Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

       Конспект  интегрированного занятия   по математике и развитию речи                                                                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности                                              по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной                  к школе группы с тяжелыми нарушениями речи                                                                         «Скоро в школу».

                                                     Учитель-логопед:  Белевцева И. Н.                                    

                                        Воспитатели: Махлай И.В.

                                                                   Тибейко Н.И.

Ставрополь

2023 г.

Цель: Создание условий для положительной мотивационной готовности детей  к школе.

Задачи:

        Коррекционно  –  образовательные                                                                    1.Продолжать формировать и закреплять  лексический словарь о школе (пенал, линейка, ручки, карандаши….)                                                                              2.Развивать связную речь, умение отвечать полным ответам.                                             3. Закрепить умение решать математические примеры в пределах 10.                                                                             4. Закрепить знания о  составе  числа 6 из двух меньших чисел.                                                                5. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.                                                               6. Закрепить знания о  геометрических фигурах (плоскостные и объемные)

        Коррекционно - развивающие                                                                        1.Развивать познавательные психические процессы  ( память, внимание).                                                                                                                        2. Развивать межполушарное взаимодействие, путем одновременного обвода геометрических фигур.                                                                                                                     3. Формировать навык самоконтроля при построении развернутых ответов.         4. Развивать мелкую моторику рук.

        Воспитательные                                                                                                         1.Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.                                                                                                                                2. Воспитывать умение работать в команде, слушать, не перебивать друг друга.                                                                                                                        3.Создавать положительный эмоциональный настрой, атмосферы и доверия.  

          Индивидуальная работа

1.Контролировать произношение поставленных звуков у Димы Г, Димы П, Алисы М, Софии Н, Андрея Е.

2.Уделить внимание по ориентировке в пространстве (круги Эйлера)  у Аделины Б, Димы Б, Миши А.

            Оборудование: 

ноутбук, проектор, видеописьмо учителя, портфель, диск, аудиозапись звонка и гимнастики для глаз, магнитная доска, цифры, маркеры, цифры, круги Эйлера, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  коробка – сюрприз,  гелиевые шары, грамоты.

          Предварительная работа

1.Беседа о школе.                                                                                                                    2.Решение логических задач;

3.Проведение дидактических игр: «Обручи», «Круги Эйлера» «Цветные палочки»,  «Блоки  Дьенеша», «Засели дом жильцами»

           

          Словарная работа

Предметный словарь: школа,  дошкольники, класс, звонок, диск, курьер, пенал, портфель, тела.

Словарь прилагательных: школьный, геометрические, четные, нечетные, цветные, плоскостные, объемные (тела).

Сложные слова: первоклассники, шестиэтажный (дом), карточка-код.                              

     Методы и приемы

1.Игровые (использование сюрпризного момента, дидактические игры)

2. Наглядные (видеописьмо, аудиозапись, использование опорных схем)

3.Словесные (беседа, вопросы, загадка)

4.Поощрение (грамоты)

       Интеграция образовательных областей                                                                     «Речевое развитие»                                                                                                                          «Познавательное развитие»                                                                                               «Физическое развитие»                                                                                             «Социально-коммуникативное развитие»                                                         «Музыкальное развитие»

Предполагаемый  результат.                                                                                                    1. Дети знают состав числа  из двух меньших единиц до 6.                                               2. Умеют классифицировать  геометрические фигуры по наличию признаков, умеют различать объемные фигуры и плоскостные.                                                                                                                                  2. Сформировался  положительный настрой к обучению в школе.                                                                                                                                                    3. Дети овладели навыком взаимодействия со сверстниками и умением ориентироваться во времени.

Ход образовательной деятельности:

1.Вводная часть.

Организационный момент.                                                                                                             Дети заходят в группу под фонограмму музыки   «Дважды два четыре» и становятся полукругом

Воспитатель:  ребята, у нас сегодня гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и  поздороваемся со всеми.                                                                                     Воспитатель: присаживайтесь на стулья, сели ровно, спинки выпрямили,  красиво поставили ноги. Все внимание на меня, не выкрикиваем, не перебиваем, поднимаем руки и отвечаем полным ответом.
Воспитатель: ребята, какое сегодня число и месяц?

Дети: сегодня 21 марта.

Воспитатель: какой сегодня день недели? 

