проект "Учимся вежливости"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

проект "Учимся вежливости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_vezhlivosti.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор  проекта  Щербак З.Ф.                                                           ГБДОУ детский сад №112   Выборгского   района СПб

Возрастная группа     младшая  «Берёзка»

Вид проекта: познавательно - творческий

Тема проекта:  «Учимся вежливости»

 Цель проекта:  воспитание любви и уважения к окружающим людям.

Задачи проекта:

Образовательные: учить употреблять различные формы этикетных выражений; знакомить с правилами культурного поведения; формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения друг с другом.

Развивающие: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого речевые средства.

Воспитательные: воспитывать дружеские отношения со сверстниками, воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Форма итогового мероприятия:  развлечение  «Если добрый ты»

Длительность проекта- 3 недели

Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области)

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации)

Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

1

3

4

5

1 этап Мотивационно-диагностический

Речевое развитие

Худ.-эст. развитие

Познание

Соц.-комм. развитие

Педагогическая ситуация: «Как и чем можно порадовать близких». Цель: выявить уровень умения детей пользоваться формами словесной вежливости.

Рассматривание плаката : « Хорошие манеры для малышей». Цель: изучение представлений детей по тематике проекта.

Чтение: « Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: определить уровень умения анализировать поступки литературных героев.

 

Плакат « Хорошие манеры для малышей»

Книга В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Памятки для родителей в родительский уголок «Как помочь ребёнку быть вежливым»

2 этап Организационный

Речевое развитие

Худ.-эст. развитие

Познание

Соц.-комм. развитие

Хороводная игра : « Если нравится тебе». Цель: учить доброжелательности в игре, умению действовать вместе, без конфликтов.

Сюжетно- ролевая игра « У зайчонка день рождения». Цель: учить умению использовать средства общения, принятые в обществе, проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к остальным участникам

игры.

Составление рассказа из личного опыта « Наши добрые поступки». Цель: вызвать желание у детей совершать только добрые поступки, уважать окружающих.

все атрибуты для СРИ.  «У зайчонка день рождения»

Консультации для родителей:

  • «Если ребёнок не здоровается»
  • «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»

3 этап Содержательно-практический

Речевое развитие

Худ.-эст. развитие

Познание

Соц.-комм. развитие

Физическое развитие

НОД « Правила вежливости». Цель: обучение этическим правилам поведения, употреблению в речи вежливых слов.

Показ инсценировки «Кто спасибо потерял». Цель: воспитание желания создавать радостное настроение всем окружающим.

Организация выставки «Добрая книга». Цель: воспитание чувства доброты, любви и уважения к окружающему миру, людям.

Чтение

  • «Урок вежливости»  С.Маршак,
  • « Волшебное слово» В.Осеева.
  • «Для чего говорят спасибо» Сухомлинского.

Цель: воспитывать умение анализировать поступки героев, сочувствовать, сопереживать.

Слушание музыкальных произведений :

  • «Улыбка»
  • «Если с другом вышел в путь»
  • « Когда мои друзья со мной»

Цель: создание радостного настроения, воспитание дружелюбия.

Театрализация «Капризка»

Цель: сопереживание героям.

Коммуникативные этюды:

  • «Не сердись – улыбнись»
  • «Поссорились – помирились»
  • «Встреча друзей»

Цель: обучать культуре поведения, правилам общения с людьми.

Дидактические игры:

  • «Продолжи предложение»
  • « Кто знает больше вежливых слов»
  • « В мире эмоций»
  • «Можно – нельзя»

Цель: воспитание чувства доброты, любви.

Подвижная игра « Если дружно нам живётся»

Цель: учить умению налаживать отношения.

Рисование « Солнышко радуется, солнышко грустит»

Цель: учить самостоятельно показывать эмоции в рисунке.

Лепка «Угостим зайку морковкой»

Цель: воспитывать желание делать добрые дела.

Конструирование «Мебель для гостей»

Цель: развивать конструкторские способности, формировать умение обыгрывать постройку, при этом соблюдать все правила этикета при приёме гостей.

Макет «Волшебный цветок»

Человечки из картона с эмоциями: грустит, веселится.

Сюжетные картинки о добре и зле.

Сказки, художественные произведения, изображающие добрых и злых героев.

Развивающие игры:

 «Мир эмоций»

 «Что доброго делают люди?»

Родительское собрание

« С чего начинать воспитание культуры»

Семейные рисунки « Весёлый человечек»

                                                                                                                      4 этап Итоговый

Речевое развитие

Худ.-эст. развитие

Познание

Соц.-комм. развитие

Физическое развитие

 Организация выставки детских работ « Солнышко  радуется, солнышко грустит»

« Морковки для зайки»

Развлечение «Если добрый ты» Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости.

Привлечение родителей к участию в развлечении.

Приложение 1.

Конспект  НОД     «Правила вежливости»

Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.

Задачи:

  • образовательная: учить употреблять в речи вежливые слова;
  • развивающая: развивать элементарные представления об этикете;
  • воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создавать радостное настроение окружающим, относится друг к другу доброжелательно.

Материал к НОД:

  • серединка цветка на палочке;
  • разноцветные лепестки с картинками;
  • весёлые и грустные человечки;
  • две коробки синего и жёлтого цвета;

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о вежливых словах и правилах поведения;
  • Чтение стихов о вежливых словах, отгадывание загадок, заучивание пословиц;
  • Чтение художественной литературы: С.Прокофьев «Машины сказки»: «Сказка о грубом слове «Уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке»
  • Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

                                                                                                 Ход   НОД.

Ребята, давайте мы сейчас с вами поиграем, чтобы у всех было хорошее настроение.

Игра называеется «Не сердись – улыбнись» (дети по очереди поворачивают голову к соседу  и говорят:  «Оля, не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети улыбнутся)

В-ль: Ребята, мы с вами знаем много волшебных слов. Посмотрите, на столе лежит много разноцветных лепесточков. Каждый лепесточек – это волшебное слово. На лепесточке есть картинка, она подскажет вам. Какое слово нужно сказать, Давайте соберем с вами волшебный цветок. ( Ребенок берет лепесток, называет слово и ставит лепесток в серединку цветка. Воспитатель в это время читает стихотворение об  этом  слове.)

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» - 
Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора – 
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим – 
Будут все довольны нами.

«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.

«Приятного аппетита!» 
- 
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.

«Спокойной ночи» 
говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.

«Добро пожаловать» 
гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.


Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»
.     

- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, с волшебными словами. Словом  «Здравствуйте», мы желаем здоровья. Пожелаем «Доброго утра» и весь день будет добрый. «До свидания», значит, скоро снова увидимся. Скажем «Спокойной ночи» и будут сниться красивые, добрые сны. Мы поселим цветочек в нашей группе. Давайте выберем для него место.

- Д/ игра «Грустно – весело». Ребята, у меня есть 2 коробочки. Эта коробочка, какого цвета (синего), а эта – (желтого). В коробочках живут человечки. Посмотрите внимательно, а какое настроение у человечка из желтой коробочки? (веселое), а у человечка из синей коробочки – (грустное). Давайте покажем друг другу какое у нас бывает настроение.
Мимическая гимнастика 
(показ воспитателя – дети повторяют)

Мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться.
Мы умеем удивляться, мы умеем жмуриться.

Давайте всех грустных человечков соберем в синюю коробку, а веселых – в желтую. (Человечки разложены на полу. Под музыку дети собирают их в коробки.)
- Может быть, мы грустных человечков унесем из группы, чтобы у нас всегда было хорошее настроение? А веселых человечков я подарю вам.

Рефлексия. 
- Из каких слов мы сегодня с вами вырастили цветочек? Каких человечков мы собирали в коробочки? А какое у вас настроение?

\

Приложение 2.

Развлечение «Если добрый ты…»

Цель: познакомить детей с правилами дружеских отношений.

 

Задачи:

 

  • образовательная:  познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
  • развивающие: развивать  эмоциональную отзывчивость, речевую активность, расширять словарный запас.
  • воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к окружающему миру, культуру поведения,
  • формировать нравственные качества, в том числе чувство ответственности за собственные поступки.

Предварительная работа:

  • Чтение книги «Я расту хорошим»
  • Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
  • Беседа на тему: «Волшебные слова»
  • Рассматривание сюжетных картинок о добре и зле.

 

 

Материал и оборудование:

  • телевизор,
  • картинки – цветы, бабочки,
  • фуражка для машиниста,
  •  костюм лисы,
  • сундучок.

Музыкальное сопровождение:

  • музыка В. Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка»
  • музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского «Настоящий друг».

 

Ход  развлечения:

 

Воспитатель:

                       Собрались все дети в круг,

                      Я твой друг и ты мой друг,

                      Крепко за руки возьмёмся

                      И друг другу улыбнёмся.

    Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами  было весь день хорошее настроение.

Ребята, давайте улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся с ними.

(звучит  музыка о дружбе).

Воспитатель: ребята, о чём эта песенка?

Дети: о дружбе!

Воспитатель: удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба. (совместное озвучивание слова).

Воспитатель: а, как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: когда мы делимся игрушками, не обижаем, друг друга, когда вместе что-то делаем.

Воспитатель: дружба это, когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья это люди, с которыми нам интересно играть. Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу. Дружба это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой, делиться игрушками, не хвастаться, то есть быть скромным, разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить).

Сюрпризный момент (прилетает воздушный шарик).

Воспитатель: ребята, посмотрите  к нам прилетел воздушный шарик. А в нём, что - то лежит. Давайте посмотрим.

Дети: давайте.

Воспитатель: это письмо. Сейчас прочитаем, что в нём написано.

Ребята, нас с вами приглашают в гости лесные жители. Они просят помочь им научить лисичку быть доброй и вежливой. Она не с кем не дружит, ссорится и обижает. Дети нам нужно отправится на лесную полянку, и научить лисичку со всеми дружить и быть доброй. Поможем ребята?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: На чём же мы будем добираться до лесной полянке (ответы детей).

Воспитатель: Дети, а давайте построим поезд. Строить нам нужно вместе, не ссориться, помогать друг другу, для того, чтобы поезд был крепким и не развалился (дети из стульчиков  строят поезд). Посмотрите, какой получился у нас поезд, вам нравиться? (ответы детей).

 Но паровозик не поедет без машиниста. Давайте посчитаемся и выберем машиниста, который будет управлять паровозом.

 

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга

Воспитатель: Машиниста выбрали, остальные ребята будут пассажирами, поудобнее усаживаемся, и отправляемся в путешествие к лесной полянке.

 (музыка «Паровозик из Ромашкова»).

Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите, как красиво на полянке: красивые цветы, бабочки летают, птицы поют. Вам нравится на лесной полянке?

Дети: Да!

Появляется сказочный герой (лиса).

Лиса: А, вы кто такие? И откуда? (ходит, рассматривает детей, дёргает за косичку, другого тянет за рубашку).

Дети: Мы дети из детского сада,.

Воспитатель: Ребята, а когда гости приходят, что нужно сказать?

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А лисичка поздоровалась с нами?

Дети: Нет!

Воспитатель: Она хорошо поступила?

Дети: Нет, не хорошо!

Воспитатель: Давайте скажем лисичке, зачем мы приехали на лесную полянку.

 Дети: Научить лисичку добрым делам, быть вежливой и дружить со всеми.

Лисичка: Меня!!! Добрым делам!?

Дети: Да, тебя!

Воспитатель: ребята, научим лисичку здороваться? Что нужно сказать при встречи?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как можно здороваться без слов? Присядем на пенёчке все в кружок, а теперь поздороваемся глазками, улыбаясь друг другу, слегка кивнув головой, приветствуем друг, друга (дети выполняют задание).

Воспитатель: Чудесно, замечательно! Вот мы и поздоровались.

Обращение к лисе: ты поняла лисичка, как нужно здороваться?

 

Лиса: Поняла.

 

Воспитатель: Ребятки, давайте с нашей лисичкой не много поиграем физ.минутка:

 

«Мы по лугу прогулялись»  

 

Мы по лугу прогулялись и немножко отдохнём (шагаем на месте),

Встанем, глубоко вздохнём, руки в стороны, вперёд (развели руки в стороны и вперёд).

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети (присели),

А потом все дружно в великанами мы стали. (встали)

Дружно хлопаем (хлопаем в ладоши)

Ногами топаем (топаем ногами),

Хорошо мы погуляли и не сколько не устали (шагаем на месте).

Лиса: Вижу вы дружные ребята и подарили мне хорошее настроение.

Воспитатель: Лисичка, а ребята знают ещё стихи о дружбе и могут тебя научить.

 

Стихи детей о дружбе:

 

Инга:     Наша группа дружная, умная, послушная.

                 Песни распевальная и очень рисовальная.

 

Рома С.:   В садик я давно хожу и со всеми здесь дружу

                   Вот сегодня я с Серёжей, взявшись за руки хожу.

 

Кира:      Дружит с солнцем ветерок, а роса с травою,

                 Дружит с бабочкой цветок , дружим мы с тобою.

Лисичка: Ну, спасибо научили меня дружить. Теперь я буду доброй, со всеми буду дружить, не ссориться, помогать, а за это вам от меня подарок СУНДУЧОК. Как в детский сад приедете, там и откроете, а теперь прощайте, я пойду мириться со своими друзьями. (уходит).

 

 Воспитатель: Отправляемся обратно в д/сад. Занимайте свои места и мы отправляемся в путь. (звучит музыка).

Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам ребята наше сегодняшнее путешествие? (ответы детей).

Сюрпризные моменты. (Открывается сундук и каждому ребёнку дарят по воздушному шарику).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - воспитывается вежливостью.

"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...

Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".

 В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...

"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей

Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...