Конспект ООД "Путешествие в древнегреческий театр"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект ООД по риторике и сценическому искусству для детей 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №94 «Лилия»

Конспект организованной образовательной деятельности

 в подготовительной группе

«Путешествие в древнегреческий театр»

                                                                                                                 Подготовила:

                                                                                                      воспитатель по обучению

 татарскому языку

                                                                                                                I квалификационной категории

                                                                                                                Хасанова Разина Миннеахметовна.

        

Набережные Челны

2016 год

Тема: «Путешествие в древнегреческий театр»

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграционная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Развивать творческую активность детей через театральную деятельность.

Задачи:

Развивающие:

- способствовать развитию интонационной выразительности речи детей через правильное дыхание, дикцию, силу голоса;  

- формировать умение выражать эмоциональное состояние героя (радость, грусть и т.д.) при помощи голоса, мимики, жестов;

- побудить к самостоятельному поиску выразительных средств для создания художественного образа;

- создать условия для проявления инициативы, воображения, фантазии и желания детей участвовать в драматизации.

Воспитательные:

- воспитывать в детях позитивные эмоции, интерес и  уважение к театру;

- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение согласовывать свои действия в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к театральным атрибутам.

Обучающие: 

- дать первичные представления о возникновении и особенностях древнегреческого театра, профессии актера.

- упражнять в навыках правильного речевого дыхания, отработке дикции, выразительности речи.

- научить воспроизводить готовый текст, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

- повторять и закреплять лексический материал на татарском языке (вежливые слова «Хәерле көн, исәнмесез, зинһар өчен, сау булыгыз, рәхмәт  һ. б.»,

Предполагаемый результат:

- имеют первичные представления о древнегреческом театре и профессии актера;

- пользуются разнообразными интонациями, выражающими основные эмоции, а также жестами, мимикой;

- выразительно читают диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова; входят в заданную роль.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

Формы и методы совместной деятельности:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные: презентация, показ действий, раздаточный материал (маски театральные с эмоциями, полумаски-медальоны, лавровые веночки).

Практические: упражнения на развитие речевого дыхания, силы голоса, дикции, игры-драматизации.

Оборудования к ООД: проектор с экраном, музыкальный проигрыватель, стол для масок, бутафорские античные колонны, «волшебная маска» на подставке, театральная ширма с декоративными масками и куклами в античной одежде, лавровые венки для воспитателя и детей, столы и стулья для детей.

На каждого ребенка: маски театральные с эмоциями, полумаски-медальоны, лавровые веночки.

Словарная работа: активный словарь: театр, актер, маска; пассивный словарь: проворонила, дымоход.

Раздаточный материал: маски театральные с эмоциями, полумаски-медальоны.

Структура ООД:

I часть – организационная, приветствие на русском, татарском и греческом языках – 1 мин.

II часть -  основная – 14 мин.

  1. Беседа.
  2. Упражнение на речевое дыхание.
  3. Упражнение на развитие дикции и силы голоса - заучивание скороговорки.
  4. Игра на проявление эмоций «Говорящая маска».
  5. Чтение текста диалогического стихотворения «Петух и кот».
  6. Беседа.
  7. Постановка сценки «Петух и кот».

III часть – заключительная – 5 мин.

  1. Награждение детей лавровыми веночками.
  2. Рефлексия.

Длительность ООД – 20 мин.

ХОД ООД.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Звучит таинственная греческая музыка.

Воспитатель:  Добрый день, ребята! Хәерле көн, балалар!

Дети: Добрый день! Хәерле көн!

Воспитатель:  Меня зовут Разина Ахметовна. У нас есть гости. Поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте! Исәнмесез!

Воспитатель: А сейчас я поприветствую вас на греческом языке: ясас. Ведь мы находимся у Волшебных Ворот в прошлое, в стране Древняя  Греция. Хотите совершить путешествие в самое удивительное место этой страны? Добро пожаловать!

Проходят через «Волшебные Ворота».

Музыка выключается.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда вы попали?

