"Моему любимому городу Нижневартовску юбилей"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Попова Светлана Геннадьевна

 

Проблема:

Воспитание патриотизма, чувства гордости и любви к своему городу у детей старшего дошкольного возраста.

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Знайки», музыкальный руководитель, воспитатели,  родители.

Возраст участников проекта: 6-7 лет

Тип проекта: краткосрочный, групповой, практико-ориентированный.

Форма организации: образовательные ситуации и занятия, экскурсии. праздники, развлечения, беседы.

Гипотеза проекта: в результате целенаправленной работы по расширению знаний детей о  своём родном городе, осуществляется приобщением дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Воспитывается любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Актуальность: Каждый человек имеет свою малую родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально – нравственного развития личности необходимо  получение детьми знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее  будет становиться ему Родина, Россия.

Предполагаемый результат: воспитывать патриотические чувства у детей, актуализировать знания о родном городе. Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Найти интересную информацию  по теме: Улицы нашего города. Подобрать фото родного города для сопровождения рассказа.

Цель:

Формирование познавательного интереса к родному городу, повышение интереса к  его истории и культуре.  Воспитание у детей патриотических чувств, осознание себя гражданином родного города, любви к Отечеству, к городу, в котором живем, гордости за его культуру. Формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Вызвать чувство восхищения его красотой.

 

 

Задачи:

1.     Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу; чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Нижневартовска.

2.     Расширять представления детей о достопримечательностях родного города

3.      Воспитывать  в детских душах любовь к родному дому, семье, городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

4.Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами знаменитых людей Нижневартовска, их достижениями.

5. С помощью родителей и педагогов познакомить детей с   достопримечательностями города  Нижневартовска.

6. Учить отражать впечатления об услышанном и увиденном в рисунках и рассказах.

7. Развивать все компоненты устной речи детей  различных формах и видах детской деятельности

8.Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество.

9. Побуждать детей к положительным поступками делам.

 

Модель трёх вопросов

 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать для того, чтобы узнать?

1. Название родного города

2. Название детского сада, который посещаем.

3. Улицу, на которой живём.

 

 

 

 

 

1. Памятники культуры города

2. Профессии людей, работающих в городе.

3. Адрес, где живём и детского сада.

4. Основателей города, знать знаменитых людей города., их достижения.

1. Спросить у взрослых.

2. Прочитать  и рассмотреть книги.

3. Посмотреть фильм о  Нижневартовске

4.  С родителями пройти по известным местам города.

5. Рассматривание альбома, открыток о Нижневартовске.

 

 

 

Подготовительный этап:

1.     Планирование проекта

2.     Анализ предметно – развивающей среды в группе

3.     Подбор методической литературы по теме

4.     Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры)

5.     Подбор литературно – поэтических произведений о городе в книжном уголке. Подбор  репродукций картин, открыток, фотографий с видами Нижневартовска.

6.     Подбор материала на тему: «Профессии города»

7.     Создание аудио фонотеки (подбор музыкальных произведений: классическая музыка, песни о городе)

8.Договориться с родителями о том, чтобы они приняли участие в сборе материала о городе.

9.Подготовить наглядный материал для бесед и занятий о родном городе, художественную литературу для чтения детям.

Работа с родителями.

 10.Изготовить ширму для родителей по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?», плакаты «Мой любимый город», «Читаем детям» перечень рекомендуемой литературы о родном городе.

11.Консультации «Рекомендации по проведению экскурсий выходного дня. Папки -  передвижки «Историческая справка. Это интересно знать" (по темам изучения с детьми)  Организация выставки совместных творческих работ детей  родителей     «Подарок любимому городу»

 

 

 

Реализация проекта

 

Теория

Деятельность детей

Сроки

Образовательная область «Познание»:

1.«Дом, в котором мы живём»

 

2.«Город, в котором мы живём»

 

3.«Наш город» (развитие речи)

 

4.Беседа о родном городе ( Н. Алёшина «Патриотическое воспитание», с 12)

 

5.«Улицы нашего города»

 

5.Рассматривание иллюстраций о городе

 

6. Рассматривание открыток с достопримечательностями нашего города

 

7. Беседы с бабушками, дедушками о строительстве нашего города

 

8. «Наш город и его транспорт» (занятие позн.) (Д/в №7 2007 стр. 108)

 

9. Экскурсия с родителями на праздник «Дружбы народов»

 Образ область: Коммуникация

10. Беседа «Как мы бережём родной город», «Все работы хороши…» Правила культурного поведения в общественных местах», «Как вести себя  музее».

