Комплекс упражнений для снятия мышечных зажимов у детей с нарушениями речи, имеющих стёртую форму дизартрии.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

Одной из причин формирования неправильного произношения является неумение ребенком управлять мышцами своего тела, речевым дыханием. Специальный комплекс упражнений поможет научить ребенка управлять теми мышцами, которые оказывают влияние  на его речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для снятия мышечных зажимов у детей с нарушениями речи, имеющих стёртую форму дизартрии

В мире мудрых мыслей звучит:

«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло»

«Самое лучшее наследство – воспитанность»

                                                                                    Протаргор

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.

                                                                                          Н.В. Гоголь

        Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, в том числе и звукопроизношения.

        

Управление мышцами тела.

        Дополнительными причинами формирования неправильного произношения является неумение ребенком управлять мышцами своего тела, речевым дыханием.

        Наша задача – научить ребенка управлять теми мышцами, которые оказывают влияние  на его речь, с помощью комплекса специальных упражнений.

В настоящее время всё больше  проблем дефектов  речи являют собой  конфликт внутри головного мозга, основанный на фобиях (страхах), зажимах. Это предопределило ввести в систему занятий дополнительные меры коррекционного воздействия.  

Известно, что все движения человека взаимосвязаны (и речевые в том числе), поэтому очень важным условием для развития правильного звукопроизношения является состояние  мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч и шеи). Зажатые мышцы передают своё напряжение  речевым мышцам, и органы речи оказываются неспособными к мелким, точным и тонким речевым движениям.

Возникновение избыточных мышечных напряжений всегда связано у ребенка с определёнными психологическими трудностями и проблемами (страхами, неуверенностью в себе). Сам склад характера ребенка – застенчивость, робость, повышенная эмоциональность, возбудимость, нервность создают для него тот неблагоприятный  психологический фон, на котором формируются мышечные зажимы. Перегруженность ребенка информацией, зрелищами усиливает его напряжение, которое опять же выходит наружу в виде всевозможных мышечных зажимов. Ребенку может передаваться и тревога окружающих. На него отрицательно действует неровное общение с ним.

От природы ребенок может быть очень подвижным, но  из-за напряжения мышц его подвижность  оказывается недостаточно координированной, угловатой и неуклюжей. Особенно сильно зажаты плечи, при этом они часто приподняты. Поэтому шея у ребенка тоже оказывается  напряженной, а также напряжены мышцы губ и щёк и вообще вся мимическая мускулатура. Зажатые плечи обязательно вызывают нарушение дыхания, оно становится поверхностным, ключичным, в то время как для речи нужно брюшное дыхание.

Попробуйте сами напрячь плечи, и вы сразу почувствуете исходную позицию со всеми зажатостями,  из которой ребенок чаще всего пытается говорить. Мышечные реакции возникают как ответ на психологическое неблагополучие (страх, например, даёт полное оцепенение )(с 34)

Ребёнка нужно научить избавляться от мышечных зажимов. Причём, ему бесполезно давать советы расслабить мышцы. Пытаясь это сделать, он только ещё больше напряжёт их от старания.

        Для снятия мышечных напряжений ребёнок должен обучится совершать конкретные движения  и действия, вызывающие состояния мышц, противоположные тем, которые у него есть (опустить плечи, закрыть глаза). Ребёнок будет пытаться делать эти действия с усилием (глаза – зажмуривать, плечи с нажимом тянуть вниз и т.д.). Поэтому  его нужно натренировать выполнять эти действия, «сбрасывая» при этом мышечные напряжения. Например, он должен не опустить руки или плечи, а «уронить»их, нижняя челюсть плотно прижатая к верхней, должна у него «отвалиться», а не просто открыться. За состоянием мышц ребёнка нужно следить  и в повседневной жизни, вовремя напоминать ему о необходимости «сбрасывания» напряжений, чтобы, в конце концов, этот навык сделался у него привычным

        Дыхание ребёнка нормализуется в результате общего мышечного раскрепощения, особенно по мере устранения зажатости плеч.

«Домашняя игротека» поможет родителям познакомиться с играми, игровыми упражнениями по формированию и закреплению у детей  правильного положения речевых органов  в  звукопроизношении.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  УЛУЧШЕНИЯ

ОБЩЕЙ ПОДВИЖНОСТИ РЕБЁНКА.

Направление

Упражнения

1.

Усиление мышечных напряжений

  • Поднять плечи – «уронить» их.
  • Раздуть шею – откинуть голову в сторону.
  • Втянуть голову в плечи – «уронить» плечи и откинуть голову в сторону.
  • Напряженно широко открой глаза – опустить глаза вниз, глаза отдыхают.

2.