Ответы детей (предположительно). В театр. 

Воспитатель. Верно. Вы находитесь в театре. А знаете, как нужно вести себя здесь?

Дети (предположительно). Вежливо, тихо, беречь маски.

Воспитатель. Молодцы! Садитесь, утырыгыз.  

Слайд 1, здание античного театра.

(обращая внимание детей на экран ). Ребята, театральное искусство возникло именно в Древней Греции. Так выглядело здание одного из первых театров. Оно имело форму огромной полукруглой чаши. Эта форма помогала усиливать звук, чтобы выступающих было слышно всем. Как вы думаете, кто выступал в театре?

Дети (предположительно). Артисты, актеры.

Воспитатель. Правильно.

Слайд 2, маски.

Актеры исполняли разные роли. Если их роли были грустные, то они надевали хмурые маски. Если роли были веселые, актеры надевали радостные, улыбающиеся маски.

Слайд 3, лавровый венок.

Воспитатель.  В Древней Греции существовала традиция - победителей соревнований, мудрецов, мастеров слова награждали лавровым венком. Такими же венками удостаивали и лучших актеров театра.

Слайды закрываются.

Воспитатель. Дорогие мои гости, я тоже была актером и удостоилась лаврового венка. А сегодня я -  режиссер этого театра, учу актеров  играть роли.  Мои актеры очень талантливые, красноречивые.

Ребята, а кто еще, кроме актеров, умеет говорить, не стесняясь, выразительно, убедительно?

Дети. (предположительно).  Воспитатели, учителя, корреспонденты… 

Воспитатель. Верно. А говорить красиво они научились, когда были маленькими. Они очень любили выступать, играть сказочные роли, представляли себя актерами.

А вы хотите стать актерами? 

Дети. Да.

Воспитатель. Вам поможет волшебная маска, которая знает все секреты театра (указывает на блестящую «волшебную» маску). Она готова поделиться с самыми важными из них. Хотите узнать ее секреты?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда вам нужно произнести 3 вежливых слова на татарском языке,  а маска откроет 3 секрета.

Дети ( предположительно). Хәерле көн, исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт, зинһар өчен и др.

Воспитатель. Молодцы! Вот первый секрет волшебной маски: это правильное речевое дыхание. Оно нужно актеру, чтобы говорить легко и выразительно.

Слайд 4, дыхание.

Чтобы тренировать свое дыхание, волшебная маска приглашает нас в театральную мастерскую (указывает в центр группы).

Проходят в центр группы.

1. Встанем в круг. Выпрямим спины.

2. Нужно закрыть рот и сделать короткий вдох через нос, затем, немного приоткрыв рот, медленно,  спокойно выдыхать. Помогаем себе руками, показывая направление воздуха (при вдохе –  быстрое движение руками вперед к носу, при выдохе – медленное от себя в стороны).

Дыхательная гимнастика 2-3 раза.

Воспитатель. Вижу, вы все овладели секретом правильного дыхания.

Садитесь, ребята. Утырыгыз. Волшебная маска раскрывает второй секрет: чтобы говорить внятно, четко, актерам нужно работать над  звуками и голосом.  

Слайд 5, речь и голос.

В этом им помогают скороговорки. Вы знаете скороговорки?

(1-2 ребенка читают. Если захотят многие, воспитатель может предложить: «Ребята, мы непременно послушаем вас в конце путешествия, ведь время в театре ограничено, а нам нужно успеть многое»).

Воспитатель. Замечательно! Теперь послушайте мою скороговорку. Проворонила ворона вороненка. О ком идет речь в скороговорке?

Слайд 6, Ворона.

Словарная работа. Как вы понимаете слово «проворонила»?

Дети (предположительно). Вороненок улетел, убежал. Ворона упустила птенца, не доглядела.

Воспитатель. Верно. А мы поработаем над звуками. Сначала каждое слово нужно произносить медленно, отчетливо проговаривая все звуки и отхлопывая ритм на каждом слове. Повторите медленно: Проворонила/ ворона /вороненка. А сейчас произнесите быстро. Еще быстрее!  Молодцы! Теперь потренируем голос: произнесем скороговорку быстро и громко, тише, шепотом.