11. Целевая прогулка «Благоустройство дворов», Алёшина , стр. 11

12.Составление рассказов о достопримечательности города

13.Интервьюирование детей «За что я люблю свой город», «Что такое Родина?»

13. Экскурсия в библиотеку, Презентации «История рождения нашего города»

Кукольный спектакль  « Рассказ коренных народах»

 О.О. Коммуникация:     Игра:

1 «Путешествие в играй - город»

Скоролупова  игра, как праздник»

стр. 16.

  С/р игра Путешествие по любимому городу.

 

2.Игры со строительным материалом, конструктор  «Лего»: «Моя улица»

 

3.Конструирование: «Мой дом» , «Мой город», «Детский сад»

О.О.  Художественно - эстетическая деятельность

4. Лепка «нефтяник»

 

5. Рисование «Дома, украшенные к празднику»

 

6. Рисование «Ночной город»

 

7. Аппликация «Мой любимый город»

 

8. Д/и «Прогулка по любимому городу.» Разрезные картинки С 68.,

Н/Печатные игры: Составь из пазлов карту  Ханты Мансийского округа

Д/и «Что построил архитектор»

  Совместно с родителями «Собери картину» 

9   Рисование. Совместно с родителями «Моя улица, мой дом»

О.О. «Здоровье»

Пальчиковые гимнастики

 

13.02

 

14.02

15.02

 

 

16.02

17.02

 

20.02

 

21.02

 

 

22.02

27.02

28.02

 

1.03

2.03

3.03

 

8.03

7.03

 

9.03

8.04

 

2.03

3.03

6.03

 

 
Оразоват. Область Развитие речи. Чтение, заучивание:

1.П. Воронько «Лучше нет родного края»

2. Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»

3. О. Высотская «Смотрите, весь город украшен» (зауч-е)

4. Л.Мокрушина «Книжка про любимый город, воздух, воду, леса, и другие чудеса»

5.Чтение стих-я «Люблю свой город»

 

6.Работа в книжном уголке: «Главные достопримечательности родного города»

 

7. Чтение  Ю.Николаев «Самотлор»

8

 О.О Физическое развитие Подвижные игры:

1 «Оленьи упряжки»

 

2. Найди свою улицу», стр. 56.

 

3. Через болото»

 

4.«Хейро»

 

Конкурс чтецов о любимом городе

 

 Презентация  «Мой любимый Нижневартовск , Мой край»

1.03

2.03

3.03

6.03

7.03

7.03

9..03

 

9 .03

 

2.03

1.03

3.03

 

 

1.03

Презентация проекта: Развлечение «Люблю свой город..»

 

9.03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация результатов проекта

«Мой город»

С детьми подготовительной группы

Программное содержание: Закрепить понятие малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке. Произведениях изобразительного искусства. Воспитывать  эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю. Закрепить достопримечательности города, активизировать речевой материал.  Формировать коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы, излагать свои мысли последовательно, образно.

Развивать творческие способности, проявление эмоций, чувств

Воспитывать чувство патриотизма.

Материал: выставка плакатов, газет, альбома, разрезные картинки достопримечательностей города, макета улицы

 

Ход развлечения

Входят дети в зал. Звучит музыка «Самотлорский вальс»

Вос-ль: Ребята, о чём прозвучала эта мелодия?

Дети: О нашем городе

Вос-ль А как называется наш город?

Дети: Нижневартовск.

Вос-ль: Что мы называем Родиной? (место где родились, живем, ходим в детский сад) послушайте стихотворение о Родине.

Что мы родиной зовем, дом, где мы с тобой растём и берёзки у дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живем …..

Вос-ль: Место, где мы родились и есть Родина Мы любим наш дом , нам хорошо среди друзей Недаром говорится : «Всяком мила своя сторона» Какие еще пословицы и поговорки вы знаете? (Кто где родился. Там и пригодился. Дома и стены помогаю. Своя земля и в горсти мила. Родная землица и во сне снится)

Вос-ль: Ребята, вы любите свой город? Посмотрите у меня в руках сердечко. Передайте его друг другу с добрыми словами  о нашем городе. Наш город Нижневартовск, какой он? (красивый, молодой, весёлый, дружный, спортивный, любимый….) Послушайте какими красивыми словами поэт описал наш город:

Вос- ль: На берегу реки Сибирской. Расправив крылья в небеса, стоит наш город Нижневартовск и хорошеет на глазах. Любимый город Нижневартовск ты год от года всё милей. И купол храма золотого благославляет труд людей.

Свой родной город нужно не только любить, но и хорошо его знать. В какой части России  расположении он наш город? (Западная Сибирь)

Вос-ль: На берегу какой реки  он находится? (Обь) Мы с вами часто ходим на экскурсии. со своими родителями вы бываете в разных красивых местах города

 И сейчас мы расскажем о нашем городе.

Во-ль: У каждого города есть своя символика – это флаг герб и гимн (слайд 1) у нашего тоже есть. Посмотрите, что изображено на нашем флаге и гербе?

Дети: ель, рыба

Вос-ль: это означает, что наш город славится рыбным промыслом. Ребята, а где мы ловим рыбу?

Дети : На реке Обь и озерах окружающих наш город.

Вос-ль: Наша река известная в Сибири. Про неё сложены стихи и песни, давайте послушаем стих –е о реке ( стих –е )

Ребенок: Люблю я реку Обь – великая река. Прожил на берегах ее я много лет, в низовьях она очень широка. В Обской губе, пожалуй. шире нет. Я много плавал по Оби. И вверх и вниз. На лодках. катерах и пароходах, я видел берега крутые как карниз, купался очень много в этих водах.

Вос-ль: А теперь послушайте песню о нашей реке (слайд 2 с песней «Обь – река». Исполняет Татьяна Снежина)

 Дети читают строки из истории Нижневартовска:

 

1 реб Помнят деды старожилы, как в былое время жили

Как в тайгу через болота уходили на охоту.

 

2 реб А старики и деды ловили рыбу в сети

         Дрова горели в печке, в домах светили свечки.

 

3 реб: Машины на бензине, тут не было в помине.

         Но вот геологи пришли, на  Самотлоре нефть нашли.

 

4 реб.: И построили здесь город, он конечно очень молод.

  Нижневартовском зовут его люди.

 

5 реб: В нём живут добрые и смелые нефтяники умелые

Здесь родились и мы с тобой и он для нас наш дом родной.

 

6 реб На берегу реки сибирской, расправив крылья в небеса

Стоит наш город Нижневартовск и хорошеет на глазах.

 

7 реб. :Любимый город Нижневартовск ты год от года всё милей

И купол храма золотого благославляет труд людей.

 

Песня: На мотив «Оранжевое небо»

Вот уж, сколько дней подряд я рисую город.

Нижневартовск милый наш, ты нам очень дорог.

Я раскрашу дом и двор, и качели и забор…

Пр : Зелёные деревья и голубое небо, оранжевое солнце,

Что каждый будет рад. И улицу, и скверик и зданья, и проспекты

Девчонок и мальчишек и наш любимый сад.

 

Вос-ль: Ребята, сейчас наш город превратился в большой современный  и сейчас мы отправимся на экскурсию по городу.. Занимайте места в автобусе, экскурсоводом позволите стать мне? А кто такой экскурсовод?

Дети: человек, который рассказывает об истории и достопримечательностях города

.Вос-ль: И вот наша первая остановка: (Драматический театр слайд 3)

Вос-ль: Давайте послушаем стихотворение о нашем театре.

Ребёнок: Театр – это мысли свободный полет. Театр – здесь фантазия щедро цветет. В театре сердец расплавляется лёд . И чудо рождается здесь с третьим звонком!

Вос-ль: Наш театр называется драматический. В 1985 году Наталья Ивановна Наумова создала в городе Нижневартовске театр-студию «Скворечник», из которой ведет своё начало Городской драматический театр. На профессиональную основу театр перешёл через 10 лет, когда появился стабильный репертуар и сформировалась труппа актёров.

Вос-ль: Ребята, вы хотите зайти за кулисы и посмотреть, как артисты готовятся к выступлению (заходит Аленушка из сказки «Гуси –лебеди» и играет в музыкальную игру «Если весело живётся, то делай так..»    Вам понравилась игра? (Да)

Вос-ль: Хорошо. Садимся в автобус и едем дальше ! Следующая остановка (2я) – памятник покорителям Самотлора

 (слайд 4) Да мы приехали к Памятнику покорителям Самотлора. Он построен в 1987  году (архитекторы Ю.Кожина и И Василенко. Скульптор И. Костюхин) 12 метровая бронзовая фигура рабочего. Стоящая на 10 метровом пьедестале из гранита. В поднятой вверх руке рабочий держит чашу, в которой зажжён вечный огонь

.Вос-ль: Ребята, кому посвящается этот памятник?

Дети: Нефтяникам

Вос-ль Ребята, давайте с вами поиграем!

Игра «Нефтяник» и «Что делают из нефти?» целью игры является закрепление знаний о профессии нефтяника и полезных ископаемых. Теперь давайте поедем дальше,  вот мы приехали к следующей остановке и это остановка (3 остановк) (слайд 5)

Дети: Мемориал «Звёзды Нижневартовского  спорта»

Вос-ль: Молодцы! Мемориал представляет собой полый металлический шар диаметром 6  метров  и весом 6  тонн . установленный на свайно- бетонном основании. На поверхности шара, изготовленного из нержавеющей стали, нанесены  контурные  изображения континентов земного шара. По центральной окружности  шара расположена надпись «Звезды Нижневартовского спорта» Ниже надписи в 3 ряда располагаются 48 металлических звёзд: большие, средние , малые.. На звёздах написаны имена и фамилии известных спортсменов и людей, внесших существенный вклад в развитие спорта в Нижневартовске.

Вос-ль: Давайте, мы вместе с вами, как спортсмены, позанимаемся!

Физминутка: Мы по городу шагаем , много видим , называем: Светофоры и  машины. Ярмарки и магазины, скверы, улицы, мосты и деревья и кусты.

Вос-ль: Позанимались,  поехали дальше. Кто скажет, какая у нас остановка?  (4я остановка) (6 слайд)

Дети: Мы приехали во дворец искусств.

Вос-ль: Да, Дворец искусств и прилегающая к нему площадь со скульптурами  и светомузыкальным фонтаном является одним из любимых мест отдыха горожан и гостей города. Здесь проходят городские праздники, массовые гуляния и другие  культурно-досуговые мероприятия. «Дворец искусств», ведущее учреждение культуры города. Ребята, как вы думаете, чем занимается наш «Дворец искусств»?

Дети:  Во «Дворце» готовят артистов

Вос-ль: Ребята, кроме артистов там готовят и музыкантов. Наши дети, когда побеждают на «Родничках» тоже выступают там на гала концерте. (Слайд  7 выступления)

Вос-ль: ну вот ребята, мы с вами закончили нашу экскурсию. Садимся в автобус и едем в свой садик, поиграем в игры: «Быстро ответь» Какие спортивные комплексы есть в нашем городе? Как называется детский театр кукол? Как называется площадь в центре города? На каком транспорте можно  попасть в наш город? Куда прибывает поезд? Приземляется самолёт?

Названия каких улиц  нашего города вы знаете? Как называется самая длинная улица нашего города? Какие общественные здания есть  в нашем городе?  И так мы вернулись в детский сад!

 

Вос-ль: А сейчас поиграем  в игру: «Я иду, шагаю по Нижневартовску»

Путь к заданию лежит через обруч, в него нужно пролезть  и ответить на вопрос.

Что это?

Чапаева – улица

Победы – проспект

Комсомольский – бульвар

«Барабашка» – кукольный театр

Обь – река

«Банана мама» –Детский магазин

Кино – танк – кино

«Мир» - кинотеатр

«Алеша» памятник героям Самотлора

«Золотой петушок» - Д/сад

«Олимп» дворец спорта

«Чебурашка» -д/магазин

«Славянский двор» - магазин

Аэропорт – дом для самолётов

 

Вос-ль: А что нужно делать людям Нижневартовцам, чтобы город был ещё красивее, чище?

Дети: не сорить, сажать деревья, цветы.

Правила настоящего горожанина:

Настоящий гражданин не будет:

-Людям досаждать, дом и город обижать

- на стенах буквы рисовать,

- громким голосом кричать,

- дверь ногою открывать

-в лифте кнопками играть!

 

Вос-ль: что вам запомнилось больше всего на нашей экскурсии?

 Дети: наш город Нижневартовск – это наша малая Родина, самое родное место на земле!

Вос-ль: Вот такой замечательный город наш Нижневартовск, которому 9 марта день рождения 45 лет и вы дома или в  д/саду нарисуете достопримечательности нашего города.

.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой любимый город-Нижневартовск"

Цель проекта: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств,осознание себя гражданином страны и родного города....

Творческий проект в подготовительной группе к юбилею города: «Ангарск – любимый город»

Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств в  процессе знакомства с родным городом, и любви к родному краю, расширение кругозора....

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ К ЮБИЛЕЮ ГОРОДА «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД НОВОКУЙБЫШЕВСК!» 2016 ГОД.

Музыкально-литературная викторина направлена на воспитание любви к родному городу, стремление изучать родной край; вызвать у детей чувство гордости за свой город, за свою страну....

Конспект НОД «История основания моего любимого города"

Конспект НОД «История основания моего любимого города»Задачи:•        Активизировать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста и повышать интер...

"Мой любимый город Нижневартовск"

Занятие построено в игровой форме "Путешествие", в котором они знакомят сказочного персонажа со своим любимым городом....

Мой любимый город Нижневартовск

Материал представляет собой знакомство детей с достопримечательностью города....