Главные вкладки

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Фархутдинова Гузалия Раиловна

    Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zayushkina_izbushka_2_.docx25.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности

    образовательная область: «Речевое развитие»

    раздел: «Развитие речи»

    тема: «Формирование диалогической и монологической речи

    в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

    возрастная группа: старшая

    Выполнил: воспитатель

    Фархутдинова Г.Р

    г. Туймазы- 2015

    Задачи:                                                                                                Образовательные: 

    -способствовать  формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссёрской игре; 

    -активизировать речь, обогащать словарный запас.

    -способствовать умению пользоваться жестами, мимикой, интонацией для передачи характера и поведения героев.

             -формировать умение  детей принимать роль и действовать соответственно выбранной роли в игре - драматизации;

    Развивающие:

    -развивать интерес к художественной литературе и театральному искусству.

     -развивать навыки драматизации, умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику.                                              Воспитательные: 

    -воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, воспитывать нравственность, сочувствие к игровым персонажам и желание помочь им.                                                                                  Активизация словаря. Интонация, гастроли, костюмерная, грим, слабый, хитрая, рыжая, грустный.

    Оборудование. Декорации к сказке: домики Лисички и Зайчика, елочки, карточки -  эмоции,  шапочки персонажей сказки.

    Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, оформление совместно с родителями театрального уголка;

    Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно – эстетическое развитие».

    Орг. момент                                                                                                Воспитатель.                                                                                                      Придумано кем-то просто и мудро -                                                                      При встрече здороваться:  «Доброе утро!».                                                      «Доброе утро!» солнцу и птицам.                                                                         «Доброе утро» улыбчивым лицам.  

    - Скажем друг другу, «Доброе утро!» и улыбнемся (дети улыбаются)

    - Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними

    Дети. Здравствуйте! Доброе утро, дорогие гости.  Мы очень рады вас видеть. (здороваются, улыбаются)

    Ход занятия

    Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель. В наш детский сад часто приезжают артисты с гастролями. Вспомните, какие сказки приезжали к нам в гости?

    Дети. «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Мойдодыр», «Три поросенка»

    Воспитатель. А вы хотите стать артистами театра?

    Дети. Да, хотим.

    Воспитатель. Как можно изменить себя, чтоб быть похожим на лису, волка, на бабу Ягу, на принца или на лягушку?

    Дети. Нужно изменить внешность с помощью костюма, грима, причёски, головного убора.

    Воспитатель. Правильно. А можно  без костюма превратиться, например, в ветер или в бабочку?

    Дети. Можно

    Воспитатель. Что нам поможет здесь, как вы думаете?

    Дети. Жесты и мимика

    Воспитатель. Правильно, а что такое жесты?

    Дети. Движения нашего тела, рук, головы

    Воспитатель. А что такое мимика?

    Дети. Выражение нашего лица

    Дидактическая игра «Настроение»

    Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть настроение, а вы попробуйте его показать.

    Воспитатель называет, а дети показывают мимикой настроение (грусть, радость, удивление, страх, восторг) Ребенок выкладывает соответствующую картинку на доску.

    Игровое упражнение «Жесты»

    Воспитатель. А теперь нам нужно показать, как мы умеем общаться жестами.

    Я вам буду говорить слова, а вы ответ должны показать это жестами.

    Воспитатель называет, а дети жестами показывают («иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», « нельзя», «высокий», «низкий», «да», «нет», «не знаю»)

    Воспитатель. Можно ли определить настроение человека, если мы его не видим, а только слышим?

    Дети. Можно.

    Воспитатель. А как это сделать?

    Дети. (ответы)

    Воспитатель.     Да, можно узнать по его интонации. Интонация – это наша выразительная речь. При помощи интонации мы выражаем различные чувства: грусть, радость, восхищение и т.д. Если это радость, то мы повышаем голос, а если это грусть, то мы понижаем голос.

    Произнесите выражение «Наступила весна» с разной интонацией голоса: грустно, радостно, с удивлением, со страхом.

    Дети произносят предложения.  

    Физминутка                                                                                                                                                                                                          Зайка наш в избушке жил  (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)                                                                                        

    Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)                  Песню весело он пел (кивают головой)                                                                     И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)                                                    Но  лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)                                                 Зайца  нашего  прогнала   (хлопают в ладоши).                                                Теперь зайчишка грустный ходит    (кружатся).

    Себе он места не находит    (вздыхают, и разводит руки в стороны)                              И собака, и медведь (качаются из стороны в сторону)                                             К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),                                               И ни с чем они уходят (расходятся).                                                                       Лишь единственный петух                                                                                       Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).                                                    И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)                                                                                                        Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).                                            Воспитатель.  В какой сказке встречаются персонажи нашей физминутки?

    Дети. «Заюшкина избушка».

    Воспитатель. Правильно это сказка «Заюшкина избушка».

    Воспитатель. Какая лиса в сказке?

    Дети. Хитрая, рыжая, коварная, вредная.

    Воспитатель. Какой заяц в сказке?

    Дети. Грустный, трусливый, слабый

    Воспитатель. А петух, какой оказался?

    Дети. Смелый, маленький, храбрый

    Воспитатель. Хотите поиграть в театр?

    Дети. Да, хотим.

    Воспитатель. Сейчас мы покажем сказку  «Заюшкина избушка».  Сначала распределим роли. Кто у нас сегодня будет лисой, зайцем, собакой, медведем, петухом?

    Дети выбирают роли.

    Воспитатель. Артисты могут пройти в костюмерную переодеваться.

    (дети уходят, размечают игровое пространство, готовят декорации, одевают костюмы)

    Воспитатель. Остальные сегодня будут в роли зрителей.

    Раздается звонок.

    Воспитатель. Вот уже раздался первый звонок, который предупреждает нас о скором начале сказки, второй звонок предупреждает, чтобы все заняли свои места, а третий звонок предупреждает о начале сказки.

    Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»

    Воспитатель. Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

    Лиса: - У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная! (дразнится)

     Воспитатель. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

    Лиса: - Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

    Заяц: - Нет, лиса, не пущу: зачем дразнилась?

    Воспитатель.  Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

    На другой день лиса опять просится:

    Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку.

    Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

    Воспитатель. Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку. А лисе только это и надо было. Стала она гнать зайца.

    Лиса: - Ступай вон, заяц! Не хочу с тобой жить!

    Воспитатель. Так и выгнала. Идет заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки.:

    Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

    Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

    Собаки: - Не плачь, заяц, мы ее выгоним.

    Подошли они к избушке.

    Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

    А она им с печи:

    Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

    Испугались собаки и убежали.

    Вот заяц опять бредет по дорожке и плачет. Идет  медведь.

    Медведь: - О чем ты, заинька, плачешь?

    Заяц: - Как же мне, медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

    Медведь: - Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

    Заяц: - Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали. И ты не выгонишь.

    Медведь: - Нет, выгоню!

    Воспитатель. Подошел медведь к избушке и зарычал:

    Медведь: - Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

    Воспитатель. А она с печи:

    Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

    Воспитатель. Испугался медведь и ушел.

    Опять  заяц  плачет. Идет петух, несет косу.

    Петух: - Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

    Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

    Петух: - Не горюй, заинька, я выгоню лису.

    Заяц: - Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

    Воспитатель. Подошел петух к избушке.

    Петух:  - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!

    Воспитатель. Услыхала лиса, испугалась и говорит:

    Лиса - Одеваюсь...

     Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!

     А лиса говорит: - Шубу надеваю...

    Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди, лиса, вон!

    Воспитатель. Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заяц с петухом стали жить да поживать, да добра наживать.

    Воспитатель: вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!( звенит колокольчик)

    Итог.

    Воспитатель. Понравилось ли вам быть артистами и  играть в сказку?

    Дети. Да, понравилось

     Воспитатель.  А можем ли мы при помощи пальчикового театра показать эту сказку?

    Дети. Можем

    Воспитатель. А ещё как можем?

    Дети. Бибабо, театра на магнитах.

    Воспитатель. Тогда мы сегодня обязательно поиграем и в пальчиковый театр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

    Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Закончи сказку"

    Творческое рассказывание «Закончи сказку». Программное содержание: продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы; продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, ...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина по сказкам

    Занятие формирует звуковую выразительность речи, развивает дикцию и фонематическое восприятие...

    Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств у детей с ОВЗ на основе художественной литературы (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

    Цель: Формирование целостного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.  Задачи:Коррекционно – образовательные:Развивать интерес к художественной литературе. Формировать уме...

    Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

    Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...