артикуляции звука з, учить произносить звук 3 твердо, мягко,

учить интонировать звук з в слове, различать слова с этим звуком;

Поупражнять  в произнесении изолированного звука, в слоге и в словах; Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

Ноябрь

№ 9    Пересказ русской народной сказки   «Теремок»

Программное содержание

Учить  детей драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту.

Активизировать словарь, использовать звукоподражания.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

№10  Рассматривание картины из   серии «Домашние животные»

С.А. Веретенниковой «Кролики»

Программное содержание

Учить рассматривать картину «Кролики», понимать ее содержание, рассказывать по ее фрагментам.

Пополнять и активизировать природоведческий словарь детей: плошка, зёрна, стог.

Развивать внимание, наблюдательность, мышление, совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать интерес к природе, любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.

№ 11   Составление описательных   рассказов о куклах.

Программное содержание.

Учить  детей составлять описательные рассказы о кукле и ее одежде  по образцу рассказа воспитателя.

Активизировать использование в речи детей предлога  на.

Развивать внимание, наблюдательность, память, умение употреблять в речи простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

№ 12   Звуковая культура речи.  Звук  Ц.

Программное содержание

 Познакомить детей со звуком "ц". Отрабатывать чёткое

произношение звука "ц" в изолированном виде, в слогах и словах.

Активизировать речь детей.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Декабрь

№ 13      Пересказ рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)

Программные  задачи:

Учить детей пересказывать адаптированный рассказ «Мышки» К.Д. Ушинского.

Формировать простейшие навыки грамматического согласования слов.

Словарь: порка, волочатся, протащить.

Закреплять умение образовывать имена существительные в творительном падеже единственного числа.

Развивать  интонационную выразительности речи, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение и подражательность.

№ 14      Рассматривание картины

«Таня не боится мороза»  из серии картин О.И. Соловьевой

Программное содержание

Учить детей рассматривать картину «Таня не боится мороза», понимать ее содержание, рассказывать по фрагментам.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространенные предложения.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком с

Развивать внимание, мышление, активизировать словарь детей.

Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.

№ 15. Рассказывание из опыта «Моя любимая игрушка»

Программное содержание

Учить детей описывать предмет (игрушку) по памяти по образцу, заданному воспитателем.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывая слова в предложении.

Закреплять умение согласовывать слова  в предложении, обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.

№  16  Звуковая культура речи.                  Звук Ш.

Программное содержание.

Учить детей произносить звук ш: показать его артикуляцию, произносить звук ш в слоге, слове, добиваясь четкости произношения;

 Воспитывать  звуковую выразительность речи: произнесение звука с разной силой голоса.

Помочь детям вспомнить название знакомого произведения «Путаница», фамилию писателя – К. Чуковский.

Январь

Каникулы

№ 17    Пересказ рассказа «Лиса»

                  (по Е.   Чарушину)

Программные  задачи:

Учить детей  связно и  последовательно пересказывать адаптированный  текст «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

Активизировать  и обогащать словарный запас детей: мышкует, кинется

Обогащать представления детей об образе диких животных (лисицы).

Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов.

№18    Рассказывание по картинкам «Зимующие птицы»

Программное содержание

Учить описывать птиц по картинке: что есть у птицы, какого цвета перья, повадки.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами.

Активизировать природоведческий словарь детей.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к птицам, желание за ними ухаживать, помогать зимой.

Индивидуальная работа.

№ 19  Звуковая культура речи.    Звук Ж.

Программное содержание 

Учить детей четко артикулировать звук Ж, закрепить его произношение в слоге, словах; Формировать  умение подбирать игрушки, картинки с заданным звуком, внятно произнося названия предметов.

Закреплять умение детей образовывать  от существительных уменьшительно-ласкательные формы.

Воспитывать   звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.

Февраль

№20   Пересказ литературного произведения Л.Н. Толстого

           «Хотела галка пить...»

Программное содержание

Учить пересказывать литературный текст Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...», не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.

Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Закреплять умение детей регулировать силу голоса.

Развивать мышление, память, учить

Воспитывать познавательные интересы у детей.

№ 21.   Рассматривание картины С.Веретенникова

         «Лошадь с жеребенком»

Программное содержание

Учить детей понимать содержание картины «Лошадь с жеребёнком», отвечать на вопросы по её содержанию, составлять короткие рассказы по ней, активизировать природоведческий словарь.

Продолжать знакомить детей с домашними животными.

Развивать внимание, мышление, умение отчетливо произносить слова и словосочетания.

Воспитывать интерес и любовь к домашним животным, желание за ними ухаживать.

№ 22  Рассказывание из опыта  «Мое любимое домашнее              животное»

Программное содержание

Учить детей составлять рассказы из личного опыта, по памяти на тему «Мое любимое домашнее животное».

Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, описывать предмет по образцу, данному воспитателем.

Развивать мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к домашним животным, желание за ними ухаживать.

