Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Обувь».
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Попова Лилия Николаевна

Познакомить детей со значением слова-доминанты «Обувь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности    

по теме: «Обувь».

                                                                                                                               

Воспитатель

I   категории

Попова Лилия Николаевна

детский сад  № 134 «Веснушки»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Цель: Познакомить детей со значением слова-доминанты «Обувь».

Задачи:

  • Познакомить детей со словом-доминантой «Обувь»  и его понятийным содержанием (значением).
  • Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом  поле.
  • Формировать у детей умение самостоятельно моделировать семантическое поле  с  заданной  доминантой.
  • Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе отношений  «части-целое» видовых отношений, отношений  состояния,  качества, действия, функциональности.
  • Активизировать детей на освоение смысловых значений слов-доминантов  в словосочетаниях, предложениях, связанных высказываниях.
  • Формировать у детей умение составлять описательный рассказ по схеме-алгоритму.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки, умение договариваться, общаться.

Материал:  звуковое письмо  с ТЦ, мольберт, схема – алгоритм  для  составления описательного  рассказа, иллюстрации  обуви,  детали - части обуви;  микрофон,  медали, мяч,  ребус.

Символы  (мужская, женская, детская, домашняя, уличная, спортивная, зимняя, летняя,  демисезонная обувь), фишки к игре «Кто больше?», картинки обуви к составлению описательного рассказа.

Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, загадок о обуви, рассматривание картин с изображение обуви и деталей, познакомить детей с телепередачей  «Что,где, когда?».

Ход

Технологическая  карта  работы со словом-доминантой.

«Обувь»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Этап

Мотивационный

- Ребята, нам пришла видео-приглашение  с центрального телевидения,I канала, стать участниками игры «Что, где, когда?».

Дорогие ребята группы «Светлячок2.

Вы находчивые, умные, смелые ребята.

Мы приглашаем вас стать участниками игры

«Что, где, когда?»

- Но чтобы стать настоящими знатоками, надо очень постараться, ответить на сложные вопросы. Вы готов, дети?

- Вопросы этой игры посвящены теме, которую вы сможете отгадать решить ребус.

А        1

О       2

В       3

Д        4

Б        5

Э       6

У      7

Р       8

И       9

Ц     10

Ь      11

Я     12

2

5

7

3

11

- Правильно, эта тема «Обувь» (на экране телевизора появляется        ).

 

 

Дети принимают игровую  задачу.

Осознают поставленную задачу.

Дети отвечают.

Дети отгадывают «обувь».

II.Этап

Ознакомления

 - Ребята, как вы думаете, а что такое обувь?

 Педагог делает вывод: обувь часть - одежды человека, предназначенная  для  предохранения ног от вредных  внешних  воздействий.

Дети отвечают.

Включаются в деятельность по знакомству со словом-доминантой. Принимают  и осмысляют понятийное содержание слово-доминанты.

Дети получают вторую  

на экране ТВ.

III.Этап

Осмысления

Вид отношений: часть - целое

Дидактическая настольная игра «Собери предмет»

Цель: моделирование  семантического поля слова-доминанта «обувь» на основе  «часть – целое».

Интерактивная технология «Работа парах»

Сообщают имеющие у них знания для создания семантического поля на основе одного вида отношений.

Дети берут картинку с изображением обуви:

Сапоги – перед (носок), голенище, пятка), задинка, подошва. застёжка (молния), стелька.

Туфли – каблук, подошва, березы (боковая сторона туфель), союзка(верхняя часть обуви), язычок. стелька, носок, задник.

Кроссовки – подошва, березы, язычок, шнурки, союзка, задник. стелька, носок.

На  экране  появляется     .        

IV.Этап

Основной

Вид отношений – родовидовые отношения.

Педагог организует дидактическую игру «Обувной магазин».

Цель: моделирование детьми семантического поля слова-доминанты «обувь» на основе родовидовых отношений.

Интерактивная технология «Дерево знаний».

Педагог предлагает  детям расставить картинки с изображение обуви на витринах магазина,  вспомнив что, обувь бывает разная, её можно различать  потому, кто её носит, когда её носят и где её носят.

На экране появляется        .    

Сообщают имеющиеся знания, знания представления о слове – доминанте.

Участвуют в моделировании семантических полей (размышляют, рассуждают, обосновывают).

 

Дети берут  картинки, с изображением обуви с дерева –знаний, соотносят с символами:

мужская, женская, детская, домашняя, уличная, спортивная, зимняя, летняя, демисезонная.