Произносят громко, тише, шепотом.

Воспитатель. Отлично! Вы хорошо потрудились над звуками и голосом.

Третий важный секрет волшебной маски: актер должен уметь выражать эмоции героев, которых он играет. Какие эмоции вы знаете?

Слайд7, эмоции.

Дети. Радость,  грусть, восторг, удовольствие, умиление, удивление, злость, обида и др.

Воспитатель. Свои эмоции вы сможете выразить в игре «Говорящая маска». В уголке масок аккуратно выбираем маски (выбирают) и проходим ко мне в театральную мастерскую (встают, подходят). Внимательно посмотрите, какие эмоции изображены на масках?

Дети.  Радость, грусть.

Воспитатель. Правильно. Можете примерить свои маски. Веселые маски, встаньте слева от меня, а грустные - справа. Я буду вам задавать вопросы, а вы своим голосом, движениями изобразите настроение вашей маски. (Закрывает лицо веселой маской и задорным голосом спрашивает у веселых масок):

Скажите, пожалуйста, вы какие маски?

Дети. Мы – веселые маски! (говорят весело, задорно, движения веселые).

Воспитатель. А какое у вас настроение?

Дети. Отличное, веселое, прекрасное.

Воспитатель. (Закрывает лицо грустной маской и  спрашивает у грустных масок):

А вы, маски, какие?

Дети. Мы – грустные маски. (говорят грустным голосом, руки опущены, движения выражают грусть).

Воспитатель. А какое у вас настроение?

Дети. Грустное.

Воспитатель (обращается к радостным маскам). Ребята, может нам поделиться прекрасным настроением с вашими друзьями и повеселить их? Мы им скажем: «Ловите радость!» А вы, грустные маски, поймайте.

Дети в веселых масках. Ловите радость!

Воспитатель. Поймали? А сейчас все опустим маски, изобразим на своих лицах радость и  вместе скажем «Нам весело!»

(Вместе радостно говорят).

Воспитатель.  Великолепно! А теперь аккуратно положите маски на стол и садитесь.

(Складывают маски и садятся).

Ребята, какие самые важные секреты раскрыла Волшебная маска?

Дети. Секрет правильного дыхания, тренировка речи и голоса с помощью скороговорок, умение выражать эмоции героев.

Воспитатель. Умницы!  А теперь она предлагает вам стать актерами и сыграть сценку. Как думаете, справитесь?

Дети (предположительно). Справимся.

Воспитатель. Я прочитаю вам  текст сценки. Послушайте внимательно, представьте героев, обратите внимание на то,  как они говорят, какие чувства выражают, подумайте, какие  у них движения, что нового вы могли бы добавить от себя.

Воспитатель выразительно читает стоя, дети слушают. 

«Петушок и кот».

Встретил петушок кота (эмоция - радость)

И спросил его тогда:

- Почему ты черный, кот? (эмоция - удивление)

- Лазал ночью в дымоход. (произносит гордо, хвастаясь)

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел. (говорит радостно и довольно)

- Почему ты серым стал?

- Пес меня в пыли валял. (говорит печально, обиженно, жалобно)

Беседа по содержанию.

Воспитатель. Ребята, какие герои разговаривают в стихотворении?

Дети. Петух и кот.

Слайд 8, петух и черный кот.

Воспитатель. Как произносит петух свои слова? Спросим как он. Почему ты черный, кот? (эмоция - удивление). (повторяют).

А кот отвечает, что лазал ночью в дымоход.

При необходимости - словарная  работа. Дымоход – это труба, по которой идет черный дым из печки. Повторите: дымоход. 

С какой эмоцией отвечает кот? Ответим вместе. Лазал ночью в дымоход. (произносит гордо, хвастается).

Слайд 9, петух и белый кот.

Чему снова удивляется петух? Что он спрашивает? Почему сейчас ты бел? (удивление).