№23    Звуковая культура речи. Звук Ч.

Программное содержание

Учить  детей артикуляции

звука ч.

Упражнять  детей  в произнесении звука изолированно, в слогах, в словах, в стихах.

Формировать умение  произносить звук ч медленно, быстро.

Воспитывать  интонационную выразительность речи, обогащать словарь.

Март

№ 24  Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода...»

Программное содержание

Учить детей пересказывать короткий литературный текст «Пришла весна, потекла вода...».

Формировать умение  отвечать на вопросы по тексту предложениями из 2 – 3 слов

Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Словарь: потекла, дощечка.

Формировать  у детей слуховой контроль правильности составления пересказа.

Развивать наблюдательность, мышление, память, речевое дыхание.

Воспитывать эстетические чувства.

№ 25.  Рассказывание по картине  "Кошка с котятами". 

Программное содержание

Учить детей внимательно рассматривать картину «Кошка с котятами», рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя).

Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Упражнять в отгадывании загадок

Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

№26. Составление описательного рассказа о людях разных профессий 

Программное содержание:

Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.

Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

№  27.  Звуковая культура речи.  Звук Щ.

Программные задачи Познакомить  детей со звуком «щ». Упражнять в чётком произношении изолированного звука в слогах, словах, во фразовой речи.

Формировать фонематичеокое восприятие.

Совершенствовать умение различать на слух и называть слова с определённым звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Апрель

№ 28   Пересказ адаптированного рассказа «Петушок с семьей»

        (по К.Д. Ушинскому)

Программное содержание

Учить детей  связно и  последовательно пересказывать адаптированный  текст «Петушок с семьей» (по К.Д. Ушинскому)

    Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста.

Формировать  навыков  развернутого высказывания.

Словарь: двор, шпоры, гребешок, узоры, бородка.

№29   Рассматривание и рассказывание по картине  «Тигры»

Программное содержание

Учить детей рассматривать и составлять рассказы по картине «Тигры»,  учить описывать предмет по картине.

Продолжать учить образовывать форму множественного числа, родительного падежа от существительных, обозначающих детенышей животных.

Словарь: зверь, хищник, водопой

Расширять представления о диких животных, вызвать интерес к животным жарких стран.

Пополнить природоведческий словарь детей. Развивать наблюдательность, мышление, память.Воспитывать интерес к предметам, выходящим за пределы ближайшего окружения — к животным разных стран.

№ 30   Рассказывание об игрушках

                 «Звери Африки»

Программное содержание

Учить детей составлять описательный рассказ об игрушках «Звери Африки». Познакомить детей с животными жарких стран, учить узнавать их на картинках и игрушках.

Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа  в родительном падеже.

Пополнить природоведческий словарь.

Развивать внимание, мышление, память, воображение, познавательные интересы, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к природе, к животным.

№ 31 Звуковая культура речи. Звуки Л – Ль.

Программное содержание.

Учить детей четко артикулировать звук Л, закрепить его произношение в слоге, словах;

учить произносить звук л мягко и твердо.

Познакомить детей с новым стихотворением; несколько раз прочесть его, привлекая детей к совместному чтению.

Провести подготовительное упражнение для выработки правильного произношения звука р, показать артикуляцию звука, закрепить его произношение.

Май

№ 32.  № 32.   Пересказ  рассказа «Волк и белка»  (по Л.Н. Толстому)

Программные задачи:

Учить детей  связно и  последовательно пересказывать адаптированный  текст «Волк и белка» (по Л.Н. Толстому)

Формирование навыков планирования развернутого высказывания.

Словарь: зло, злость, сердце, жечь сердце.

Активизировать в речи детей антонимы: добрый – злой, весёлый – грустный.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

№  33    Рассматривание картины      «Белки»

( серия С.Н. Николаевой, худ. А.А. Келейников

Программное содержание

Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей.

Развивать внимание, мышление, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.

№ 34.  Составление небольших описательных рассказов

 «В гости к Бабушке-Загадушке»

Программное содержание

Учить детей составлять небольшие описательные рассказы-загадки.

Развивать умение подбирать слова сходные по звучанию

Образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением

Воспитывать интерес к речевой деятельности.

№  35.  Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»

Программное содержание

Учить детей четко артикулировать звук Р, закрепить его произношение в слоге, словах;

учить четко и ясно произносить звук Р мягко и твердо.

Формировать умение слышать звук в слове, называть слова на заданный звук.

Формировать звуковую выразительность речи.

Обогащать словарь.

Развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.

Воспитывать  интерес   к  окружающему,  уважение   к  старшим   и  желание

сделать что-то приятное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет

Предлагаемая методическая разработка  предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, а также для родителей, интересующихся воп...

Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  Неделя Тема Программное содержание ЛитератураСЕНТЯБРЬ1Тема: «Рассказывание из личного опыта: «Л...

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возрастапосредством мнемотехники»...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине "Собака со щенками"»

Цель: продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине, развивать связную речь детей. Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный...