НОД По развитию речи для детей подготовительной к школе группы "Мы - россияне"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сидорова Людмила Федоровна

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема "Мы - россияне".

Расширение знаний детей об отдельных регионах страны (Сибирь, Урал, Поволжье).

Закрепление названия  некоторых городов (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Волгоград и др.); рек России (Волга, Амур, Обь, Лена и др.), её природных богатств (самоцветы, малахит), а также народностей нашей многонациональной страны (татары, буряты, якуты, калмыки, карелы, осетины и др.).

Формирование музыкальной культуры посредством расширения представлений детей о русском фольклоре, обычаях и традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_rossiyane.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - детский сад № 46 «Мотылёк»

посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области

(МБДОУ ЦРР - детский сад № 46 «Мотылёк» п. Монино ЩМР МО)

141170, Московская область, Щёлковский р-н, п. Монино, ул. Маслова, д. 10, тел.8-496-259-18-44  

e-mail: mbdou46@yandex.ru    ОГРН 1125050003242, ИНН/КПП 5050096875/505001001

                        

                                «Мы – россияне»

(НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы)

                                                                        Воспитатель

                                                Сидорова Л.Ф. - высшая квалификационная категория

                                

п. Монино.  29. 03. 2017г.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Мы – россияне» для детей подготовительной к школе группе.

Цель: Расширение представлений детей о России – как о родной стране.

Задачи

Образовательные:

  • Расширение знаний детей об отдельных регионах страны (Сибирь, Урал, Поволжье).
  • Закрепление названия  некоторых городов (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Волгоград и др.); рек России (Волга, Амур, Обь, Лена и др.), её природных богатств (самоцветы, малахит), а также народностей нашей многонациональной страны (татары, буряты, якуты, калмыки, карелы, осетины и др.).
  • Формирование музыкальной культуры посредством расширения представлений детей о русском фольклоре, обычаях и традициях.

Развивающие:

  • Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
  • Развитие интереса к познанию истории российского государства.

Воспитательные:

  • Воспитание  патриотические чувства, любви к Родине; гордости за свою страну.
  • Формирование дружеских взаимоотношений между сверстниками, умения работать в коллективе.

Речевые:

  • Совершенствование  умения образовывать однокоренные слова при помощи морфем (значимых частей слова) – приставок, суффиксов, окончаний (родина, родной, родители, родственник, родословная и др.)
  • Расширение словарного запаса путем развития умения подбора слов, близких по значению (синонимов).
  • Совершенствование диалогической формы речи.

Ход занятия:

Дети заходят под музыку группы «Непоседы» - « Россия».

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово - «Россия»! А мы с вами, граждане России - россияне!(стих Сережа Гусаков «Россия, Россия …»)

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье - с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!

Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? 
Дети: то место, где человек родился.
Воспитатель: какие слова родственные слову родина вы знаете?
Дети: родители, родной, родник, родословная, родня, родинка, родственник.

(ответы детей)

 Читают стихотворение о Родине:  «Родина»  (Варя О.) 

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки.

Родина у каждого человека одна. Послушайте стихотворение о Родине.

(Даща Щ. «Какая наша Родина?»)

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Воспитатель: - Вы должны сказать как можно больше хороших, красивых слов о Родине. Родина, какая?

Дети: - Милая, любимая, большая, необъятная, красивая, дорогая, сильная, могучая, славная, прекрасная, богатая.

Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире! - Чем богата наша страна? (иллюстрации гор, рек, равнин России).

Природа нашей страны прекрасна и величава. В ней много лесов,  широких рек, глубоких чистых озер и высоких гор.(показ слайдов).

-На севере нашей страны есть холодные края, где вечная мерзлота, лежит снег. Какие животные и птицы там водятся? (белые медведи, белые совы и волки, песцы, северные олени, овцебыки и др.)

- А в теплых краях  - ласковое море, солнышко, буйная зелень, растут арбузы и виноград, чай , фрукты и овощи. Природа России очень богата и разнообразна. (показ слайдов).

Воспитатель: -Какие горы разделяют европейскую часть России от азиатской?

 Дети : Уральские горы .

Возвышаются в нашей стране Уральские горы.

Воспитатель: -Чем они богаты? (Они богаты самоцветами, малахитами.)

Воспитатель: Какой писатель писал о них?

Дети: О них писатель Павел Бажов сложил сказы, которые мы  уже знаем - про Хозяйку Медной горы, про Серебряное копытце.

Воспитатель: Какой край находится за Уралом?

Ребенок: За Уральскими горами располагается удивительный, богатейший край – Сибирь.

Воспитатель: Природу там можно назвать могучей и обильной; широчайшие реки и огромная зеленая тайга. Ребята, а что такое тайга?

Дети: Тайга – это густой лес из сосен, елей и лиственниц.

 Воспитатель: Растет там и кедр, прекрасное благородное дерево. Это оно одаривает нас шишками с вкусными кедровыми орешками. Тайга тянется на сотни километров. Там водится много животных. (слайды)

Воспитатель: Какие самые известные животные обитают в тайге? (медведи, белки, рыси, росомахи, кабарги, бурундуки и др.)

Воспитатель: Во всем мире известен сибирский соболь. А в дальневосточной тайге водится даже тигр.

Воспитатель: Какое озеро известно во всем мире? (Озеро Байкал).

 Воспитатель: В Восточной Сибири располагается озеро Байкал, самое глубокое и чистое озеро на планете. Местные жители называют его морем, хотя вода в нем пресная. Со всего мира приезжают люди посмотреть на прекрасную природу Байкала.(слайды)

Воспитатель: Здесь устраиваются  праздничные гуляния, пляски, слышатся веселые напевы, водят  хороводы, прыгают через костер, играют в лапту, горелки,  показывают свою силу, удаль, ловкость и сноровку. Мы тоже поиграем  в игру народов Сибири.

Игра заря заряница

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Воспитатель: Тринадцать морей и два океана омывают Россию.  Вспомним реки России. Как их много. Какие они разные! У каждой свое название. Может быть вы знаете какие–то из них (ответы детей: Амур, Ока, Лена, Обь, Ангара, Кама, Волга).

Воспитатель: Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная , как море полноводная…» О какой реке так говорится?  Люди ласково называют её Волга -матушка. Многие реки и речушки текут к Волге, несут ей свои воды. Волга – мать русских рек.

  • Какие города стоят на берегах Волги? (На берегах Волги стоят города  Ярославль, Кострома, Волгореченск, Заволжск,  Чкаловск,  Нижний Новгород,  Чебоксары, Новочебоксарск, Волжск, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Сызрань, Балаково, Вольск, Саратов, Волгоград, Ахтубинск, Астрахань).Более 60 городов.

Воспитатель: В России свыше тысячи городов, много сёл, деревень. Вот некоторые города России (показ слайдов).

- Какие ещё города вы знаете?

Воспитатель: Какой город является столицей России?(дети: Москва).

-Какая главная площадь в Москве?

 -Где работает правительство и президент страны?

- Как зовут нашего президента?

  В Кремле также находятся древние святыни – Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, а  также Оружейная палата, Царь – пушка и Царь – колокол. (показ слайдов)

-А какой город раньше был столицей России?(показ слайдов)

- Кто построил Санкт –Петербург?

- Город очень красив. Его называют северной Венецией, потому что в нем много каналов. Это город музеев. Его называют культурной  столицей России.

Физкультминутка:

Жура - жура - журавель (за руки)

Облетел он сто земель.(ладошки)

Облетел, обходил,(летают, ходят)

Крылья, ноги натрудил. (гладят руки, ноги)

Мы спросили журавля: (руки вперед)

«Где же лучшая земля?» (пожать плечами)

Отвечал он, пролетая: (летим)

«Лучше нет родного края!» (руки на груди)

Воспитатель: Наша страна – многонациональное государство. А это значит, что в России живут 170 разных народов. Люди разных национальностей могут отличаться друг от друга цветом кожи, формой глаз.  Их объединяет любовь к Родине. 

Воспитатель: Скажите, какие национальности населяют Россию? Я буду называть вам край или область а, вы мне назовете народы, населяющие их.

 (Татарстан –татары, Чувашия – чуваши, Чечня –чеченцы, Мордовия – мордва, Удмуртия –удмурты , Бурятия – буряты, Якутия – якуты, Калмыкия калмыки, Карелия –карелы, Хакасия – хакасы, Эвенкия – эвенки, Чукотка – чукчи, Осетия –осетины, Ингушетия - ингуши.)

Воспитатель:  Как  народы живут в нашей стране? (дружно, одной семьей, мирно, помогают друг другу).

Ребенок: (Тимофей Т.)

Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Где люди все – одна семья, 

Куда ни глянь –  кругом друзья. 

Воспитатель. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них.

( 1.Человек без родины, что соловей без песни. 2. Жить – родине служить. 3. «Всякому мила своя сторона».
«Русский человек без родины не живет».
«Родная сторона- мать родная, чужая сторона- мачеха».
«Каждому свой край сладок».
«На родной стороне и камешек знаком».
«Родина краше солнца, дороже золота».
«Родная землица и во сне снится».
«Своя земля и в горсти мила».
«Нет в мире краше Родины нашей».
«Всякая птица свое гнездо любит».
«Где кто родился, там и пригодился».

«Не отрекайся от земли русской, не отречется и она от тебя».

«Родина - краше солнца, дороже золота»)

Воспитатель. Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать её от врагов.

Воспитатель:  Многим знаменита Россия: людьми добрыми и сердечными, мастерами умелыми, песнями душевными.

Воспитатель: Россия - древнее государство со своей историей, культурой, традициями и обычаями, многие из которых дошли до наших времен. Национальной гордостью России являются деревянные изделия: расписные матрешки, музыкальные инструменты - ложки, трещотки, гусли. (Показслайдов с изделиями.) Предлагаю поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную музыку «Калинка».

Воспитатель: Для того чтобы узнать еще больше и может быть самим прославить нашу страну нужно много учиться и трудиться, ребята.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и рассказать, что им больше всего запомнилось. Дети обмениваются впечатлениями, после этого, встав в тесный круг и держась за руки, повторяют слова, расширяя круг:

 Глубоки у нас моря,

 Широки у нас поля,

Изобильная, родная,

Славься, Русская земля

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. И мне хотелось бы закончить его такими словами.

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

Дети поют песню группы «Непоседы» - «Моя Россия – моя страна».

                        ЛИТЕРАТУРА:

  1. Истоки патриотизма. Беседы с ребенком.  – Издательство « ТЦ Сфера «, 2015г.
  2. Города России. – Москва, «Росмэн»,2016г.
  3. Наша Родина – Россия. Самая первая энциклопедия. – Москва, «Росмэн», 2014г.
  4. Моя страна. Игровые задания для детей 6-7 лет.- Москва, «Академия солнечных зайчиков».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности образовательная область «Коммуникация»

Рабочая программа по развитию речи направлена на реализацию образовательной области «Коммуникация», составлена на основе обязательного минимума содержания по познавательно-речевому развитию детей стар...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Учимся играя. Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи для детей подготовительной к школе группы Тема: КВН «Экономический цветик-семицветик»

Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитиеЦель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их ...