 А как отвечает  кот? Из горшка сметану ел.  (радостный, довольный).

Слайд 10, петух и серый кот.

Чему удивлен петух в третий раз? Почему ты серым стал? 

А с каким настроением говорит кот?  Пес меня в пыли валял (говорит обиженно).

Какие движения можно использовать при выражении этих эмоций? (петух от удивления хватается за голову, гордый кот запрокидывает голову назад, грудь вперед, довольный кот облизывается, гладит себя по животу, обиженный говорит смотря вниз, жалобно  т.п.)

Воспитатель. Отлично! Теперь можете пройти в театральный уголок и выбрать медальоны с изображениями кота или петуха (выбирают). Актеры, приглашаю вас на сцену! Петухи, встаньте полукругом слева, коты – справа. Сейчас, используя все свои умения, секреты Волшебной маски, прочитаем текст очень выразительно.

Выразительное чтение хором. Слова автора читает воспитатель, дети исполняют роли, показывая мимику и жесты героев.

Воспитатель. Дорогие мои актеры! Это была лишь репетиция! А теперь, в древнегреческом театре настоящее представление!  Сценка «Петушок и кот»!

Музыка - начало сценки.

Инсценировка.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Воспитатель: Восхитительно! Спасибо вам! Улыбнитесь друг другу и похлопайте. В каждом из вас я увидела юного эмоционального, талантливого актера. За свое мастерство вы награждаетесь лавровыми венками.

Звучит торжественная музыка, далее – негромкий фон.

Воспитатель одевает детям веночки, параллельно подводя итоги.

 Вопросы для рефлексии.

Воспитатель.

- Ребята, кому вы покажете эту сценку? (родителям, товарищам, детям младших групп).

- Что вам особенно запомнилось в путешествии по театру? (предположительно: волшебная маска и ее секреты, как учились правильно дышать, рассказывать скороговорки и тренировать речь, голос, играть роли и т. п.).

При третьем вопросе воспитатель встает между детьми, любуется их веночками.

Воспитатель. Как вас украсили эти веночки! Вы напоминаете настоящих древнегреческих актеров.

- Вам бы хотелось побольше узнать о театре, профессии актера? С помощью чего это можно сделать? (книг, интернета, можно сходить в театр, обратиться за помощью к воспитателю, взрослым).

Звучит греческая музыка.

Воспитатель. Замечательно!  Дорогие мои актеры! Пришла пора прощаться: со мной, с волшебной маской, древним театром, с прошлым. Вас ждут с прекрасными выступлениями в детском саду, на сценах вашего города. Я провожу вас через волшебные Ворота, и вы окажетесь в своем времени! До свидания! Сау булыгыз! И хэрете на греческом языке!

Воспитатель проводит детей через «Волшебные Ворота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры "Театр".

Сюжетно-ролевая игра "Театр" в старшей группе детского сада....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Театр" в старшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры с обыгрыванием русской народной сказки "ЗАЯЦ ПЕТУХ И ЛИСА"....

Конспект сюжетно-ролевой игры "Театр" показом драматизации сказки "Теремок"

Конспект сюжетно-ролевой игры "Театр"показом драматизации сказки "Теремок"Г ш Воспитатель: Попова Т.А. Подготовительная группа 20.11.2010 г Сюжетно-ролевая игра "Театр".Содержание:...

Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра. Для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра.Для детей старшего дошкольного возраста     Воспитатель: Клет...

Презентация "Театр" к конспекту НОД "Чудесный мир театра"

Презентация "Театр" является наглядным материалом к конспекту НОД "Чудесный мир театра"...

Конспект мероприятия ко дню театра «Путешествие в мир театра» в младшей группе

В младшей группе №1 27 апреля отметили день театра. Цель: Развить творческие способности дошкольников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную о...

Конспект мероприятия ко дню театра «Путешествие в мир театра» в младшей группе.

27 апреля в младшей группе№1 провели мероприятие ко дю театра.Цель: Развить творческие способности дошкольников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональн...