Тема: «Развитие связной речи у детей с ОВЗ».
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Богданова Татьяна Ивановна

Умение произвольно строить высказывание, целенаправленно подбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления очень полезно как для последующего обучения ребёнка в школе, так и для его общего развития и, прежде всего, умственного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sv._rechi.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Развитие  связной речи у детей с ОВЗ».

Умение произвольно строить высказывание, целенаправленно подбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления очень полезно как для последующего обучения ребёнка в школе, так и для его общего развития и, прежде всего, умственного. 

В подготовительной группе дети готовы к связным высказываниям (к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам), но эти высказывания отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в норме характеризуют развёрнутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.  Дошкольников с недоразвитием   связного  высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно- следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Когда «рассказ»  ребёнка  зачастую выглядит как набор непоследовательных  аграмматических фраз, очень важна поэтапность начального периода обучения. Работая с шестилетними детьми с ОНР убеждаешься в  большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи.

Нарастание сложности заданий происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а так же моделирование плана высказывания.

Работа над связной речью проходит   по различным направлениям:

- пересказы текстов (с опорой и без);

- составление рассказа по сюжетной картине (по серии картин);

- Составление описательного, сравнительного рассказа (по схеме);

- Творческое рассказывание.

При составлении рассказа по картине  я включаю в занятия :

  • Обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
  • Нравственную оценку поступков героев;
  • Проигрывание ситуаций общения;
  • Установление причинно- следственной  зависимости действий в рассказе и пр.

Во второй половине года я использую следующие виды творческого рассказывания:

- добавление в рассказ предшествующих, либо последующих событий;

- составление рассказов с включением (исключением ) объектов;

- составление рассказов по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;

- придумывание рассказа про знакомого героя;

- составление рассказа по его названию;

- придумывание рассказов по нескольким опорным словам и пр.

Учитель-логопед Богданова Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ По теме: «Развитие речи у детей с ОНР».

Реферат содержит в себе разделы:Научно-теоретический анализ вопроса нарушений развития    у детей с ОНР;           Психолого-педагогическая характер...

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Конспект консультации для родителей. (Подготовительная группа) Тема: «Развитие речи наших детей»

Конспект консультации для родителей.(Подготовительная группа)Тема: «Развитие речи наших детей»Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Вступление. З...

Консультация по развитию речи на тему: «Развитие речи у детей средней группы»

Консультация по развитию речи на тему: «Развитие речи у детей средней группы»...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...