Дети: сегодня вторник.                                                                                                    

Воспитатель: напомните мне, какой он по счету в неделе?                        

Дети: вторник - второй день в недели.

Воспитатель: сегодня вторник, а позавчера был какой день?

Дети: позавчера было воскресенье.

Воспитатель: сегодня 21  число, а послезавтра будет какое число?

Дети: послезавтра будет 23.

Воспитатель: ребята, напомните какое сейчас время года?

Дети: сейчас время года весна.

Воспитатель: назовите соседей весны.

Дети: соседи весны – зима и лето.

Воспитатель: сколько месяцев в одном времени года.

Дети: в одном времени года – три месяца.

Воспитатель: а сколько всего времен года?

Дети: всего четыре времени года.

Воспитатель: а сколько месяцев в году?

Дети: в году 12 месяцев.

Воспитатель: ребята, напомните мне  в какое время года вы пойдете в школу?

Дети: мы пойдем в школу осенью, 1 сентября (картинка на доске первоклассники с портфелями)

Воспитатель: правильно, предлагаю вам поговорить о школе. Как вы думаете, кто такие  первоклассники?

Дети: это дети, которые учатся в 1 классе.

Воспитатель: ребята слово первоклассник это сложное слово, состоит из двух слов, каких?

Дети: первоклассник состоит из слов первый и класс.

Воспитатель: скажите ребята, а я могу вас сейчас назвать первоклассниками?

Дети: нет!

Воспитатель: а кто вы сейчас?

Дети: мы сейчас дошкольники!

Воспитатель: ребята, как называется помещение в школе, где учатся дети?

Дети: дети учатся в классе.

Воспитатель: как называется стол, за которым сидят ученики?

Дети: дети сидят за партами.

Воспитатель: как можно понять, что закончился урок в школе, и началась перемена?

Дети: звенит звонок. 

Воспитатель: молодцы ребята, правильно на вопросы.

А сейчас внимательно послушайте и догадайтесь, о каком школьном предмете идет  речь.

У девчонки, и мальчишки,

В нем лежат тетради, книжки,

Ручки, кисточки, альбом,

Нет лишь куклам места в нем!

Дети: школьный портфель.

Воспитатель: ребята, сегодня утром нам в группу курьер доставил посылку-портфель. Посмотрите, что необычного вы видите?

Дети: на портфеле прикреплен диск.

Воспитатель: Для чего нужен диск?

Дети: на диск записывают информацию.

Воспитатель: предлагаю открыть и посмотреть, что там за информация. Согласны?

Дети: да!

2. Основная часть

Сюрпризный момент.   Видеописьмо
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Анна Вячеславовна я учительница начальных классов. Уже скоро вы все пойдете в школу, в первый класс. Вас ждет очень интересная, увлекательная, но не простая школьная жизнь. Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько заданий, которые находятся внутри портфеля. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, а значит, вы уже готовы прийти в первый класс.
Как только вы выполните все задания, вас ждет сюрприз.
Желаю вам удачи!

- Ну что, ребята, готовы показать свои знания и выполнить все задания?
Дети: да!

1 конверт с заданием: «Собери пенал»

Воспитатель: (воспитатель достает пенал из портфеля)                                         Ребята, а что это за предмет кошелек или косметичка?                                                Дети: это пенал!                                                                                                Воспитатель: ребята, а что должно, находится  в школьном пенале?                                                                                   Дети: в пенале находятся -  ручки, карандаши, стёрка, линейка….                                                                                              Воспитатель:  правильно ребята, а еще  в нашем пенале первое задание. Обратите внимание на нашу доску. На ней изображен пенал с предметами, которые вы перечислили. Предметы в пенале не раскрашены,  Вам необходимо решить пример и выбрать цифру с нужным цветом. И если вы правильно решили пример, то данный  предмет станет цветным.

Дети: Настя Д. – пять плюс три равно восемь. Цифра восемь оранжевого цвета (в пенале окрашивается карандаш оранжевым цветом)                               (каждый ребенок решает свой пример)

Воспитатель: молодцы! Все примеры правильно решили и у нас с вами вот такой замечательный пенал в портфеле.

«Четные и нечетные числа»

Воспитатель: Посмотрите ребята, что я достала из портфеля?                                  Дети: вы достали цифры.                                                                                     Воспитатель: правильно и они нам необходимы для следующего задания.  Девочки берут четные числа, а мальчики нечетные числа и занимают места согласно цифрам на столах.                                                                                            Воспитатель: ребята, что такое четное число?                                                                                                             Дети: - четное число это число, которое можно разделить пополам. Воспитатель: а  нечетное число можно разделить пополам?                                                          Дети: нет, нечетное число не делится пополам.                                          

2 конверт с заданием: « Состав числа 6. Числовой коврик»                    

Воспитатель: ребята, как вы думаете, для чего нам  в математике нужен дом?                                                                                                                             Дети: чтобы с помощью этого дома составить состав числа.                          Воспитатель: правильно ребята, это наше следующее задание. Посмотрите внимательно и скажите,  какая цифра на крыше нашего дома?                                        Дети? На крыше дома цифра шесть.                                                              Воспитатель: сколько этажей в нашем доме?                                                                    Дети: в нашем доме 6 этажей.                                                                                Воспитатель: значить, наш дом какой?                                                                                     Дети: наш  дом шестиэтажный.                                                                                            Воспитатель: сколько способов, получить число 6?                                                                          Дети: 6 способов.                                                                                                Воспитатель: ребята, нам необходимо заселить наши квартиры жильцами, но только так чтобы на каждом  этаже было по шесть жильцов. Начинаем с первого этажа, использовать в речи такие слова – на первом этаже  в первой квартире живет … человек, во второй квартире … человек, всего на этаже живет 6 человек.

(дети по очереди заселяют дом)

Дима Б. -  на первом этаже в первой квартире живет 1 человек, а во второй квартире  живет 5 человек. Всего шесть человек.                                                                                             Настя М. – на втором этаже в первой квартире живет 2 человека, а во второй 4 человек. Всего шесть человек.                                                                                                                          Злата Ж. – на третьем этаже  в первой квартире живет 3 человека, а во второй 3 человек.                                                                                                                             Настя Д. - на четвертом этаже  в первой квартире живет 4 человека, а во второй 2 человек.                                                                                                            Алиса М – на пятом этаже  в первой квартире живет 5 человек, а во второй 1. Андрей Е – на шестом этаже в первой квартире живет 6 человек, а во второй 0.

Воспитатель: молодцы, справились и с этим заданием.

Звенит звонок

3 конверт «Укрепи здоровье»

Математическая физкультминутка:                                                                              Воспитатель: внимательно слушайте, считайте и выполняйте задание.
(воспитатель показывает картинки и зачитывает задания к ним, дети выполняют)
• Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов.
• Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас.
• Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков.
• Хлопните руками столько раз, сколько пар сапог у нас.
• Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.
• Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
• Сколько видишь телефонов, столько сделай вперёд наклонов.
• Столько глазками моргни, сколько машинок впереди.
• Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз),
                                                                                                                                                                                                                                      Воспитатель: отдохнули, присаживаемся на свои места приступаем к следующему заданию.

 Воспитатель:  ребята, посмотрите в портфеле какая - то коробочка.  Как вы думаете, что находится в этой коробке?

Дети: в коробке лежат цветные палочки.

Воспитатель: правильно палочки Кюизенера. Чем различаются эти палочки?

Дети: различаются цветом и длиной.

Воспитатель: что обозначает длина и цвет   каждой палочки?

Дети: длина и цвет каждой палочки обозначает  число.                                  Воспитатель: поиграем в игру «Угадай цифру и цвет»

Воспитатель: ребята, к нашему дому  необходимо выложить цветной коврик из 6 палочек.  Обращаю ваше  внимание, что коврик должен быть выложен по составу числа 6. Приступаем к работе.

4 конверт с заданием: Рисование двумя руками» (песочные часы) Воспитатель: ребята, вам необходимо, двумя руками обвести геометрическую фигуру.  Это задание  надо сделать за одну минуту. Ребята, а как мы поймем, что прошла минута?                                                                                Дети: с помощью часов.                                                                                                Воспитатель: правильно, можно с помощью часов, которые висят у нас на стене, а еще какие часы можно использовать?                                                                 Дети: с помощью песочных часов.                                                                   Воспитатель: правильно ребята, приступаем к работе.                                   

Воспитатель: ребята, внимательно посмотрите на свои фигуры и поднимите только плоские фигуры. Назовите их.

Дети: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Воспитатель: а теперь поднимите объемные фигуры. Назовите их.

Дети: конус, цилиндр, параллепипед, куб.

Воспитатель: чем отличаются плоские фигуры от объемных фигур?

Дети:                                                                                                                                         - с объемными фигурами можно производить действия;                                                               - из объемных фигур  можно строить постройки;                                                                                                              - а плоские фигуры мы можем только рисовать на плоскости.                                  

Воспитатель: ребята, а еще объемные фигуры, называют геометрическими телами.

Воспитатель: (достает конверт с заданием)

Звенит звонок

Но прежде чем перейти к следующему заданию предлагаю сделать гимнастику для глаз. «Гимнастика для глаз»

5 конверт с заданием: «Игра с двумя обручами»

Воспитатель: ребята, у вас на столах два круга, их называют в математике круги Эйлера, они обратите внимание разного цвета.   Назовите их цвета?                                     Дети: желтый круг и зеленый круг.                                                                                        Воспитатель: разместите на столе круги так, чтобы они имели общую часть — пересечения. Чтобы узнать какие блоки надо разместить в кругах, надо расшифровать код.                                                                                                                      Настя Д. -  посмотри на карточку – код, и скажи  какие, блоки вы разместите в желтом кругу?                                                                                                                      Настя Д. – в желтый круг мы положим  -  большие,  не желтые, толстые блоки.                                                                                                                Воспитатель: Алиса М., -  какие,  блоки вы разместите в зеленом кругу круг?                                                                                                                            Алиса М. – в зеленый круг мы положим -  тонкие, не красные, не маленькие  и не треугольные блоки.                                                                                   Воспитатель: приступаем к работе.                                                                         Какие блоки лежат внутри зеленого, но вне желтого круга?                                                                                                                        Дети: внутри зеленого обруча лежат  большие, тонкие, желтые и синие  блоки.                                                                                                             Воспитатель: - Какие блоки лежат внутри желтого, но вне зеленого круга? Дети: внутри желтого обруча лежат большие, толстые, красные и синие блоки.  (Дети проверяют свою работу по образцу на доске)                                                                                          Воспитатель: Ребята, посмотрите,  у нас есть зона пересечения, подумайте какие надо взять блоки из желтого  и зеленого круга  и поместить их в зону пересечения.                                                                                                                  Какие блоки лежат в пересечении  зеленого и желтого круга?                                                                                                                       Дети: в пересечении желтого и зеленого обруча лежат синие большие  тонкие и толстые блоки. (Дети проверяют свою работу по образцу на доске)                                                                                          

4. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: ребята, все задания которые были в портфеле, вы  выполнили. Вы большие молодцы!

- Какие задания показались наиболее интересными?

-Какие задания показались наиболее сложными?

-Что больше всего понравилось?

- как вы думаете, а почему вы так быстро и правильно справились с заданиями? (ответы детей)

Воспитатель: мне больше всего понравилось, как вы сегодня все дружно, активно работали.

-Молодцы! Так держать!

Воспитатель: ребята, посмотрите вокруг себя и найдите в группе предмет с цифрой 5.

(дети находят коробку, открывают ее, из нее вылетают шары с грамотами)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 города Ставрополя

Конспект интегрированной образовательной деятельности                                              по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной                  к школе группы с тяжелыми нарушениями речи                                                                         «Скоро в школу».

                                                     Учитель-логопед:  Белевцева И. Н.                                    

                                        Воспитатели: Махлай И.В.

                                                                   Тибейко Н.И.

Ставрополь

2023 г.

                                               

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Закреплять и углублять знания о перелётных и зимующих птицах.    Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах "10"; отвечать на вопросы "сколько?", "какой...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в страну Математики» для детей подготовительной к школе группы

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП на тему: "Путешествие в страну Математики" для детей подготовительной к школе группы...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и ручного труда в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «В гостях у гномов»

Цель: Закрепить знания по теме «Число и цифра 7». Закрепить навыки ручного труда в работе с бумагой. Задачи: Закрепить навык порядкового и обратного счета в пределах 10.Закрепить сост...

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и развитию речи в средней группе .

Данное  интегрированное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме ««День рождения зайца Кузи»». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим...