Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’]
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель:

- ознакомить детей с одним из видов природных ископаемых (минералы);

- упражнять в составлении рассказа-описания по схеме.

- продолжать развивать артикуляционный аппарат;

- закреплять в речи детей звуки [Р] - [Р’] в слогах, словах, предложениях, связной речи;

- развивать фонематический слух;

- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память);

- развивать общую и мелкую моторику.

- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство сопереживания умение работать в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_i_differentsiatsiya_zvukov_r.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек»

Литературный вечер

«Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’]»

в группе старшего дошкольного возраста

«Звездочки»

                                                   Воспитатель: Герасичик Р. Г.

г. Сургут

2016 год

ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’]»

Дата проведения: 21.04.2016

Кол-во воспитанников: 16

Цель:

- ознакомить детей с одним из видов природных ископаемых (минералы);

- упражнять в составлении рассказа-описания по схеме.

- продолжать развивать артикуляционный аппарат;

- закреплять в речи детей звуки [Р] - [Р’] в слогах, словах, предложениях, связной речи;

- развивать фонематический слух;

- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память);

- развивать общую и мелкую моторику.

- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство сопереживания умение работать в коллективе.

Конспект занятия

1 Организационный момент.

Ребята вы любите ходить в гости? Узнать у каждого ребёнка к кому он любит ходить. Мы сегодня с вами отправимся погостить, а к кому вы должны угадать, послушав мою загадку.

У МЕНЯ НЕТ РУК И НОГ,

САМ Я ТОНКИЙ КАК ШНУРОК.

ДЛЯ ЛЮБОГО РЫБАКА

Я НАЖИВКА ДЛЯ КРЮЧКА.

                                         (ЧЕРВЯК)

Молодцы угадали. Это червяк, но не простой, а дождевой зовут его Корней Корнеич.  Ребята, а что вы знаете о дождевых червяках? (Где они живут? Чем питаются? Какую пользу приносят людям?) Вот и Корней Корнеич  живет под землей, он любит и умеет рыть тоннели, может починить любой сложный механизм, в его норе хранится много совершенно удивительных вещей.  А каких, мы с вами сейчас узнаем. Ну, что отправляемся в путь.

(Дети пролезают через обруч).

2  Артикуляционная гимнастика.

Ребята смотрите вот и Корней Корнеич, он так похож на шахтёра. А кто такие шахтёры? (Люди, которые работают глубоко под землёй). Какие инструменты им необходимы для работы?

Лопата - «ЛОПАТОЧКА»; Молоток  - «МОЛОТОЧЕК» ими они стучат как дятлы  - «ДЯТЕЛ»;  надевают на голову каску, как шляпки у грибов – «ГРИБОЧЕК», а ещё мы можем услышать мотор отбойных молотков «МОТОР». Большой молоток работает  РРРРР (какой звук издаёт большой молоток - твёрдый), а маленький молоточек  РЬ РЬ РЬ (мягкий). Молодцы!

3 Характеристика звука.

Давайте вспомним, в каком положение находятся губы при произнесение звуков [Р] - [Р’]? Где находится язык? Что происходит с язычком? (дрожит-вибрирует)  Какой звук [Р] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синем кружком, а звук  [Р’]- согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным кружком. Чем звук [Р]  отличается от [Р’] ?

Ребята смотрите Корней Корнеич улыбается, вы так много рассказали ему о звуках Р и РЬ, ему захотелось познакомить вас со своими друзьями червячками  (детям предлагается пройти на ковёр, сесть в кружок).

4  Выделение звуков [Р], [Р’] среди других звуков.

Смотрите сколько их, и все такие разные (круглые, пластмассовые, спиральные, деревянный, прямые, поролоновые). Давайте мы поиграем с ними – игра «Червячки». Я вам буду называть звуки. Если вы слышите звук [Р], тогда берёте круглого червячка и разворачиваете его, если  [Р’] тогда берёте прямого и  сворачиваете, если любой другой звук то тогда берёте поролонового или деревянного червячка и катаете им по ладошкам. Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше (детям предлагается сесть за столы).

5  Выделение звуков [Р], [Р’] в слогах.

Ребята смотрите, на двери весит замок. Чтобы попасть в следующую комнату  нужно найти ключ. А для этого вам необходимо поймать слоги со звуком [Р]  и [Р’]. Игра «Весёлые ладошки»  (детям предлагается поймать слоги, хлопнув в ладоши, со звуками [Р], [Р’] из ряда слогов). Молодцы! А вот и ключ.

6  Выделение звуков [Р], [Р’] в словах, дифференциация звуков.

Смотрите Корней Корнеич одел свою каску, наверное, он собрался добывать драгоценные камни. Люди, какой профессии добывают драгоценные камни, самоцветы? (геологи, шахтёры), а где они их добывают? (в шахтах, на поверхности земли). Вот и мы с вами поможем Корней Корнеичу добыть немного камней. Но сначала  мы рассмотрим эти камни, вспомним их название. (Рубин, изумруд, бриллиант, сапфир, бирюза, янтарь). Какой мы слышим звук в слове? (твёрдый, мягкий). Где находиться звук [Р], [Р’]? (в начале, середине, конце слова). Игра

«Лунтик» - развивающие занятия для малышей (далее детям предлагается отправиться в следующий тоннель – пройти на ковёр).

7 Физ. Минутка.

Песенка Е.Железновой «Раз, два, три». Все червячки убежали от вороны? (детям предлагается пройти за столы).   

8 Автоматизация звуков в предложениях.

Давайте мы посчитаем, сколько червячков убежало.

От вороны уполз один червячок. От вороны уползли два червячка. От вороны уползли три червячка и т.д.  (четыре червячка, пять червячков, шесть червячков, семь червячков, восемь червячков, девять червячков, десять червячков). Молодцы! Теперь нам пора возвращаться на поверхность земли (детям предлагается пройти через обруч).  

9 Автоматизация звука в связной речи.

Ребята вам понравилось у Корней Корнеича. Он решил подарить вам на память свои фотографии. Расскажите, какой Корней Корнеич на ваших фотографиях.  А чтобы ваш рассказ получился  интересным, я вам раздам вам волшебные карты (схемы). Дети составляют рассказ-описание.

Итог: Вы такие молодцы. И с этим заданием справились. Фотографии Корнея Корнеича вы можете забрать себе, а дома рассказать мамам и папам где вы сегодня были. А ещё я попрошу вас нарисовать дома,  камень, который вам больше всего понравился. С помощью родителей написать его название, и цветовой схемой обозначить твёрдость или мягкость звука [Р].

На сегодня наше путешествие завершено, до свидание ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']»   служат  до...

«Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков»

Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков помогают формировать и стимулировать у детей речевые высказывания, разнообразить учебный процесс, п...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...