«Сбрасывание» мышечных зажимов

  • Поднять руки ребенка, держа за запястья, потрясти ими над головой, а потом «бросить»   вниз.
  • Самостоятельно поднять руки вверх – «уронить» расслабленные руки под тяжестью собственного веса.
  • Поочередно «ронять» то правую, то левую руку

            (от плеча, от локтя).

  • Легко «свалить» голову вперед, назад и в стороны.
  • «Уронить» грудную клетку и плечи вместе с головой (как бы ссутулившись) вперед, в стороны.
  • Широко открывая рот «отвешивать» без усилия  нижнюю челюсть под собственной тяжестью.

3.

Полное расслабление

  • Взять кисть ребенка за запястье и немного потрясти – расслабить кисть, «отдать» её.
  • Поддерживая ребенка под мышки, предложить  ребенку повиснуть на руках логопеда, подогнув слегка ноги, но, не отрывая их от пола, свесив набок голову.
  • Предложить ребенку положить подбородок всей тяжестью  на тыльную сторону ладони логопеда. Одновременно покачать на своей руке голову ребенка.

4.

«Марионеточные» действия

  • Взять ребенка за плечи и раскачивать (вращать) его вправо-влево. Руки при этом как плети свободно болтаются вокруг тела.
  • Взять поочередно правую - левую руку ребенка выше кисти и поболтать в разные стороны его расслабленными  кистями

То же упражнение проделать   обеими кистями вместе.

  •  Ребенок должен открыть рот. Логопед постукивает его подбородок, от этого  

     его рот («клацает» при этом зубами) открывается и закрывается.

РЕЧЕВОЙ ВЫДОХ.

I. На фоне звука [Т]

  • Во время речи надо правильно выдувать изо рта воздух. И сейчас мы с тобой будем учиться делать это.
  • Сядь удобно, подними  плечи, ещё выше, теперь «брось».
  • Опереться локтями о стол и всем весом положить подбородок на руки (на тыльную сторону ладони)

- произносить звук (Т-Т-Т-Т), (Д-Д-Д-Д) с закрытым ртом, в форме

  правильного прикуса;

- лицо неподвижно, амимично;

- легко закрой глаза (на короткое время);

- почаще смотреть вниз и делать «ленивое» лицо.

  • Выдохни из груди весь воздух, произноси звук на остаточной маленькой порции воздуха
  • Воздух для произнесения звука надо брать не из лёгких, а изо рта

(Т-Т-Т – Т)…С

  • Звук произносить сначала шепотом, затем вынуть «подпорку» - руки

из-под подбородка

  • Если шея, плечи напряглись, снова подбородок на руки,
  • Т-Т-Т-Т..С:

- Следи, чтобы воздух проходил между зубами;

- почувствуй холодок на зубах.

  • При напряжении:

- восстановить речевое дыхание:  – после выдоха сквозь сомкнутые зубы всосать немного воздуха, его же выпустить наружу («процедить» сквозь зубы) т.е. «гонять» воздух со свистом туда-обратно;

- сосредоточься на движении воздуха, чувствуй холодок на зубах;

На фоне такого дыхания произносить звуки.

II.  На фоне звука [Д]

  • Т-Д-Т-Д; ТТ-ДД -  произносить попеременно (чтобы ни один мускул, глаза не дрогнули); произносить, прислоняя язык к зубам.
  • Воздух выдувать изо рта на ладонь.
  • Проверить на шее ребенка ладонью взрослого, на Т-Д… должна быть вибрация дрожания, а не каких-либо движений, толчков;
  • Звук Д произносить несколько длительно, появится [З].
  • Проверь:
  • Положить подбородок на руки
  • Урони плечи
  • Сделай ленивое лицо
  • Произноси Д-Д... низким голосом, как медведь (не громко)
  • При переходе на Ы – пошло нарушение речевого дыхания, зажать нос ребенку.

Важным психологическим аспектом во взаимодействии родителей с детьми является  эмоциональный настрой. Положительные эмоции у ребенка  формируются в  игре, где  он с интересом  осваивает необходимые позиции артикуляции. Игра не пустая забава, она нужна, чтобы научиться  произносить звуки.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • Увеличить амплитуду движений;
  • Уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
  • Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения

Когда мы слушаем певца или артиста разговорного жанра, нас порой удивляет, как свободно они чувствуют себя на сцене, как легко звучит и льется их голос и речь. Создается впечатление, что пение или реч...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».

Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для  детей 5-6 лет....

Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога в условиях ДОУ»

Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога в условиях ДОУ»...

3 кинезиологических упражнения для снятия мышечного стресса у детей

3 кинезиологических упражнения для снятия мышечного стресса у детей  https://www.youtube.com/watch?v=hMF9cUZxUhE...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШАЯ ГРУППА

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШАЯ ГРУППА...

Консультация для педагогов «Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» - современное, универсальное средство обучения детей с нарушениями речи»

     «Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании.  Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Профессиональные актеры ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...