Вид отношений – отношения качества.

 Дидактическая словесная игра «Разная обувь»

Цель: моделирование детьми семантического поля слова-доминанты «обувь»  на основе отношений по качества.

 Интерактивная технология  «Хоровод».

Педагог предлагает детям обследовать относительные прилагательные: из стекла – стеклянные, из глины - глиняная и т.д.

На экране появляется        .    

Дидактическая словесная игра «Подбери признак».

Цель: моделирование детьми семантического поля слова-доминанты «обувь» на основе отношений состояния.

Интерактивная технология  «Карусель».

Дети строятся в два круга: внешний и внутренний. Детям во внутреннем круге раздаются   картинки с изображением обуви. Дети внешнего круга называют слова- признаки(какя бывает обувь?). По сигналу педагога дети меняются местами: сапоги – чистые, грязные, новые, удобные и т.д.

На экране появляется       .    

Вид отношений - отношения действия.

Дидактическая словесная игра «Кто больше?»

Цель: моделирование детьми семантического поля слова–доминанты «обувь» на основе отношений действия.

Интерактивная технологии «Корзина идей».

 

Вид отношений-отношении функциональности.

Дидактическая игра «Подбери пару»?

Цель: моделирование детьми семантического поля слова - доминанта «обувь» на основе отношения функциональному признаку.

Интерактивная технология «Цепочка».

Педагог называет предметы одежды. А дети подбирают обувь. Которую можно обуть с этой одеждой:

- Что можно одеть с платьем?

- Что можно одеть со спортивным костюмом?

- Что можно одеть с шубой?

- Что можно одеть с бирюками?

- Что можно одеть с шортами ?

- Что можно одеть с сарафаном?

Дети называют слова-действия, правила ухода за обувью (чистить, сушить, мыть, ремонтировать, хранить, покупать, полировать и т.д. , фишки кладут в корзину идей.

На экране появляется      .      

Дети подбирают картинку к своему ответу и ставят её на мольберт, образуя цепочку из картинок.

туфли,

кроссовки,

сапоги, валенки,

ботинки,

шлепки, сланцы,

босоножки.

На экране появляется     .  

V.Этап

Итоговый

 ( рефлексивный)

Речевая ситуация общения: придумать рассказ с использованием одного из видео слова-доминанты «обувь».(сапоги, кроссовки, босоножки, туфли, сланцы – по выбору детей)

Педагог предлагает детям употреблять слово – доминанту в составлении описательного рассказа (от первого лица), используя схему – алгоритм, организовать игру «Рекламное агентство».

-Ребята, мы много сегодня говорили о разных видах обуви. А теперь прорекламируйте ту обувь, которая вам нравиться, используя схему для составления рассказа:

- название вида обуви,

- цвет обуви,

- материал изготовление обуви,

- кто носит обувь?

- для какой погоды эта обувь?

- как ухаживать за обувью?

Педагог вместе с детьми подсчитывает количество       . Поздравляет детей с тем, что они стали настоящими знатоками, дарит каждому медаль с изображение мудрой совы.      

Дети составляют описательный рассказ по алгоритму.

Дети участвуют в обсуждении смысловой

стороны слова-доминанты и слов семантического поля.

Например: Мне нравятся сапоги. Мои сапоги красного цвета. С синими полосками. Они сделаны из резины. У сапог есть голенище, носки, подошва, каблук. Они детские. Резиновые обувь нужно хорошо просушить после носки.

За ответы на экране  появляется       .        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно образовательной деятельности на тему: «Вся правда о шоколаде» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие»  «Социально-коммуникативное»  «Художественно – эстетическое»Возраст детей: 6- 7лет, подготовительная к школе группа.Формы непоср...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: §     Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Обувь».

Конспект совместной деятельносит педагога и детей по развитию речи. Знакомство детей с малыми фольклорными формами, загадками.  Побуждать детей самостоятельно придумывать загадки по предложенному...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Зайка в гостях"по образовательной области "речевое развитие"(для раннего возраста)

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Зайка в гостях » Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей;Закрепление знаний детей об игрушке...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Котик в гостях у ребят"по образовательной области "физическое развитие"( ранний возраст)

Конспект  занятия по физическому развитию в группе раннего возраста «Котик в гостях у ребят»Конспект открытого занятия по физическому развитию в группе раннего возраста «Котик в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...